статьи   

22.05.2012 (№ 17) Советы бывалого

Доступно о климат-контроле




-

Что такое климат-контроль знает, пожалуй, каждый автомобилист… ну или, по крайней мере, думает, что знает. Тот, кому не довелось приобрести автомобиль с этой весьма полезной штукой, сейчас скорей всего пренебрежительно хмыкнут – мол, нам и открытого окна вполне хватает. Даже тем, кому посчастливилось, по достоинству оценивают этот прибор лишь тогда, когда столбик температуры окружающей среды упорно стремится перескочить тридцатиградусную отметку. Но климат-контроль это такая же автомобильная система, как и все остальные, и требует не только внимания, но и своевременного ухода. И так как исправная работа этого агрегат становится с каждым днем актуальней, наша статья посвящена именно ей.

Окончание, начало в № 16.

Не секрет что от микроклимата в салоне зависит, не только насколько комфортно будет чувствовать себя водитель во время движения, но и его внимательность, степень утомляемости, физическое самочувствие, а в конечном счете и безопасность его и других участников движения. А если учесть, что экологическая ситуация в больших городах с каждым годом становится все хуже, то не удивительно, что современный климат-контроль наделяется все более совершенными функциями, стоящими на страже нашего здоровья.

Но даже такую, казалось бы, целостную систему можно условно разделить на два типа. По крайней мере, такие лидеры в области автомобильного хай-тека как Volkswagen частенько делают на этом акцент.

Первый тип это полуавтоматическая система. Говоря иными словами, такой климат-контроль будет послушно следовать вашим требованиям по поддержанию температуры, интенсивности и периодичности проветривания и т. п. Но прежде чем он начнет работать, вам необходимо самому ввести желаемые параметры. При такой системе вполне достаточно пару температурных датчиков в салоне, да и сложной системы вентиляции для создания зонального вентилирования, как правило, не требуется. Такие системы стоят дешевле, но для нас – людей не сильно избалованных подобными автомобильными «примочками» и этот вариант вполне может показаться верхом желания.

Современные же автоклиматические системы уже давно ушли дальше. Это и есть второй тип – условно говоря, полностью автоматическая система создания максимально комфортного климата для человека. Такая техника вооружена достаточно большим количеством всевозможных датчиков, сложной системой вентиляции салона, наличием специальных фильтров и т. п. Но самое главное в ней это достаточно «сообразительные мозги» - т. е. процессор, который в состоянии не просто стабильно поддерживать определенные климатические показатели внутри салона, а действовать с учетом всевозможных внешних изменений, плоть до создания абсолютно автономной системы внутренней вентиляции.

Чтобы красочно проиллюстрировать интеллект такой системы приведем такой пример: на люксовских моделях фирмы Land Rover кроме уже типичных для современных систем климата датчиков солнца устанавливаются датчики его положения относительно самого автомобиля. То есть если солнце светит с правой стороны от автомобиля, то именно в эту часть салона будет подаваться более охлажденный воздух, сохраняя тем самым равномерность температуры в определенной зоне салоне.

Но, как уже говорилось, климат-контроль - это такая же система автомобиля как и любая другая, а значит нуждается во внимании и своевременном обслуживании. Особенно это актуально когда после зимнего периода эксплуатации выясняется, что ваш климат-контроль не справляется со своими обязанностями. Но такие неприятности могут случится не только после зимы, но и посреди лета, уже после некоторого времени исправной работы.

Главное в этом случае - не затягивать с визитом к специалисту. Современный климат-контроль - система достаточно сложная, а главная дорогостоящая в ремонте. И если при первых симптомах можно обойтись «малой кровью», то после полного его выхода из строя без капремонта уже не обойтись. Поэтому если ваша система кондиционирования уже давно не подвергалась осмотру, то лучше держать ухо востро.

Самой типичной причиной понижения эффективности работы кондиционера может быть утечка фреона. Это может произойти по вполне объективным причинам, таким как коррозия металла или механический износ уплотнений в системе. В таком случае своими силами устранить течь, а тем более дозаправить систему вам не удастся. Здесь нужно участие специалистов, и причем проверенных, ведь даже казалось бы такой простой процесс как заправка системы фреоном имеет достаточно много специфических нюансов.

Ну, во-первых, начнем с того, что фреон как таковой бывает разный. На импортных машинах старше 10 лет применялся фреон марки R-12, который, как выяснилось, разрушает озоновый слой Земли. Именно поэтому с начала 90-х годов прошлого века начали применять экологически нейтральный фреон – R-134а.

Кроме своих «экологических достоинств» новых R-134а  имеет и физические отличия от старого – он плотнее. А это означает, что и пользовать новый фреон в системе «заточенной» под  R-12, мягко скажем, не рекомендуется. В противном случае может выйти из строя слишком слабый для него компрессор. Хотя конечно надеяться на то, что владельца такого автомобиля потянет на экологический фреон особо не приходится, ведь R-134а существенно дороже своего предшественника.

А вот у владельцев новых машин, особенно тех, что уже сняты с гарантии, соблазн сэкономить может появиться. Но надежда на то, что старый и более легкий R-12 будет меньше нагружать компрессор и при этом вырабатывать больше холодного воздуха, как правило, себя не оправдывает, а вот сбоев может быть предостаточно.

Кстати, на сертифицированных заправках даже по вашему огромному желанию в новую систему вряд ли заправят старый фреон, конечно, если фирма дорожит своей репутацией. Это конечно не проблема ведь всегда найдется какая-нибудь «шарашкина контора», которая зальет вам все что вы пожелаете и причем дешевле. Такая экономия тоже может легко выйти вам боком. И если из-за неточного оборудования или простой халатности механика вам «недольют» фреон - это будет полбеды. Гораздо хуже если систему перезаправят. Повышенное давление в системе может легко привести к чрезмерному, а значит преждевременному износу дорогостоящих деталей, а это значит, что копеечная экономия может обернуться для вас крупным ремонтом.

Кроме прокладок и сальников у климатических систем есть и еще одно слабое место – это трубки. Дело в том, что согласно техническим требованиям они выполняются из алюминия, а он по своим химическим свойствам «болезненно» переносит воздействия дорожной грязи, соли и других химических реагентов, да и к физическому воздействию весьма податлив. Поэтому течь может возникнуть не только в местах крепления.

Радиатору тоже достается не меньше. Он стойко принимает удар всего, что летит впереди капота. Его соты могут забиться грязью, частицами дорожного покрытия, растительным мусором, например, таким как тополиный пух. Все это препятствует нормальному теплообмену, а значит, обязательно скажется на работе всей системы. Очистку радиатора можно провести и самостоятельно, но даже если вы решили доверить эту нехитрую процедуру специалистам, то лучше обратится к уже проверенным.

Частенько, чтобы «развести» клиента предприимчивые механики убеждают автовладельца в том, что проблема низкой работоспособности климат-контроля куда сложнее, чем просто прочистка радиатора. Поэтому, чтобы отличить правду от лжи, лучше доверить автомобиль в надежные руки.

Иногда проблема ухудшения работы кондиционера кроется в отказе вентилятора обдувающего радиатор кондиционера. Такую проблему «вычислить» тоже довольно просто, но вот запустить вентилятор снова иногда может только спец.

В группу риска в определенной степени попадает и компрессор. Дело в том, что смазывается он специальным маслом, содержащимся во фреоне. Если система была долгое время без работы, масло стекает с агрегата, обрекая его работать «на сухую». Такая неполадка сама даст о себе знать характерным ворчание и скрежетанием из под капота. Именно поэтому рекомендуется даже в зимнее время периодически запускать систему для прогонки фреона, а соответственно и содержащегося в нем масла.

Ослабление интенсивности потока воздуха поступающего в салон может быть связано и с засорением воздушного фильтра. Это приводит не только к лишней нагрузке на компрессор во время работы системы, но и к негативному воздействию на ваше здоровье. Дело в том, что грязь, скопившаяся в фильтре, отличная среда для размножения всевозможных болезнетворных бактерий, которые при работе кондиционера с потоком воздуха попадают в ваши легкие. К чему это может привести, надеюсь, объяснять не нужно. Ярким признаком того, что воздушный фильтр нуждается в срочной замене, является появление неприятного запаха в салоне при включении климатической установки. Поменять фильтр не сложно. Он, как правило, располагается под капотом ближе к лобовому стеклу и хорошо доступен. Нужно лишь вынуть старый фильтрующий блок и вставить на его место новую кассету. Если вы это никогда не делали, то сначала ознакомьтесь с технологией в руководстве по эксплуатации или попросите специалиста показать, как это делается.

Разрушение контактов, пожалуй, завершает список самых типичный причин выхода из строя климатических систем. Т. к. в проводах и клеммах используются легкопроводимые металлы, такие как медь, они также подвержены разрушительному воздействию воды, грязи, соли и других реагентов.

Все вышеперечисленные сбои и неполадки по своей сути незначительны и легко устранимы, но если этот процесс затянуть, все может закончиться серьезным и при том дорогостоящим ремонтам всей системы. Так что если вы заподозрили что-либо неладное, не поленитесь заехать в сервисный цент для проверки. Пусть лучше ваше беспокойство окажется напрасным.   

Но за кажущейся безобидностью автомобильных климатических систем есть у них и «обратная сторона медали». Известно, что оптимальной температурой для человека считается +20–22оС при влажности примерно 50-60%. Физиологи установили, что уже при температуре +10оС замечаются симптомы переохлаждение организма, а при +25 наблюдаются признаки физического переутомления. Температура в районе +30оС считается однозначным перегревом чреватым ошибками в управлении автомобилем и значительным снижением внимания и реакции.

Но не меньшее воздействие на здоровье человека оказывает и резкие перепады температуры при посадке и высадке из автомобиля.

Поэтому, чтобы не подвергать организм температурному стрессу, не стоит значительно превышать разницу внутренней и внешней температуры. Тем, кто предпочитает в 30-градусную жару садиться в машину и сразу же «врубать» кондишен на всю катушку как никому обеспечены простуда и насморк. Но и обратный процесс тоже не безопасен. Покидая охлажденный салон с температурной разницей от окружающей среды в 10-15 градусов, пассажир или водитель рискует заработать «термический удар», а это тоже далеко не шутки.

Поэтому рекомендуется выключать климатическую систему приерна за 20-30 минут до прибытия к месту назначения. Это позволит естественным образом сравнять температуру в салоне с уровнем температуры «за бортом».

Сухой воздух, идущий от автокондиционера, может провоцировать возникновение аллергического ринита. А при склонности человека к болезням дыхательной системы ринит может перерасти в бронхит. Здесь будет вполне уместно воспользоваться увлажнителем воздуха или просто немного побрызгать в салоне водой из обыкновенного ручного распылителя.

Струя охлажденного воздуха длительное время направленная в лицо так же может примести к неприятным последствиям. Это грозит воспалением лицевых нервов и серьезной простудой.

Как мы уже отмечали, от исправности воздушного фильтра также зависит, каким воздухом вам придется дышать. Если срок эксплуатации фильтра вышел, не затягивайте с заменой кассеты, даже если на вид она еще вполне приличная. Дело в том, что современный фильтрующий наполнитель обычно пропитывается специальным антибактериальным раствором, который с течением времени выветривается и уже не служит препятствием для проникновения в салон микробов и болезнетворных бактерий.

Не стоит злоупотреблять и автомобильными дезодорантами. Немецкие специалисты определили, что освежители типа «елочка» способны увеличить риск возникновения и развития рака. Но, оказывается, этого можно избежать, если не курить в машине. Освежители воздуха для автомобилей вредны лишь при соединении с табачным дымом. Было доказано, что вещества в освежителе содействуют лучшему усвоению организмом никотина и смол, находящихся в сигаретах. В некоторые автомобильные освежители воздуха добавляются фенолы, которые легко могут стать причиной головных болей и преждевременной усталости.  

И еще несколько советов, которые, надеюсь, окажутся вам полезны:

  • Не злоупотребляйте режимом рециркуляции для повышения эффективности работы климатической системы или для защиты от наружного загрязнения воздуха. Использование рециркуляции без режима охлаждения, неизбежно приведет к запотеванию стекол. Влага же, выдыхаемая пассажирами, сконденсируется на испарителе, что в дальнейшем может привести к возникновению неприятного запаха.
  • Помните, что автомобиль долгое время простоявший на солнце, нагревается. Это означает, что температура в салоне будет значительно выше температуры воздуха на улице. В такой ситуации перед включением кондиционера или климат-контроля  необходимо на кое-какое время распахнуть двери машины и подождать пока температура выровняется. Лишь после этого надлежит включить климат-контроль в режиме рециркуляции с максимальной мощностью при запертом люке и дверях. Водителю и пассажирам в это время лучше находится вне салона.
  • Если во время движения у вас работает климат-контроль, то не рекомендуется открывать люк или форточку. При открытых окнах вероятны изменения в показаниях датчиков температуры и помехи в работе климатической установки, что может примести к сбоям в работе системы.  

Искренне надеемся, что ваши отношения с климатическими системами будут доставлять вам только комфорт и удовольствие. И кто бы, что ни говорил, все-таки приятно держать климат своего автомобиля под контролем… Конечно, если вы можете себе это позволить.

Желаем вам удачи на дорогах и комфорта в машине!

 

Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

08.09.2013 23:37:36
Nina
���������� �����..�� ����� ���� � ��� ���� �� ����������� �������..
 
 
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь