статьи   

15.01.2013 (№ 32) Советы бывалого

Сторожевой плохой погоды или немного о пользе «бесполезного» гаджета




-

Вот, как всегда неожиданно, и наступила осень, застучав по подоконникам проливными дождями. А это значит, что со столь долгожданной прохладой пришли к автомобилистам и осенние проблемы. Автоконструкторы всеми возможными способами стремятся сделать для автомобилистов езду в непогоду как можно комфортней. И одним из таких устройств, упрощающих жизнь водителя в ненастье, является датчик дождя… О нем и речь.

Прежде чем решать насколько это нужная вещь, разберемся, что это такое и зачем он нужен. В принципе, это электронно-оптическое устройство, берущее на себя функцию частичного управления стеклоочистителями («дворниками») во время выпадения осадков, таких как дождь или снег, и соответственно повышающее качество и удобство управления. Говоря проще, оно предназначено увеличивать или уменьшать интенсивность работы щеток в зависимости от плотности осадков.

Многие, особенно представители «советской» автомобильной школы, фыркнут, мол, мы и сами знаем, когда нужно включать «дворники», а когда нет. Так-то оно так, но никто и не говорит, что этот датчик – предмет первой необходимости. Да и главная его полезность заключается совсем не в том, чтобы дублировать ваше зрение, а в том, чтобы снять с вас лишнюю работу и своевременно «бороться» с загрязнением лобового стекла в, так сказать, нештатной ситуации. Например, в случаях, когда вас неожиданно забрызгает обгоняющий автомобиль. Такое резкое снижение видимости, как правило, может привести к неадекватным действиям, резкому торможению или крутому маневру. Ни то, ни другое не желательно, особенно если вы идете в плотном городском потоке. Вот тут и приходит на помощь датчик дождя, который, оперативно оценив ситуацию, заставляет «дворники» навести порядок. И кто скажет, что это плохо?..

Стоит наверно немного рассказать и о принципе работы этого устройства. В основе функционирования лежит процесс непрерывного сопоставления данных, поступающих непосредственно от фото- и светодиодов, находящийся внутри прибора, анализ этих данных и передача электронной «команды» стеклоочистителям в случае возникшей необходимости.

Как же датчик дождя определяет, когда нужно включать «дворники», а когда нет? Все достаточно просто – дело в отражающих свойствах света. Прибор, размещенный, как правило, в салоне в верхней части лобового стекла, с определенной частотой отправляет световой импульс сквозь него и анализирует интенсивность полученного отражения. Если стекло чистое, то луч беспрепятственно проходит сквозь него и практически не возвращается. Если же загрязнение велико, или на стекле есть дождевые капли, луч преломляется и попадает обратно в зону фотодиодов, после чего и отправляется необходимая команда стеклоочистителям. Примерное время между пуском и приемом импульса составляет – 0,05 секунды.

В самом начале использования этих датчиков проблема заключалась в малой площади захвата, т.е. если все стекло залито водой, а в зону датчика не попало ни одной капли, он не включал «дворники». Или наоборот несколько «шальных» капель заставляли размахивать стеклоочистителями практически в безоблачный день. Это причиняло достаточно много неудобств водителю и по этой причине датчики дождя воспринимались не просто как ненужный гаджет, но даже проблемный. В современных устройствах такие недостатки практически искоренены. Во-первых, была увеличена зона контроля датчиков. А, во-вторых, в датчики стали ставиться крошечные электронные «мозги», позволяющие ему объективно оценивать плотность загрязнения и принимать правильное решение.

Вся система состоит из двух блоков. Это блок управления и блок реле. Именно от качества оптической системы блока управления зависит, насколько «адекватно» будут работать щетки стеклоочистителя. Оно проверяет коэффициент прозрачности стекла и принимает решение о запуске «дворников» и включении омывателя. Поэтому так важно правильное расположение этого устройства.

Он крепится с внутренней стороны лобового стекла в зоне работы стеклоочистителей. Датчик не должен мешать обзору дороги и хорошо обдуваться отопителем. В месте крепления стекло не должно иметь никаких дефектов, а тем более трещин или сколов. Щетки стеклоочистителя тоже должны быть в хорошем состоянии и не оставлять после себя разводов или грязи. В противном случае трудно рассчитывать на то, что датчик дождя будет работать корректно, а не «молотить» щетками впустую по каждому незначительному поводу.

Но если блок управления - это своеобразные «мозги» датчика, то блок реле - это его исполнительная сила. Именно он, получив сигнал, управляет работой стеклоочистителей и омывателем. Но это не единственная его функция. Он также отвечает за обеспечения датчиков питанием и защищает их от возможных динамических перепадов напряжения в электроцепи автомобиля и индуктивных помех. Устанавливается он в удобном для электросоединений месте, предусмотренном конструкцией машины.

Безусловно, датчик дождя вещь полезная, конечно при условии его исправного состояния. Он помогает водителю в сложных погодных условиях всецело сосредоточиться на дорожной обстановке, не отвлекаясь на регулировку работы щеток стеклоочистителя. А поэтому наличие его в машине трудно расценивать как излишество.

Справедливости ради отметим, что до недавнего времени такое устройство было привилегией лишь дорогих и роскошных автомобилей, но спрос на такие гаджеты постоянно растет, впрочем, как и требования к безопасности автомобилей. Именно поэтому датчики дождя все чаще можно встретить уже и на автомобилях среднего ценового сегмента.

В авангарде автопроизводителей, которые на сегодняшний день устанавливают датчик дождя находятся такие бренды как Mercedes-Benz, Volkswagen, Peugeot, BMW, Ford, GM, Lexus и Jaguar. На других марках такие устройства встречаются реже. И, тем не менее, все они разработаны на тех же самых основополагающих принципах.

Но если в вашей машине нет датчика дождя, то вы всегда можете его установить. На данный момент рынок  предлагает достаточно большой выбор таких устройств, в том числе предназначенных для самостоятельной установки.

Существует несколько основных конструкций датчиков дождя, отличающихся в основном по принципу крепления датчика. Первый – крепления датчика к стеклу с помощью специального прозрачного оптического скотча 3М. Этот способ часто применяют для датчиков дождя, используемых Mercedes-Benz, BMW и GM. В этом случае линза датчика устойчива присоединена к стеклу через оптический скотч. Переднее ветровое стекло при его замене может содержать, а может и не содержать линзу датчика дождя.

На рынке можно встретить несколько разновидностей комплектов, которые имеют все необходимое для удаления линзы с оригинального стекла и установки этой линзы на другое стекло. Например, один из таких комплектов от GM включает очиститель и протирочный материал, предназначенный для устранения остатков клея на линзе. В комплекте есть также инструкция на 4 страницах с фотографиями и диаграммами. Другие комплекты минимальны – это скотч и специальный раствор.

Существует и третий вариант – чаще используемый для автомобилей BMW и Mercedes-Benz.  Он отличается тем, что стекла идут уже с наклеенным скотчем - самый надежный и доступный способ. Главное при замене это убедиться, что стекло чистое и скотч нанесен без отпечатков пальцев и воздушных пузырей на стекле и на линзе.

Невзирая на несомненную полезность такого устройства как датчик дождя, некоторые водители стремятся от него избавиться или хотя бы отключить. Иногда это может быть связано с объективными причинами. Например, из-за настройки датчика на европейский режим езды (т. е. без заторов, пробок, излишней грязи и колдобин, приводящих слишком чувствительный прибор в негодность) или после повреждения ветрового стекла и т. п. Так или иначе, подобная проблема вполне может появиться. Менять вышедший из строя датчик на новый, тем более на оригинальный, операция не из дешевых.   

Сразу предупредим, что если вы решили просто перекусить кусачками провода идущие к датчику и снять его со стекла самостоятельно, то это определенно плохая идея, которая чревата серьезными последствиями. Дело в том что, как правило, такие устройства как датчик дождя не работают автономно – они подключены к блоку управления штатной бортовой системы. Поэтому трудно предположить каким образом она отреагирует на столь радикальный шаг, но можно предположить, что подобная внештатная ситуация вряд ли улучшит его работу, а в худшем случае может привести и к выходу из строя других датчиков или устройств, например, омывателя или щеток. Но ситуация эта не безнадежная – можно обратиться на СТО…

Чтобы снять датчик, так сказать, безболезненно, вам понадобится три вещи: руководство по эксплуатации вашего автомобиля; автосервис (желательно фирменный), знающий толк не только в вашей марке автомобиля, но конкретно в вашей модели и опытный программист, способный отключить или удалить программу, руководящую датчиком дождя из бортового компьютера еще до того, как вы преступите к его «физическому» уничтожению.

Но это, как говорится, превентивная мера. Для начала постарайтесь решить вопрос с датчиком дождя «полюбовно», т. е. заставить его выполнять свою работу как следует. Попытайтесь найти возможную причину неполадки. Они могут быть различны и «лежать» на поверхности. Например, нарушилась герметичность крепления датчика к лобовому стеклу; по какой-то причине ухудшилась прозрачность самого стекла в районе работы датчика; щетки стеклоочистителя недостаточно тщательно очищают участок, попадающий в зону контроля датчика; шлейф электропитания, подходящий к датчику, имеет повреждения или недостаточно надежно закреплен и т. п.   

Стоит также попробовать избавиться от причуд датчика, настроив его чувствительность. Обычно на датчике имеется специальный регулятор, позволяющий построить датчик без вмешательства в его «мозги». Если датчик не реагирует на небольшие капли – переключите регулятор вправо и держите до тех пор, пока он (датчик) не начнет реагировать.

Если же ничего не выходит, то возможно проблема достаточно серьезна и без специалиста этот вопрос не решить. Еще раз повторюсь, что в этом случае нужен программист, хорошо разбирающийся в программном обеспечении именно вашей модели, а не механик с кусачками в руках. Он должен протестировать работу датчика изнутри, и лишь потом принимать решение о его отключении.

Бывают ситуации, когда датчик «замыкает», и его отключение необходимо немедленно, не дожидаясь вмешательства спеца. Сделать это чрезвычайно просто – достаточно вытянуть из него разъем электропитания. После этого «дворники» вашей машины начнут работать только в «прерывистом» режиме, но это не самое страшное.

В добавление к этому в блоке управления бортовой сети появится постоянно прописанная ошибка по датчику. В принципе, ее можно убрать перекодировкой блока, но заниматься этим должен только специалист. К тому же будьте готовы к тому, что прекратит свою работу автоматический режим включения фар. Если все вышеперечисленное вас не пугает – можете дергать шнур.

Итак, подводя некий итог, можно сказать, что датчик дождя это конечно не прибор «первой необходимости» и в принципе без него можно обходиться. Но не стоит забывать что этот «аксессуар» относится к системе активной безопасности, а в этом вопросе лишним ничего не бывает. К тому же он имеет целый ряд преимуществ, таких как:

  • Датчик избавляет водителя от лишних движений в условиях плохой видимости, тем самым, повышая безопасность езды и улучшая комфорт.
  • Датчик управляет интенсивностью работы щеток стеклоочистителей, включением омывателей и даже фар (в автоматическом режиме), что обеспечивает оптимальное использование этих устройств.
  • Питание и работа датчика дождя напрямую связаны с работой бортового компьютера вашего автомобиля, т.е. в случае ухудшения дорожной обстановки все системы безопасности автомобиля будут предупреждены об этом.
  • Датчик дождя реагирует быстрее, чем глаз человека, а значит в случае внезапного ухудшения видимости своевременно примет меры по устранению проблемы.
  • Он снижает общее напряжение водителя, особенно когда ему приходится двигаться в непогоду продолжительное время. 

Есть еще четыре важных момента, о которых не стоит забывать. Первое, если вы решили установить себе такой датчик, то лучше доверить это дело специалисту, т. к. подбор и установка такого рода устройств имеет достаточно много нюансов. Второе, современные датчики дождя подходят к практически любым типам лобовых стекол, включая тонированные, за исключением стекол с инфракрасным фильтром и покрытых тонировочной пленкой. Третье, датчик «смотрит» сквозь стекло наличие на наружной поверхности влаги, если он видит пузырьки воздуха, пыли или отпечатков пальцев, то вызовет срабатывание стеклоочистителя, т. к. он скорей всего примет этот дефект за влажность, которая не может быть устранена, что приведет стеклоочиститель к постоянной активации. Так то следите, чтобы «окно» датчика всегда было чистым. И последнее, не забывайте, что при мойке лобового стекла, ремонтных работах и парковке особенно в холодное время года его желательно выключать. К тому же в зимнее время не стоит включать датчик пока лобовое стекло полностью не оттает, чтобы не повредить резину щеток стеклоочистителя.

Современные автомобильные технологии не стоят на месте, а это значит, что вероятней всего в ближайшее время изменения коснуться и датчиков дождя и света. Нынешняя тенденция состоит в том, чтобы применять шелкографию на стекле в зоне зеркала заднего вида. Чтобы учитывать месторасположение датчика дождя на лобовом стекле в требуемом оптимальном участке и должна быть использована шелкография. Существует более 60 основных вариантов замен на любой дождевой сенсор, включая цвета и разнообразные сочетания. Но это скорее завтрашний день автопрома, чем сегодняшние дождливые будни.

Желаем, чтобы дождь и непогода никогда не были серьезным препятствием на вашем пути и удачи на дорогах!

 

Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь