статьи   

01.04.2009 (№ 11) В ТЕМУ

Полезные электронные мелочи




-

В прошлый раз мы вели беседу о всевозможных системах, помогающих водителю при парковке. Сегодня речь пойдет также об устройствах в автомобиле, позволяющих меньше отвлекаться за рулем – о датчиках света освещенности, дождя и контроля давления и температуры воздуха в колесах

        

Все перечисленные выше системы используются на автомобилях среднего и верхнего ценового диапазона уже не первый год. Тем не менее, уверен, что для многих автомобилистов эти вспомогательные устройства пока еще представляются не совсем понятными. А значит, и данный обзор будет полезен для изучения принципа их работы, моделей и функциональности

 

Датчики света

 

Данное устройство отвечает за автоматическое включение и выключение габаритных огней и ближнего света фар в зависимости от внешней освещенности. Его стоит классифицировать как элемент активной безопасности – если водителю плохо видно дорогу, то вряд ли он забудет включить свет. А вот в сумерки или в сильно пасмурную погоду, когда дорога вроде просматривается еще нормально, многие водители не считают нужным обозначать себя на дороге хотя бы включенными габаритными огнями. При этом, забывая, что их машину не так хорошо может быть видно другим автомобилистам при условиях недостаточной освещенности. Итог – печальная статистика ДТП на дорогах

 

Система датчика света решит проблему включать или не включать за вас. Как только на улице становится пасмурно или наступают сумерки, автоматически включаются габаритные огни. При дальнейшем потемнении к ним присоединяются еще и фары ближнего света. Это устройство также очень полезно, когда автомобиль заезжает в тоннель или, например, на подземную парковку. Водитель опять же может просто забыть включить свет, что вряд ли положительно скажется на безопасности движения

Если в вашем автомобиле данная система установлена заводом-изготовителем, то в инструкции к автомобилю вы обязательно найдете, что управление светом фар можно перевести в ручное управление, скажем, когда днем надо двигаться с включенными фарами

        

А вот если вы задумали обзавестись датчиком света как дополнительным аксессуаром, тогда неплохо будет знать следующее

На сегодняшний день на рынке можно встретить преимущественно две модели: Giordon, производства нашим восточных соседей и российскую систему реле включения габаритных огней 66.3777-01. Оба предлагаются по цене примерно $110-140. Установка такого комплекта оценивается еще примерно в 150-200 грн

        

Пару слов скажем об алгоритме работы датчика

 

Система Giordon активизируется нажатием специальной кнопки при включенном зажигании. Российский вариант включается автоматически, хотя, возможно, не помешает поставить дополнительную кнопку для принудительного выключения датчика

После включения системе требуется примерно от трех до пяти секунд на анализ окружающей освещенности. В процессе работы при снижении освещенности российская система включает габаритные огни или ближний свет фар примерно за 1 секунду. Giordon включает ближний свет также быстро, а вот если требуется зажечь только габариты - 3 секунды

 

Приятной особенностью систем является то, что при улучшении внешней освещенности фары выключаются только спустя некоторое время Giordon выключит ближний свет через 3 секунды и еще через 3 - габаритные огни; реле включения габаритных огней дает задержку на выключение фар 60 секунд и 150 на габариты. Это означает то, что в темное время суток, если автомобиль проезжает под каким-либо очень ярким источником света фонарь, прожектор, витрина и т. д., фары не выключаются, хотя внешняя освещенность при этом резко улучшается

Российский вариант помимо всего перечисленного еще имеет возможность подключения к стеклоочистителю, что несколько смещает порог включения света при их работе

 

Датчики дождя

 

В зависимости от модели и исполнения, данные системы управляют работой стеклоочистителя и омывателя лобового стекла. Команды на включение, выключение, а также скорость взмахов дворников дает блок управления, который в свою очередь получает сигнал от специального оптического датчика, расположенного на лобовом стекле в зоне действия щеток стеклоочистителя

 

По отзывам автолюбителей, имеющих в своем распоряжении такую систему, существует ряд дорожных ситуаций, когда переоценить пользу датчика дождя сложно. Например, это обгон грузовиков или автобусов на загородной трассе в сырую или дождливую погоду, когда вся грязь и морось из-под колес впереди идущей машины моментально оказывается у вас на лобовом стекле. И вместо того, что отвлекаться на выбор режима работы стеклоочистителя, вы можете спокойно ехать и оценивать расстояние для предстоящего обгона

Или, скажем, ситуация, когда встречная или попутная машина окатит такой волной воды ваше авто, что пару-тройку секунд можно ехать, вообще ничего не видя, пока вся вода не стечет со стекла. Хорошо, если водитель среагировал сразу и моментально включил дворники… А так за него это сделает система датчика дождя при попадании первых капель на лобовое стекло

 

Среди предлагаемых на рынке систем автоматического управления стеклоочистителем, нашлось три наиболее популярных модели – CarDream Rain Sensor, а две другие – безымянные. Все они китайского производства, что, правда, не сказывается отрицательно ни на качестве изготовления комплектов, ни на корректности работы. Разброс цен – от $130 до $290 за самую дорогую модель с функцией управления омывателем стекла

 

Установив себе систему датчика дождя, при дальнейшей эксплуатации необходимо не забывать несложные правила

Во-первых, в зимний период после более-менее длительной стоянки необходимо выключить датчик дождя перед запуском машины, т. к. возможно примерзание щеток к стеклу

Во-вторых, не забывайте его также выключать при визитах на мойку или проведении каких-либо ремонтных работ с лобовых стеклом или стеклоочистителем.

 

Датчики давления в шинах

 

Или если быть более точным – система контроля давления в шинах СКДШ. Такие комплекты состоят из датчиков 4, реже 6 шт., блока управления и дисплея отображения информации. В некоторых моделях блока управления и дисплей объединены в единый модуль. Датчики монтируются в колесные диски вместо штатных вентилей, сигнал о давлении и температуре воздуха в шине они передают радиосигналом. Датчики питаются от батареек, срок службы которых рассчитан на 3-5 лет

 

Работает СКДШ следующим образом. Прежде всего, каждый датчик должен быть установлен строго в определенном колесе, т. к. блок управления привязывается к местоположению каждого датчика. Желаемое давление, которое должно поддерживаться в колесах, задается первый раз после установки устройства в автомобиль, а также может быть откорректировано в любой момент

Включение системы происходит при включении зажигания. Блок управления опрашивает все датчики, проверяя их исправность и одновременно получая данные о давлении и температуре воздуха в шинах. Далее в процессе работы информация от датчика к блоку управления передается каждые пять минут

Пока давление во всех колесах находится в пределах нормы, дисплей системы ничего не показывает. Водитель в любой момент может принудительно проверить параметры в любом из колес

 

Практически все системы предусматривают два граничных уровня снижения давления, по достижению которых СКДШ начинает сигнализировать об опасности. В основном это 12,5 и 25% снижения от заданной нормы. Точность измерений, как правило, составляет 0,01 атмосферы

 

Как только давление в какой-либо шине падает ниже первого граничного уровня, датчик моментально передает эту информацию на блок управления, и на дисплее отображается информация о фактическом давлении в проблемном колесе. Также показывается в каком именно колесе неисправность. Все это сопровождается нечастым прерывистым звуковым сигналом. При падении давления ниже второго граничного уровня, звуковое сопровождение становится либо более частым, либо непрерывным в зависимости о модели устройства

 

Одной из самых популярных среди автомобилистов моделью является ParkMaster TPMS 4-05 производство Тайвань, стоимостью примерно $240. От аналогов ее выгодно отличает аккумуляторное питание дисплея, что значительно упрощает установку

Очень интересным выглядит китайский вариант GoldenEye Y-920B. Помимо всех привычных для данной системы функций, производитель добавил в нее еще и парковочный радар на четыре сенсора. При этом, отображение параметров СКДШ и парктроника происходит на одном дисплее. Плюс устройство снабжено GPS-модулем, с помощью которого передается сигнал о снижении давления в колесах, скажем, на диспетчерский пульт. Безусловно, очень нелишне для коммерческого автотранспорта

Так же предлагается профессиональная система PressurePro американской фирмы Advantage. Она ориентирована в большей степени на грузовые и коммерческие автомобили

 

Особенность комплекса заключается в том, что датчики выполнены в виде колпачков, которые закручиваются на вентили колес. т. е. при монтаже системы отпадает необходимость бортировать каждое колесо. При этом количество датчиков в одной системе может достигать 34 штук! Для грузовиков с длинномерным прицепом предусмотрена специальная выносная антенна, при установке которой сигнал от датчика к блоку управления будет более надежным. Стоимость такой системы в зависимости от комплектации составляет от $400 до $1300

 

В заключении хотелось бы напомнить, что какими бы надежными и совершенными системами не комплектовались автомобили, основную роль в безопасности на дорогах пока отыгрывает все-таки человеческий фактор!

 

Александр Лысенко

 



Комментарии: обновить

21.04.2009 23:55:54
борик
бред
 
 
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь