статьи   

16.05.2012 (№ 9) Правовой ориентир

Беззаконие на парковке или как оградить себя от вымогательства




-

Парковки в больших городах уже давно стали камнем преткновения. Количество частных машин уже перешагнуло те прогнозы, которые были предусмотрены в генпланах послевоенных лет прошлого века. Именно поэтому центры мегаполисов в рабочие дни просто облеплены по правилам и без правил припаркованными автомобилями, тем самым затрудняя не только проезд, но и проход спешащим по своим делам пешеходам. Но, как говорится, если есть проблема, то всегда найдутся те, кто сможет на ней заработать. О легитимности разного рода платных парковок мы и поговорим. 

Ставшая уже хрестоматийной схема продажи Остапом Бендером билетов на посещение Провала, с целью якобы проведения капитального ремонта, является не такой уж надуманной и применимо к парковкам прекрасно работает в наши дни. Хотя конечно сейчас вряд ли кто-нибудь кроме  Великого Комбинатора осмелится брать деньги с представителей закона. Зато других представителей населения «чаша сия» навряд ли минует.

И расчет тут немудрен. Многим автомобилистам куда проще заплатить 10-15 гривен за якобы «официальную» парковку, чем разбираться в ее законности или того хуже искать себе другое место. Саму проблему незаконных парковок можно условно разделить на два вида. Это незаконное использование муниципальной территории в частных целях и взимание денег за «парковочные услуги», которые по своей сути никто не оказывает. Кстати, вторую схему все чаще начинают использовать крупные супермаркеты, особенно столичные. Ну, давайте обо всем по порядку… 

Что касается закона, то правила организации, благоустройства парковок и их дальнейшее использование изложено в Постановлении Кабинета министров «Об утверждении Правил парковки транспортных средств» №1342 от 3 декабря 2009-го года.

И понятие парковки характеризуется следующим образом: «специально оборудованные площадки, размещенные вне пределов проездной части улицы, дороги или тротуара и оборудованные в соответствии с требованиями этих Правил и Правил дорожного движения». Мы специально начинаем именно с определения самого понятия, т. к. именно этот пункт любят в первую очередь попирать особо амбициозные учреждения.

Частенько, особенно в центре города, можно встретить дорожный знак «Место для стоянки», но с дополнительной табличкой типа «Только для сотрудников (или клиентов) ООО «СпецСнабТрастБанка»». Фокус состоит лишь в том, что согласно Правил дорожного движения Украины знак «Место для стоянки» (5.39) существует, а вот такая табличка нет. А значит, ее рассматривать иначе как самоуправство нельзя, и выполнять подобное требования не обязательно.  

В таких ситуациях службы охраны учреждения стремится прогнать самовольных автомобилистов, опускаясь даже до явных угроз в их адрес. Пускаться в такой ситуации в перепалку с охранником не имеет смысла, ведь он всего лишь выполняет инструкции, предписанные начальством, и не отвечает за их соответствие общеукраинским Законам и Правилам. Но если вы чувствуете, что ситуация действительно переходит разумные границы, то можете смело вызывать наряд милиции. Вы имеете полное право подать заявление с требованием возбудить уголовное дело за самоуправство (ст. 198 УК Украины): «Самовольное совершение любых действий, правомерность которых оспаривается другим лицом, если такими действиями причинен существенный ущерб законным правам и интересам отдельных граждан».

Разумеется, это не касается специальных служебных стоянок, оборудованных на территории учреждений и огражденных, и оснащенных специальной пропускной системой.

Вернемся к вышеупомянутому Постановлению кабинета министров и к проблеме со шлагбаумами на близлежащей к супермаркетам территории. Т. к. по беспределу наша столица как всегда находится «впереди планеты всей», то такая форма вымогательства там успешно набирает обороты. Прикрываясь благим лозунгом, что среднестатистическому покупателю вполне достаточно часа, чтобы сделать покупки, дальнейшее его пребывание на парковке считают нецелесообразным, а значит вполне достойно взиманию мзды за парковку. Обычно если водитель простоял на парковке более определенного непонятно кем времени, он обязан внести определенную сумму, иначе строгий блюститель «местячкового» закона грозит не выпустить вас со стоянки.

Если обратится к первоисточнику  № 1342, то в пункте 31 черным по белому сказано: «В случае полной или частичной неуплаты стоимости услуг по содержанию площадок для платной парковки оператор имеет право препятствовать выезду транспортного средства из площадки путем применения специальных устройств-шлагбаумов или технических средств для препятствия выезду».

Т.е. получается, что все вроде бы по закону… Но это лишь на первый взгляд. На самом деле Постановление это не закон, а лишь подзаконный документ и не может противоречить Законам и Конституции Украины, как документам, имеющим высшую юридическую силу. Вот и выходит что п. 31 документа «Об утверждении Правил парковки транспортных средств» противоречит не только положениям Кодекса Украины про Административные правонарушения, но и ст. 41 Конституции, ст. 319 Гражданского кодекса, ч. 2 ст. 52-1 Закона «Про дорожное движение».

Кроме того, авторы Постановления, видимо осознав, что внесли в документ настоящую ересь, выкрутились из щекотливой ситуации в январе 2011 года, добавив еще один пункт - 32. Он в частности гласит: «Если пользователь отказался оплатить стоимость услуг по содержанию площадок для платной парковки и стоимость применения технических средств для препятствия выезду, представитель оператора составляет соответствующий акт за формой, установленной Минрегионом, который подписывают два свидетеля, пользователь и представитель оператора, и устраняет препятствие для выезда транспортного средства с площадки. В таком случае вопрос уплаты стоимости услуг по содержанию площадок для платной парковки, а также стоимости применения технических средств для препятствия выезду с площадки решается в судебном порядке».

Да и если посмотреть в суть проблемы, то за что автомобилист, припарковавший свой автомобиль вблизи супермаркета, обязан платить деньги, ведь никакого соглашения между автовладельцем и представителем супермаркета об оказании каких-либо услуг не существует. Более того, парковщик по сути не несет никакой ответственности за то, что автомобиль, находящийся на стоянке, будет поврежден или обворован. Это означает ни что иное, как нарушение статьи 4 Закона Украины «Про защиту прав потребителей», а конкретно «право на надлежащее качество обслуживания; получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации об услуге, ее качестве, а также о ее
исполнителе».

Даже если предположить, что супермаркет за отказ оплаты его весьма сомнительных парковочных услуг и оформит на вас акт по всей форме, вероятность того, что он подаст на вас в суд за 30-50 грн весьма сомнительна. Да и возможность выиграть подобное дело, с учетом всех приведенных выше аргументов, маловероятна.

К большому сожалению это далеко не все примеры случаев попытки захвата парковочного пространства и вымогательства денег у рядовых автомобилистов, но о них мы поговорим в следующем номере. А пока мы желаем вам удачи на дорогах и безпроблемной парковки!

 

Продолжение следует.

Подготовила Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь