статьи   

18.01.2013 (№ 48) Безопасность

Мороз и солнце, день чудесный…или что делать, если на улице -30оС и ниже




-

Даже учитывая то, что мы с вами живем в умеренной климатической зоне, иногда, глядя на градусник, и видя, как его шкала зимой иногда неумолимо опускается ниже отметки в 30 градусов по Цельсию, понимаешь, что в современном мире от природы можно ожидать еще и не таких аномалий. А что же может произойти с вашим железным конем, если вдруг ударят морозы ниже минус 30 градусов? Об этом и договорим далее…

В самом начале, думаем, стоит отметить, что при температуре ниже минус 30оС начинает замерзать ртуть в градуснике, водка превращается в гель, кипяток (если его выплеснуть из окна на улицу) буквально на глазах превращается в снег, да что говорить, даже металл при такой температуре меняет свои свойства.

Учитывая то, что автомобиль – это своеобразный «коктейль», состоящий из металлических, пластмассовых, стеклянных запчастей, а кроме того в его состав еще входит набор технических жидкостей, имеющих свою температуру замерзания. И как вы сами понимаете, особо низкие температуры сказываются на нашем «коктейле» не самым лучшим образом. Необходимо также отметить, что заводы-производители большинство своих автомобилей подготавливают для эксплуатации при температуре не ниже минус 25 градусов по Цельсию.

Давайте представим, что за окном мороз – и температура приблизилась к отметке минус 35оС. В этом случае все пластиковые детали вашего железного коня станут хрупкими, и могут разбиться или треснуть даже от незначительного удара. Это все в первую очередь касается брызговиков (поверьте, в такой мороз они вряд ли выдержат даже одну поездку), а также бамперов (попадание на него даже маленького камушка оставит пробоину или отверстие). Что же касается резинотехнических изделий (уплотнители дверей, пыльники, шланги и так далее), то они также «застынут» и станут твердыми, и соответственно будут ломаться от минимальных усилий. И даже автомобильные стекла, которые имеют сложную структуру, могут при такой низкой температуре также потрескаться.

И как результат, даже малейшее столкновение автомобилей при температуре минус 35 градусов и ниже приведет к тому, что пластмасса, резина или же стекла автомобиля просто-напросто могут «осыпаться». Думаем, интересно будет знать, что жители Северных стран (при условии, что им в зимнюю стужу все-таки удалось завести автомобиль) рекомендуют пару-тройку километров проехать на минимальной скорости – это необходимо для того, чтобы разогреть покрышки.

Моторное масло, трансмиссионное, охлаждающая жидкость, гидравлические жидкости (в тормозной системе, сцеплении, гидроусилителе руля) – все это можно отнести к техническим жидкостям.

Всем упомянутым маслам свойственно такое понятие как вязкость, которая зависит от температуры окружающей среды. Например, при температуре «за бортом» близкой к минус 40 градусам по Цельсию бесперебойную работу мотора способно обеспечить лишь масло с индексом 0W.

Самыми низкотемпературными маслами, продающимися на нашем рынке, являются масла с индексом «0W-30». Они способны выдержать температуру от минус 30 до плюс 20 градусов по Цельсию. Также можно встретить в продаже масла с индексом «0W-40» (минус 30 – до плюс 35 градусов по Цельсию). А теперь вспомните, какое масло залито к вас и на какую температуру оно рассчитано? В идеале – это минус 30о.

Охлаждающие жидкости бывают разные. А температура их застывания в большинстве зависит от используемых присадок и самого качества жидкости. В зависимости от качества антифриза – его температура замерзания может колебаться в пределах от минус 65 до минус 15 градусов по Цельсию. Еще можно также отметить, что охлаждающие жидкости, у которых температура замерзания около минус 40 градусов, окрашены чаще всего в синий или бирюзовый цвет, а с температурой замерзания минус 65 градусов по Цельсию – красный или розовый цвет. И еще помните, если, не бай бог конечно, температура в наших широтах опустится ниже минус 40 градусов, то используемое в автомобилях моторное и трансмиссионное масла замерзнут.

Что же касается жидкости для омывателя, то она в большинстве случаев продается в виде концентрата, температура застывания которого от минус 40 до минус 60 градусов. А теперь вспомните: кто из вас, дорогие читатели, заливает в бочок омывателя неразбавленный концентрат?..

Гидравлическая жидкость в основном имеет температуру замерзания приблизительно от минус 50 до минус 60 градусов. Так что при нашей взятой за основу температуре (минус 40оС) она не замерзнет, хотя при этом увеличатся гидравливеские потери, а еще уменьшается скорость реагирования гидроприводов: машина намного хуже слушается руля и педали тормоза, а также хуже переключаются передачи, а сама подвеска становится жесткой.

Ни для кого не секрет, но при снижении температуры аккумуляторная батарея теряет свою емкость, и не исключен вариант, что наступит момент, когда аккумулятор попросту замерзнет. Как говорится, для всеобщего развития отметим, что в холодном климате, где средняя температура в январе от минус 30 до минус 15 градусов, используется аккумулятор с плотностью электролита 1280 кг/куб. м. А в очень холодном климате, когда температура в январе может опускаться до минус 50 градусов водители используют для лета аккумуляторную батарею с плотностью 1260 кг/куб. м, а зимой - с плотностью 1300 кг/куб. м. А кто-либо из отечественных автовладельцев запасается на зиму сменным аккумулятором?.. Вряд ли…

Еще одним интересным фактом является то, что при снижении температуры происходит увеличение твердости стали, но зато ее ударная сопротивляемость значительно снижается (то есть сталь становится хрупкой). Скажем так, «критическая» температура в таком случае зависит от исходного состояния руды, а также от качества обработки металла  и многих других факторов. Хотя при значительном снижении температуры окружающей среды (ниже минус 35оС) специалисты отмечают резкое снижение ударной сопротивляемости металла.

В холодную погоду, запустив двигатель с «повышенной хрупкостью», на него будет воздействовать повышенные силы, кроме того элементы мотора будут иметь увеличенные технические зазоры (речь о тех, которые, как говорится, «входят в норму» при прогреве). Да и как вы сами понимаете, и, думаем, знаете, резкий перепад температуры никогда не был полезен ни двигателю, ни любому другому техническому устройству. 

Из вышесказанного про металл следует вывод, что низкая температура окружающей среды очень опасна для двигателя (возможно даже его разрушение), ну а если мотор все-таки заведется, то работать он будет с чрезмерным перерасходом топлива.

Позволим себе дать несколько полезных советов, как же правильно эксплуатировать автомобиль при чрезвычайно низких, можно сказать аномальных температурах:

  • Бак держите заполненным – это необходимо для того, чтобы не появился конденсат на его стенках.
  • Чтобы лишний раз, как говорится, «не травмировать» стекла, направляйте обогрев салона по возможности в нижнюю часть автомобиля.
  • Если температура окружающей среды опускается ниже минус 25-30 градусов по Цельсию, специалисты советуют использовать «арктическое» дизельное топливо. Возможно применение специального антигеля (ему свойственно разжижать дизтопливо).
  • Рекомендуется использовать топливо только самого высокого качества, если бензин – то с максимальным допустимым для вашего железного коня октановым числом.
  • Специалисты советуют зажигать фары еще до выезда из гаража (если конечно таковой вообще у вас имеется) – в противном случае имеется вероятность их перегорания из-за резкого перепада температуры.
  • Рекомендуется также прикрывать решетку радиатора. Кстати у некоторых моделей автомобилей такая «заглушка» имеется уже в базовой комплектации.
  • Если температура окружающей среды ниже минус 30 градусов, а скорость ветра незначительна (например, 1-5 метров в секунду) неработающий мотор даже с защитным чехлом остывает полностью с течение 30 минут. Посему при поездке в морозную погоду без особой надобности не останавливайтесь больше, чем на 10-15 минут.

Подведем итог всему вышесказанному. Если, не дай бог конечно, случится так, что температура окружающей среды в наших широтах приблизится к отметке минус 30оС и ниже, то моторное и трансмиссионное масла просто-напросто замерзнут, охлаждающая жидкость и жидкость для омывателя также превратятся в лед, могут также потрескаться и стекла. Если аккумуляторная батарея не замерзнет, то она будет работать всего лишь на 15-20 процентов своих возможностей.

И даже если двигатель вашего железного коня все-таки завелся, а сам автомобиль поехал, то не исключено, что он не будет слушаться руля и тормозов, даже самый маленький камушек, попавший в бампер, способен оставить визуально заметный след. Сам же мотор будет испытывать чрезмерные нагрузки, что повлечет перерасход топлива.

К счастью, сильные морозы – не частые гости в наших широтах, в противном случае к каждой зимовке автомобилистам пришлось бы готовиться настолько основательно, что сие было бы сопоставимо с приобретением нового автомобиля.

 

Подготовил Евгений Рейсер.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь