статьи   

18.01.2013 (№ 46) Советы бывалого

Выйти «замуж» за иностранца или как ввести машину из-за границы с наименьшими потерями




-

И все-таки мы удивительная страна! В голове не укладывается, почему при заработках намного ниже европейских, автомобили стоят у нас намного дороже, чем в Старом свете и при этом остаются востребованными. Метаморфозу цены на транспортные средства у официальных дилеров при пересечении украинской границы действительно понять сложно. Возможно, поэтому многие, кто за последнее время успел побывать в Европе, задаются вопросом, а как бы «пригнать» автомобиль напрямую. И главная сложность в этом вопросе - растаможка, которая даже для «просвещенных» напоминает темный лес, не говоря уже о рядовых автолюбителях. Сегодня мы попытаемся приподнять пелену тайны и попробуем разобраться в этой теме.

Перегон автомобилей «из-за бугра» дело не новое, и когда-то достаточно прибыльное. Пик такой деятельности пришелся на 90-е. Именно тогда к нам и хлынули старенькие 124-е «Мерседесы», «Ауди» сотой и восьмидесятой марки, «праворукие» японки, и прочие «иностранцы». В те времена даже видавший виды «Мерс» смотрелся куда престижнее и шикарнее любого нового «Жигуленка». Большая часть этих «забугорных эмигрантов» попадала в страну нелегально. Одни из них считались сданными на металлолом, а другие вовсе находились в угоне, причем и тот и другой вариант был выгоден их первым владельцам…

Со временем все это кануло в лету. Поток ветеранов зарубежного автомпрома, пересекающих нашу границу в «частном» порядке, заметно поугас. И, тем не менее, даже сейчас некоторые перегонщики умудряются на этом неплохо зарабатывать. Ввозят сейчас, правда далеко не все машины. Как правило, таким путем к нам попадают старые легковые автомобили среднего класса выпуска 2006-2008 года, а так же коммерческий транспорт (микроавтобусы и небольшие грузовики). Кстати именно последние, на сегодняшний день, составляют примерно 90 процентов всего потока. Иногда границу пересекают и уникальные и очень дорогие экземпляры типа «Лотус», «Роллс Ройс» и т. п. Связано это в первую очередь с тем, что такие машины у нас официально не представлены, а желающие на них, из разряда «не бедствующего» населения, все-таки имеются…

Как бы ни казалась идея привезти автомобиль из-за границы привлекательной, осуществить ее достаточно сложно. И первая проблема - это постоянно изменяющаяся законодательная база. Даже если вы были в курсе прошлогодних расценок, это еще не значит, что вы ввезете автомобиль по ним. Поэтому прежде чем предпринимать какие-либо шаги в этом направлении стоит изучить самые свежие документы, регламентирующие ввоз транспортных средств на территорию Украины, и точно просчитать сколько денег вам придется добровольно пожертвовать в фонд нашего «обедневшего» государства в виде налогов. И поверьте, эта сумма будет немаленькая, по крайней мере, по соотношению к стоимости вашего автомобиля.

Несомненно, в законе можно найти лазейки, чтобы ввести автомобиль подешевле, но если вы в этом вопросе не разбираетесь, то рисковать не советуем. Уклонение от растаможки может быть чревато немалыми штрафными санкциями и это в лучшем случае.

Современные правила, которые определяют порядок таможенного контроля и таможенного оформления ввозимых транспортных средств были разработаны и утверждены  Государственной таможенной службой Украины 17 ноября 2005 года, однако в июне 2008-го они уже вышли в новой редакции. Поэтому не факт, что за время подготовки этого материала они не претерпят изменения снова, но пока будем основываться на этих документах.

Итак приведем «краткий» перечень документов, необходимых для таможенного оформления транспортных средств, которые перевозятся через таможенную границу Украины в частном порядке:

  1. Таможенная декларация.
  2. Товарно-транспортные документы на перевозку (железнодорожная накладная авиационная накладная (Air Waybill), коносамент (Bill of Lading), и тому подобное (если автомобиль доставляется не своим ходом).
  3. Документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство. Если автомобиль был приобретен у частного лица, этим документом является нотариально заверенный в государстве либо в консульском учреждении договор купли-продажи, мены, дарения или т. п. Если же машина приобретена у предприятия — оригиналы счетов, чеков, счетов-фактур, инвойсов и т. п., оформленные на официальных бланках фирмы и заверенные печатями и подписями должностных лиц.
  4. Счет (Invoice) или иной документ, официально определяющий стоимость транспортного средства.
  5. Декларация таможенной стоимости (подается в случаях, определенных Кабинетом Министров Украины);
  6. Документы, подтверждающие право на предоставление льгот по налогообложению (если таковые имеются).
  7. Технический паспорт, техталон, сервисная книжка, регистрационное свидетельство или другие документы с отметкой о снятии с учета.
  8. Загранпаспорт и другие документы, подтверждающие ваше право на пересечение государственной границы.
  9. Идентификационный код гражданина Украины (оригинал и копия).

Есть и ряд важных моментов, из-за которых вам категорически могут отказать сотрудники таможни. Это:

  • Номер кузова, шасси или двигателя уничтожен, перебит или не соответствует предоставленным регистрационным документам.
  • Ваш приобретенный автомобиль, ввозимый для личного использования, не снят с учета в соответствующих регистрационных органах страны пребывания.
  • На машину отсутствуют документы, регламентирующие ваше право собственности на нее.
  • Не уплачены все предусмотренные законодательством Украины налоги и сборы.
  • И, наконец, ваш купленный автомобиль находится в официальном розыске Интерпола.

Если весь приведенный список вас не «вдохновил», тогда перейдем к цифрам, потому как понятие «таможенные сборы» достаточно объемное и вместительное. Итак:

  1. Акцизный сбор – его размер зависит от типа транспортного средства, объема двигателя и его возраста. Кстати, электромобили облагаются особым акцизным сбором в размере 100 евро за единицу.
  2. Ввозная пошлина - на настоящий момент она составляет 10% от таможенной стоимости автомобиля.
  3. НДС — 20% от суммы таможенной стоимости автомобиля, акцизного сбора и ввозной пошлины вместе взятых.

После того как все эти «взносы» будут оплачены, вы получите разрешение на ввоз машины. Вопрос состоит лишь в том, что преодолеть таможенный пост не так просто, даже когда все документы у вас будут в порядке. Таможенники по своей натуре народ чувствительный, и поэтому с огромным желанием «разделят» с вами радость вашей покупки.  Кроме огромной очереди, которая сама по себе уже угнетает, нужно быть готовым к тому, что ваш автомобиль осмотрят с особым рвением, а потом еще устроят проверочку на угон. К большому сожалению это признак особого служебного рвения работников таможни, а лишь попытка довести вас до белого каления и вынудить заплатить еще и за ускорение процесса. После всего этого вы можете с «чистой» совестью и, возможно, с такими же чистыми карманами покинуть таможенный пункт.

Для того чтобы цифры эти были более понятны «распишем» арифметическую задачку.

Предположим, вы присмотрели где-нибудь в Чехии дизельный седанчик (Mercedes-Benz 2007 года выпуска) за смешные, по нашим меркам, 10 тыс. евро. Спрашивается: сколько вам денег придется оставить на украинской таможне, чтобы провезти через нее такую машину. И так считаем:

  • Возимая пошлина 1 тыс. евро, т.е. 10 процентов от стоимости автомобиля;
  • Акцизный сбор – примерно 3900 евро (при рабочем объеме двигателя 2200 см3, и по 1,75 евро за каждый кубик);
  • НДС – почти 3 тысячи (20% от общей суммы цены автомобиля, ввозной пошлины и акцизного сбора).

Итого почти 18000 евро. Прибавьте к этой суме еще тысячу на разного рода дорожные расходы, и выйдет реальная стоимость вашей машины. Аналогичный «Мерс» у нас продается в приделах 16-22 тысяч, в зависимости от комплектации и технического состояния. В итоге получаем скорее вопрос, чем ответ: «А зачем мне вообще нужны такие сложности?..». Но это, как говорится, если делать все по закону.

Наш народ, закаленный девяностыми, знает, если хочешь сэкономить – ищи способ. И некоторым это удается, ведь как ни странно в любом нашем законе можно найти хоть и маленькую, но вполне достаточную лазейку, чтобы его обойти. Например, частенько на улице можно встретить автомобили с зарубежными номерами. Это означает, что его владелец ввез его без уплаты налогов и надлежащего оформления. Так конечно гораздо дешевле, вот только сделать это не так просто – есть определенные условия. Поэтому вы можете колесить с иностранными номерами и, соответственно, не платить налоги если:

  • Вы, как владелец автомобиля, являетесь гражданин другого государства (нерезидент Украины).
  • Во время использования автомобиля в нем находится его владелец – нерезидент Украины.
  • Транспортное средство зарегистрировано на гражданина Украины в ином государстве, в которой он состоит на консульском учете и имеет вид на жительство.
  • Водитель - гражданин Украины является родственником нерезидента Украины, на которого оформлен автомобиль.
  • Вы - сотрудник иностранной компании и передвигаетесь на служебном автомобиле, принадлежащий этой фирме.
  • Автомобиль является частью наследства, полученного за рубежом.
  • Автомобиль был вывезен из Украины раньше с письменным обязательством об обратном ввозе (в этом случае нужно постоянно иметь на руках все необходимые документы).
  • Гражданин другого государства, т.е. вы, переезжаете в Украину на постоянное место жительства со своим автомобилем.
  • Вы - работник дипломатической службы и были за рубежом не менее одного года.

Список достаточно объемный (заставляет хорошо задуматься). Но к нему прилагаются и достаточно строгие условия. Во-первых,  въезжать с иностранными номерами можно лишь в том случае, если автомобиль ввозится для личного пользования, а не для продажи. Во-вторых, срок пребывания такого авто в Украине ограничен двумя месяцами. Если же по каким-либо обстоятельствам автомобиль пребывает в Украине более долгий срок, его нужно поставить на временный учет в МРЭО. Разрешение на постановку машины на временный учет выдает таможенная служба. И, в-третьих, если вы нарушите эти правила, то вас ждут весьма серьезные штрафные санкции (от одной до трех тысяч условных единиц) а в худшем случае - вообще конфискация транспортного средства.

Но если с современными транспортными средствами ситуация более или менее понятная, то вот с раритетными автомобилями проблем куда больше. И главная из них в том, что ввоз автомобилей в Украину ограничен международными экологическими нормами Евро-2, которым большинство старинных автомобилей не соответствуют.

Конечно, можно попытаться ввести такой экземпляр не как транспортное средство, а как предмет коллекционирования, но это ни сколько не упростит процесс ни в плане времени, ни в плане требуемых средств. Придется пройти целый ряд экспертных комиссий, типа комиссии Министерства транспорта Украины, Государственного политехнического музея, комиссии Государственной службы контроля за перемещением культурных ценностей и т. д. и т. п. В общем, рискуете потратить уйму времени и кучу денег и, в конечном счете, остаться ни с чем. 

Куда проще, хотя и намного рискованней «договорится с таможней». Иногда такой способ - это единственный шанс стать владельцем какого-нибудь стильного автомобиля прошлого века. Например, стильный и респектабельный Cadillac Brougham 1992 года в вполне приличном состоянии в Штатах можно купить за 2-2,5 тысячи долларов. И это  при том, что при хорошем обслуживании он свободно проходит еще лет 8-10. А что говорить за само ощущение сидеть за рулем настоящего «американца»! Европейские раритеты обойдутся на уровень дороже, да и найти их сложнее (т.к. уже давно не попадают в нормы экологических требований). Конечно эксплуатация таких автомобилей у нас тоже связана с немалыми затратами, но разве это может стать препятствием для настоящего поклонника прошлого века…

Осмелимся дать несколько простых, но весьма полезных советов, позволяющих вам хоть как-то помочь при ввозе автомобиля из-за границы:

  • Заранее просчитайте «общую» стоимость автомобиля. Для этого выясните его фактическую стоимость и его технические данные, включая в первую очередь, год выпуска и рабочий объем двигателя. Если ваша цель сэкономить, то выбирайте модель (или комплектацию) подешевле. Чем ниже будет его цена, тем, естественно, ниже таможенный сбор, который рассчитывается по ставкам, и пошлина (процент от заявленной стоимости авто). Особенно это касается «свежих» автомобилей, не переваливших трехлетний срок эксплуатации. Учтите, что заявленная стоимость транспортного средства не берется «с головы». Ее необходимо подтвердить соответствующими документами. А вот как сделать, чтобы в этих документах цифра была поменьше – проблема ваша…
  • Бытует мнение, что растаможить битый или поврежденный автомобиль выйдет дешевле. Особо на это не рассчитывайте, т.к. при расчете таможенной пошлины за основу берется цена, по которой такой или подобный автомобиль реализовывается или предлагается для розничной продажи. Цифры эти предоставляются производителями машин, а в случае их отсутствия берутся из других достоверных независимых источников (типа каталогов).
  • Размер таможенной пошлины на автомобили старше трех лет напрямую зависит от рабочего объема двигателя. Так, к примеру, разница в деньгах между автомобилями в 1500 и 1700 «кубиков» составит примерно 500 евро. Это нужно учитывать при выборе машины.
  • Если вам нужно приобрести машину для фирмы, то будет значительно дешевле оформить покупку на себя, т. е. физическое лицо. В этом случае вы сэкономите на налоге на добавленную стоимость (НДС). В конечном счете, после растаможки вы сможете переоформить авто на фирму путем заключения договора продажи, дарения или безвозмездного использования, что обойдется значительно дешевле.

И вместо эпилога. Ситуация с ввозными пошлинами на иномарки сейчас тоже не совсем понятна. Пресловутая политика «поддержки отечественного автопроизводителя» ударит по карману, прежде всего средний класс автомобилистов, ведь подорожают не только машины, ввозимые в нашу страну из-за границы, но и машинокомплекты. Такой ажиотаж выгоден в первую очередь дилерам, распродающим даже залежавшиеся модели среднего класса как горячие пирожки. Но как говорят специалисты, если повышение все-таки произойдет, то это будет чревато серьезным переделом на автомобильном рынке. При повышении стоимости транспортных средств примерно на 45-50 процентов его объем может уменьшиться на 20-25 процентов. А если учесть что украинский автопром пока не в состоянии производить конкурентоспособные автомобили, то ухудшение качественного уровня отечественного автопарка тоже вполне естественно. Иномарки станут недоступны среднему классу жителей Украины и его дороги снова наводнят поношенные иномарки, да вечно живые ВАЗы, «Москвичи» и «Волги». Вам не кажется, что это мы уже это когда-то проходили?..

И, тем не менее, будем надеяться на то, что у властидержащих хватит ума придумать более разумные шаги для выведения отечественного автопрома из… А вам, соответственно, желаем удачи на дорогах!

 

Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь