статьи   

15.01.2013 (№ 29) Безопасность

Азот в шинах




-

Большинство автовладельцев, заехав на станцию технического обслуживания или просто в шиномонтажную мастерскую, уже сталкивались с предложением вместо воздуха накачать шины автомобиля азотом. При этом специалисты в один голос твердят, что азот обладает просто чудодейственными характеристиками. Что ж попытаемся разобраться в этом вопросе…

Сразу стоит отметить, что воздух и так на 78 процентов состоит из азота. А вот газ, вырабатываемый азотогенераторами, которые используют в шиномонтажных мастерских, содержит около 95-97 процентов азота. Как вы сами догадались, разница не существенная. Да и проверить химический состав закачиваемого в шины азота прямо в мастерской практически невозможно. Разве что постоянно возить с собой газоанализатор… Такой ситуацией и пользуются некоторые ушлые коммерсанты, которые под видом азота продают обычный воздух, владелец автомобиля все равно ведь не станет проверять!

Хотя посмотрим на этот вопрос с другой стороны: шины вашего железного коня таки накачивают из баллона азот с чистотой 99,99 процента. Есть ли в этом резон?

Первый миф. Стабильное давление в шине. Коэффициент теплового расширения азота значительно меньше, чем у воздуха, посему изменение температуры шины при передвижении практически не оказывает влияния на давление в ней.

Данное утверждение противоречит закону Менделеева-Клапейрона. Этот закон устанавливает взаимосвязь между объемом, давлением и температурой идеального газа P*V/T = const. И тут сторонники азота могут возразить, что кислород и азот – газы не идеальные, посему ведут они себя «по-разному». Да и вообще, они находятся в автомобильной шине под давлением, и посему все газовые законы к ним не относятся.

Хотя любой физик расскажет, что определяемое уравнением Менделеева-Клапейрона поведение азота, кислорода и иных подобных газов при той температуре, в которой эксплуатируется автомобильная шина, значительно отличается от поведения идеального газа лишь при давлениях в десятки атмосфер. То есть, для того чтобы ощутить какое-либо отличие между азотом и воздухом, для начала просто придется порвать колесо, как «Тузик грелку».

Кроме того, азот, как реальный газ, еще хуже воздуха. Коэффициент объемного расширения воздуха 0.003665 K-1, а азота 0.003672 K-1. Например, в колесе среднего размера при стандартном рабочем изменении температуры сие даст в итоге разницу давлений в четвертом знаке после запятой. Такой вывод не всякий лабораторный манометр измерит, не говоря уже о шинном, но факт остается фактом!

Второй миф. Утечка газа из шины отсутствует. Молекулы азота больше, чем молекулы кислорода, как следствие кислород улетучивается быстрее, а это приводит к снижению давления. Посему шину с воздухом необходимо периодически подкачивать.

Опять обратимся к цифрам: диаметр молекулы азота 0,32 нм, а кислорода – 0,3 нм. Разница составляет целых 6 процентов. Например, если автомобильная покрышка с азотом потеряла 1 атм, то шина с кислородом – аж 1,012 атм. И снова вопрос – у вас есть прибор, которым это можно проверить?

И вообще, доведем логическую цепочку до конца. А если кислород из покрышки довольно быстро улетучивается, тогда что там остается? Логично, практически чистый азот – и к тому же абсолютно бесплатно!

Третий миф. Уменьшение коррозии корда и старения резины. Преимущество азота над кислородом в том, что он не окисляет сталь корда и не старит резину.

И вновь весьма правдоподобно. Хотя спросите бывалого автомобилиста, а еще лучше опытного механика, как часто им приходится менять автошины из-за того, что проржавел корд? В самом лучшем случае вас просто не поймут. Также задумайтесь: как же автошина, которая защищена столь «благородным» азотом изнутри, чувствует себя снаружи, можно сказать, купаясь в море столь вредного для нее воздуха и катаясь по разнообразной дорожной гадости. А еще можно посмотреть на выброшенные на свалку покрышки – значительно ли они постарели внутри?

Четвертый миф. Снижение массы колеса. В покрышке вес азота меньше, чем вес воздуха. Посему уменьшается неподрессоренная масса подвески, а это увеличивает ресурс амортизаторов.

Вот тут поспорить будет весьма трудно: плотность воздуха составляет 1,29 кг/м3, а плотность азота - 1,25 кг/м3. Давайте посчитаем – самое обычное колесо имеет объем 0,05 м3, а давление в нем составляет 2 кгс/см2. И вот она искомая разница – 6 граммов! А ведь правда, при весе колеса в 13-15 килограммов – это значительно облегчит автомобиль, как бы он не взлетел ненароком!

Пятый миф. Покрышка не перегревается. Многие автовладельцы уверены, что азот лучше, чем воздух способен отвести от покрышки тепло.

Вынуждены этих автовладельцев сразу же разочаровать – это просто неправда. Опять-таки обратимся к числам: коэффициент теплопроводности кислорода 0,0269 Вт/(м•К), а азота 0,0261 Вт/(м•К). Разница как вы сами видите не значительная, но кислород, который входит в состав воздуха, способен лучше чем азот, передавать тепло от покрышки к диску, и как следствие процесс охлаждения лучше. Правда, стоит отметить, что азот выигрывает в теплоемкости. Этот показатель у него на 13 процентов выше, чем у кислорода. Но следует учесть тот факт, что азота в шине всего 150-200 граммов. И все его возможности по аккумулированию тепла, которое поступает от многокилограммовой    покрышки, как говорится, особой погоды не сделают.

Шестой миф. В случае пожара покрышка, накачанная азотом, не взорвется, потому что азот не горит.

В данном случае можно ответить следующее: если произошло возгорание автомобиля, и процесс дошел до взрыва колес, то как вы думаете, будет ли вам намного легче от того, что в огонь не попадет около 40 граммов кислорода, который находится в накаченной воздухом покрышке.

Седьмой миф (можно в принципе написать, не миф, а скорее всего несколько аргументов, которые весьма популярны среди сторонников благородного азота).

«Недавно я поменял покрышки на своем авто и по советы продавца сразу же накачал их азотом. Прошло уже больше 6 месяцев, давление в шинах не изменилось. Зато старые покрышки, накачанные воздухом, приходилось подкачивать минимум раз в неделю».

Подумайте, а в азоте ли дело? Возможно «секрет» именно в новых покрышках?.. И к тому же стоит отметить, что исправное колесо в пределах своего срока эксплуатации может держать стабильное давление годами, а вот если это не так, тогда стоит искать повреждение.

Накачал колеса своей «ласточки» азотом. Автомобиль однозначно начал ехать мягче, шум и вибрация значительно уменьшились.

И этому есть объяснение. Во многих случаях при заполнении колес азотом их просто-напросто не докачивают приблизительно на 0,2-0,3 атм. Поэтому колесо действительно едет мягче, и азот тут как раз ни причем. А вы в такой ситуации просто проверьте давление в шинах исправным манометром.             

В Формуле-1 колеса болидов накачивают азотом, ведь там же не дураки сидят?

Безусловно, там «сидят» умные и образованные люди. Именно поэтому в пункте 12.7.1 технического регламента гонок Формулы-1 установлено, что колеса болидов можно заполнять только воздухом или азотом. Слово «или» в данной ситуации означает, что даже для болидов Королевы автоспорта, которые испытывают запредельные нагрузки на покрышки те самые «дураки» никакой разницы между воздухом и азотом не делают.

Хотя в конечном итоге решать вам. Накачав колеса азотом, вы никакого вреда автомобилю не причините, но и пользы от этого тоже не будет. А вот толщина вашего кошелька уменьшится – стоимость накачки колес азотом дороже, чем накачка воздухом…

Удачи вам на дорогах.

 

Подготовил Евгений Рейсер.



Комментарии: обновить

31.12.2016 12:13:24
Barnypok
Pkg6LA http://www.FyLitCl7Pf7ojQdDUOLQOuaxTXbj5iNG.com
 
 
29.01.2017 17:10:43
matt
xQHYRj http://www.y7YwKx7Pm6OnyJvolbcwrWdoEnRF29pb.com
 
 
31.01.2017 19:31:07
gordon
vE5pUs http://www.y7YwKx7Pm6OnyJvolbcwrWdoEnRF29pb.com
 
 
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь