статьи   

19.06.2012 (№ 21) Советы бывалого

Кипяточек заказывали?!.. Причины перегрева автомобильного двигателя




-

Вот и наступила жара, а с ней пришла реальная угроза перегрева двигателя. И хотя каждый автомобилист хорошо знает, чем может грозить такой «кипяченый» сюрприз, из года в год автомобилей, дышащих с открытым капотом на обочине, меньше не становится. Как всегда ментальное убеждение, что беда приходит только к соседу, подводит чаще, чем хотелось бы. Именно поэтому мы хотим рассказать, почему кипят моторы, как этого избежать, и что делать, если это все-таки произошло.

Жаркая погода ничего кроме дополнительных проблем автомобилисту не несет. Даже если вы прекрасно устроились за рулем, окутавшись приятным бризом из кондиционера, не стоит думать, что автомобиль чувствует себя также комфортно. Для всех систем машины высокая температура окружающей среды – очень серьезное испытание. Поэтому в такую пору двигатель может закипеть не только у видавшей виды развалюхи, но и вполне современного автомобиля.

Но кроме потерянного времени, испорченного настроения, опозданий и презрительно-сочувственных взглядов из мимопроезжающих машин, подобные неприятности чреваты серьезными техническими поломками, а как следствие и дорогостоящим ремонтом.

Дело в том, что в автомобиле достаточно много деталей, которые болезненно относятся к перегреву. К их числу, например, относятся маслоотражательные колпачки клапанов, поршневые маслосъемные кольца и т. д.

Как известно из уроков физики, предметы при нагреве расширяются. Этот процесс обратим, но до определенной температуры, т. е. как говорят специалисты «в пределах закона линейной деформации». Если тепловая деформация выходит за нормальные рамки, то с предметом происходят необратимые изменения.

Для наглядности вернемся все к тем же кольцам. Пружинные расширители маслосъемных колец при преодолении своего температурного порога теряют свою упругость и превращаются лишь в украшение. Как результат: резкое повышение расхода масла, рост слоя отложений на внутренней поверхности камеры сгорания, ухудшение теплопроводимости двигателя. Перегрев также может привести к деформации блока и головки цилиндров, увеличению размеров поршней, которое может привести к заклиниванию, и тут уже без серьезного ремонта не обойтись. Поэтому целесообразно разобраться в причинах перегрева и постараться не доводить механизм до критического состояния.

Итак, почему же двигатель начинает греться больше обычного? Причин тому найдется не так уж и много, причем часть из них может быть внешними. Например, вы просто забыли вынуть картонку, установленную перед радиатором еще зимой, которая была предназначена для сохранения тепла.

Внешний перегрев удобен тем, что его признаки хорошо определимы – рост температуры охлаждающей жидкости. Причин для этого может быть масса и не всегда высокая температура. Это может произойти и при долгом стоянии в пробке, езде на горку при максимальной загрузке и т. п. С внутренним – ситуация куда сложнее, т. к. внешне практически незаметен. Тепло как бы остается внутри двигателя. Но последствия его тоже весьма заметны. Это: резкое снижение мощности, рост механических потерь, детонация, калильное зажигание, а в худшем случае даже задиры поршней.

Причины и в том, и в другом случае, как правило, разные. Первая и самая часто встречающаяся – это недостаток жидкости в системе охлаждения. Как говорится, «вода (впрочем, как и тосол) дырочку найдет», особенно если учесть, что система охлаждения имеет большое множество всяких трубочек, трубок, патрубков, хомутиков, прокладок и т. п. А если учесть, что вся эта гидросистема находится под постоянным физическим воздействием, то появление течи в ней – вещь вполне естественная, если не сказать нормальная.

Свидетельства тому найти не сложно. Тосол, оказываясь на горячем двигателе, тут же начинает испаряться и создавшийся пар, при открытом капоте, как правило, не трудно заметить. Но если же пара не заметно, то необходимо искать потеки. Они могут быть уже высохшими или еще влажными. Это зависит от количества вытекающей жидкости. Наиболее вероятными местами возможной утечки охлаждающей жидкости является: радиатор, стыки водяных резиновых шлангов и помпа. Иногда утечку можно определить и по запотевшим стеклам салона и характерному запаху в салоне.

Применять для устранения протечек различные экспресс-средства, типа «антитечи», рекомендуется только лишь для того, чтобы спокойно добраться до гаража или сервиса. Откладывать ремонт системы нельзя особенно в жаркое летнее время.

Поэтому не забывайте постоянно следить за уровнем жидкости в расширительном бачке и радиаторе системы охлаждения.

Второе обстоятельство, встречающееся тоже не так редко, является слабая эффективность воздушного охлаждения радиатора. Грязь, растительный мусор, тополиный пух, частички дорожного покрытия очень часто забиваются в радиаторную решетку и оседают именно на ребрах радиатора, создавая тем самым слой, препятствующий нормальному теплообмену. Кстати, о значительном загрязнении радиатора свидетельствует маленькая скорость нормализации температуры при начале движения после продолжительной стоянки. Если дело в нем, то его нужно тщательно промыть струей воды под давлением, но если радиатор забит слишком сильно, то это дело лучше доверить профессионалам.

Но кроме забитого радиатора процесс охлаждения может саботировать и вентилятор установленный там же. Причин его отказа может быть несколько: от тривиального засорения и ослабления приводного ремня до полного выхода из строя. Тем более если привод электрический, он может долгое время «водить за нос» датчик температуры.

Еще одной немаловажной причиной нежелательного изменения теплового режима может быть нарушения в работе термостата. Здесь все просто. В связи с ростом количества отложений в системе охлаждения подвижность элемента реагирующего на изменение температуры снижается, и термостат перестает адекватно реагировать на повышенную температуру охлаждающей жидкости, поступающую из двигателя. Весь фокус заключается в том, в каком положении «переклинит» термостат. Либо он будет постоянно гонять жидкость по большому контуру, и постоянно создавать трудности для прогрева двигателя, либо зациклится на малом, и тогда перегрева точно не избежать.

Самым главным бичом для термостата является так называемая «жесткая» вода, которая содержит большое количество солей и минералов. При такой воде сбои в работе термостата можно ожидать уже через пару тысяч километров. Кстати иногда эффект жесткой воды могут дать и герметики попавшие в систему охлаждения. Именно поэтому ими не стоит злоупотреблять.

Причиной тепловых сбоев, как это ни странно звучит, может также стать и неправильная регулировка системы зажигания и впрыска. Дело в том, что позднее начало сгорания смещает и момент завершения горения топлива к самому моменту открытия выпускных клапанов, а то и еще дальше. А это означает, что процесс сгорания не кончится и на выпуске. В итоге получается сильный рост температуры отработавших газов. Если учесть тот факт, что головка блока цилиндров до 50% тепла получает именно из выпускной системы и добавить к этому еще и очень сложные условия охлаждения головки, то возможность избежать кипения охлаждающей жидкости в такой ситуации, очень мала. Паровые пробки в полостях охлаждения перекрывают нормальную работу всего контура охлаждения, ставя всю систему на порог тяжелого перегрева.

Одной из причин в жаркое время может стать и продолжительная работа двигателя в критических режимах. Как известно, нормальная работа системы охлаждения напрямую зависит от объема и скорости жидкости прокачиваемой через контур. Расход жидкости зависит от частоты вращения коленчатого вала, т. е. чем больше скорость, тем быстрее кругооборот жидкости в системе. Но бывают ситуации, когда режим движения не позволяет осуществлять охлаждения двигателя в нормальном режиме, и встречается это не так уж редко. Ну, например, когда вы еле плететесь в нескончаемой пробке. Или когда вы, загруженные под завязку своим многочисленным семейством и всяким бытовым (конечно очень необходимым) хламом едите в гору на любимую дачу, а перед вами еле ползет какой-нибудь сельскохозяйственный грейдер, и обогнать его нет никакой возможности. Встречного воздушного потока для охлаждения радиатора из-за малой скорости недостаточно, а нагрузка на движок огромная… Или друг в самое пекло попросил отбуксировать свой «издохший» автомобиль в автосервис, который по превратности судьбы находится на другом конце города. Итог в таких обстоятельствах очевиден – закипание двигателя.

Еще одной причиной является прогар выпускного клапана. В этой ситуации смесь попадает на выход еще на стадии сгорания, что существенно повышает температуру не только отработанных газов, но и деталей двигателя. Разумеется, что система охлаждения с таким нештатным перегревом долго справляться не может, а значит жди неприятного сюрприза.

Но все перечисленные доселе причины можно отнести к внешнему перегреву, поскольку даже если их признаки не заметны визуально, то, по крайней мере, указатель температуры покажет, что вы приближаетесь к «красной зоне». Но бывают и такие факторы, которые практически невозможно определить, пока дело не дойдет до критической точки.

Одна из таких – чрезмерное увеличение налета в полостях системы охлаждения. Что такое отложения минеральных солей, я думаю, никому объяснять не нужно. Расскажем только, почему они так вредны. Ну, во-первых, чрезмерные отложения значительно уменьшают диаметр каналов, по которым движется охлаждающая жидкость, а во-вторых, этот минеральный слой становится своеобразным теплоизолятором, не позволяющим системе естественным способ избавляться от лишнего тепла. Вот и получается, что при полной работоспособности, КПД системы резко снижается, что несомненно приведет к внутреннему перегреву.

К аналогичному результату может привести  большой уровень отложений в камере сгорания. Подобная опасность относится в основном к автомобилям с большой степенью износа движка. Характерным признаком тому может быть избыточный расход масла. Причем процесс этот взаимосвязан: увеличивается температура – увеличивается расход масла, увеличивается расход масла – увеличивается слой отложений, увеличивается количество отложений – растет температура в камере и т. д., пока ситуация не станет критической.

Отложения опасны еще и тем, что при их значительном количестве они могут инициировать калильное зажигание - очень опасную аномалию сгорания для бензинового двигателя.

Довольно характерной причиной перегрева двигателя также является неразумное использование присадок к моторным маслам. Как известно основным предназначением ряда присадок является наращивание металлокерамического слоя на внутренних поверхностях цилиндров. Металлокерамический слой имеет бесспорные преимущества в плане износоустойчивости, но ненужно забывать, что этот материал также является отличным теплоизолятором и перебор с ним может сослужить вам «медвежью услугу».

Когда слой становится слишком большим, он начинает действовать аналогично вышеприведенной схеме, т. е. так же как и отложения.

И завершит наш перечень возможных причин перегрева - нарушение герметичности в системе охлаждения. Такая «неприятность» больше всего характерна для японских движков с высокой степенью форсированности. В таких моторах рабочая температура несколько выше, чем в обычных, и от закипания тосол сдерживает не только его физические свойства, но и поддерживает повышенное давление. Вот почему обязательным условием эффективной работы является полная герметичность.

В противном случае в головке случится локальное закипание, создавшийся пар начнет выжимать охлаждающую жидкость в расширительный бачок и как следствие - перегрев. При этом эффект будет точно такой же, как и при «пробитой» прокладке: пузырьки, пена, полный расширительный бачок и т. д., то есть все то же, что наблюдается и при прорыве газов в систему охлаждения. Вот почему рекомендуется использовать на «японцах» только оригинальные запчасти, специально рассчитанные на такие свехнагрузки.

И если с возможными причинами мы более или менее разобрались, то самое время обговорить, что же делать, если стрелка температурного датчика неуклонно валится в красный сектор. Главное в такой ситуации не паниковать, а действовать быстро и грамотно. Конечно подобная ситуация уже является плохим знаком, но это еще не означает, что должно закончится дорогостоящим ремонтом. Итак:

  1. Незамедлительно сбросьте скорость и включите печку (или кондиционер в режиме «тепло») на полную мощность.
  2. Аккуратно перестройтесь и выберете место для остановки.
  3. Остановившись, не глушите двигатель. Откройте капот и проверьте, работает ли вентилятор охлаждения радиатора, и не заклинило ли вязкостную муфту, если конечно такие детали предусмотрены конструкцией вашего автомобиля.
  4. Заглушите двигатель и аккуратно потрогайте радиатор.
  5. Если он холодный, то, вероятно, неисправен термостат. Если же он лишь слегка прогрет, то варианта два: либо радиатор забит грязью, либо неисправна помпа.
  6. Дождитесь, пока двигатель остынет, и только после этого откройте заливную пробку радиатора. Если охлаждающей жидкости недостаточно, то ее необходимо долить. Категорически не рекомендуем осуществлять эту процедуру с горячим радиатором, т. к. может треснуть головка блока и тогда серьезного ремонта вам точно не избежать.
  7. Внимательно осмотрите все патрубки системы охлаждения, и если обнаружите места утечки, постарайтесь их ликвидировать хотя бы для того, чтобы хватило доехать до гаража или автосервиса.
  8. Двигайтесь в среднем режиме, не перенапрягая двигатель, и внимательно следите за показаниями приборов. Лишних пассажиров, если таковые имеются, хорошо бы высадить.

Ну, это так скажем, экстренные действия, но есть и несколько советов, для того чтобы не довести машину до кипения. Они весьма просты: правильно регулируйте и своевременно подтягивайте ремень привода помпы и вентилятора, по возможности используйте качественный бензин, следите за уровнем охлаждающей жидкости в радиаторе и расширительном бачке, следите за чистотой радиатора и всей системы охлаждения. И помните, что при неряшливом отношении к автомобилю он может закипеть и в прохладную погоду…

Желаем вам удачи на дорогах!

 

Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь