статьи   

18.01.2013 (№ 1) Советы бывалого

Азбука экономии: бензин




-

Без сомнения, содержание автомобиля на сегодняшний день - удовольствие дорогое. Особенно это актуально для владельцев автомобилей среднего и эконом-класса. Поэтому вряд ли кто-то из них хотя бы раз не размышлял над проблемой, как бы сэкономить на эксплуатации своего «железного коня». А если учесть, что основной статьей расходов для современного автомобилиста является топливо, то самое время задуматься о том, как научиться использовать его более эффективно. И такие способы существуют…

Действительно способы использовать топливо более эффективно, и соответственно более экономно, существуют и на практике дают неплохой результат. Главное внимательно проанализировать все нюансы вашей эксплуатации автомобиля и провести соответствующие «оргмероприятия». И начнем, пожалуй, со стиля езды.

Не секрет, что именно от манеры управления автомобилем во многом зависит, сколько денег вам приходится тратить на заправке ежедневно. Возможно, вас это и удивит, но «адаптировав» свой стиль вождения к оптимальному, вы сможете добиться неплохой экономии. Говоря иначе, сможете оставить в баке от 10 до 25% топлива. И условие здесь всего лишь одно, и оно довольно просто – избавьтесь от излишней агрессии за рулем.

Если рассуждать здраво, то изображать из себя «заправского гонщика» в городском режиме лишено всякого смысла, ведь весь маршрут буквально изрезан светофорами, пешеходными переходами, поворотами и дорожными заторами. Т.е. нет никакой возможности двигаться равномерно на той скорости, какой вам хотелось бы. Тогда зачем жать педаль акселератора с такой силой, как будто вы хотите продавить пол, ведь буквально через пару минут вам придется приложить не меньшее усилие, чтобы остановить своего «разгоряченного» железного коня у очередного светофора?!

Каждое такое «крутое» нажатие ведет к повышению прожорливости вашего мотора в разы, и в этом нет ничего странного, ведь чтобы как можно скорее ускорить тяжелый автомобиль, движку приходится использовать максимальную мощность, и для этого ему необходима интенсивная подача топлива.

Это же касается и скорости движения. Невозможно обогнать вялотекущий поток машин, даже если вы будете двигаться от «пробки» к «пробке» со скоростью света. Действие равно противодействию, т.е. пытаясь ехать быстро, вы получаете не менее сильное сопротивление воздуха, а значит, двигателю приходится использовать больше мощности, чтобы его преодолеть. Итог – повышенный расход топлива.

Условно считается что наилучшей в городском режиме является вилка 60-90 км/ч. Она позволяет двигаться и достаточно быстро и не тратить при этом лишние ресурсы. Но это не является аксиомой, поэтому лучше определить это каждому самостоятельно. Высчитать оптимальный скоростной режим можно «опытным» путем, ведь вы каждый день движетесь практически по одному и тому же маршруту. Сделайте несколько поездок в разном скоростном режиме, засекая расход топлива, и вы сами поймете, какая скорость вам больше подходит. 

Немаловажно уметь и правильно «работать» с коробкой передач. Неумением правильно выбрать оптимальную передачу грешат не только начинающие водители, но иногда даже весьма опытные, а это тоже приводит к излишнему расходу топлива. Дать здесь какой-либо конкретный совет тут вряд ли получится. Главное это переключать передачи в соответствии с показаниями тахометра. Оптимальным принято считать интервал от 1500 до 3000 оборотов в минуту. Если стрелка поползла вверх – переходите на повышенную, упала – опуститесь на ступеньку. Особенно это важно при малых оборотах, ведь давление масла в таком режиме понижается, а износ двигателя возрастает.

Безусловно, все это касается лишь механических коробок передач. С «автоматами» все немного иначе. Они по своему усмотрению выбирают момент переключения, причем теряя при этом до 15% топлива дополнительно, но это, так сказать, «плата за комфорт».

Если вы уж серьезно решили экономить топливо, что на выходе таких больших праздников особенно актуально, то стоит обратить внимание и на другие моменты, которые тоже влияют на расход бензина. Во-первых, стоит внимательно изучить содержимое вашего багажника и оставить в нем лишь только самое необходимое. Это несомненно облегчит нагрузку на движок. Во-вторых, стоит более требовательно подойти к включению всевозможного салонного оборудования. Речь идет о постоянно работающем кондиционере, гремящем «на всю катушку» CD-чейнджере и т. п. Достаточно сказать, что только обогрев заднего стекла «сжирает» с вашего бака лишних 2% топливного запаса. Что тогда говорить про кондиционер, который при работе возьмет не менее 15 процентов. А нужен ли этот «мартышкин труд», когда за бортом машины и так +2оС?..

Но наряду с «житейскими» советами, есть и чисто технические рекомендации. И первый из них – следите за давлением в шинах. Опытным путем доказано, что понижение давления во всех четырех колесах только лишь на 0,1 атм повышает расход топлива как минимум на 2-3%. Но несмотря на то что пониженное давление увеличивает затраты энергии, перекачивать шины все же не стоит. Ну, во-первых, это делает автомобиль «жестче» при движении даже на малых неровностях. А во-вторых, это достаточно опасно особенно на зимней дороге. Достаточно сказать, что лишние 3 атмосферы увеличивают тормозной путь на скользком покрытии почти вдвое, не говоря уже об общем снижении уровня управляемости автомобилем.

Кстати многие из производителей автомобильных шин уверяют, что их новейшие разработки протекторов и применяемые в производстве резиновые смеси способствуют экономию бензина. Для увеличения продаж это конечно хороший рекламный ход, но проверить такие утверждения «бытовым» способом вам вряд ли удастся. Для этого необходимо специальное лабораторное оборудование и несколько десятков испытательных тестов. Поэтому верить этим обещаниям или нет, вы уж решайте сами.

Вот что уж точно влияет на излишний расход, так это неправильный развал-схождение, неисправный катализатор и забитый воздушный фильтр.

Кстати, несколько снизить «прожорливость» мотора поможет и замена масла на менее вязкое, т.е. синтетическое или полусинтетическое. Правда, прежде чем идти на такой шаг лучше проконсультироваться со своим механиком. Возможно такой «чейнч» не пойдет на пользу конкретно вашему автомобилю.

Мотористы для снижения расхода топлива рекомендуют снизить холостые обороты со стандартных 900-1000 до 500-600. В принципе никакого вреда такое дать не должно, но с учетом того, сколько времени приходится проводить в городских заторах, экономия по топливу может быть вполне существенная. Ну, такое новшество – вещь сугубо специфическая. Одни моторы прекрасно переносят низкие обороты, другие начинают часто глохнуть. Поэтому такие «настройки» делать лучше хотя бы в присутствии специалиста или после консультации с механиком.

Вообще, тема экономии топлива крайне популярна среди автомобилистов, именно поэтому многие весьма сомнительные производители не прочь погреть на этом руки. Например, можно встретить частенько рекламу неких «магнитных активаторов», которые якобы каким-то чудесным способом дают экономию на целых 30%. Достаточно просто прикрепить его на топливопровод и «дело в шляпе». В сопровождении к такому чудо-прибору написано, что «его работа основана на влиянии электромагнитного поля на молекулярную структуру топлива, которая, упорядочивая его строение, повышает КПД при сгорании». Не скрою, что даже для меня, как журналиста, гипотеза несколько витиеватая.

Кстати, специалисты достаточно известного немецкого автоклуба ADAC произвели целый ряд исследований и абсолютно точно доказали, что магнитное поле ни каким образом не может сказываться на качестве горения топлива, так как его теплопроводность обусловлена только лишь количеством атомов углерода и водорода. А это означает, что оказать влияние на силовые характеристики двигателя может только трансформация формулы горючей смеси, и к магнитным приспособлениям это не может иметь никакого отношения.

Еще одним из весьма сомнительных мифов является утверждение, что добиться значительной экономии можно переходом на бензин с более низким октановым числом, т.е. например, вместо 95-го заливать в бак 92-й. Без сомнения разница в цене на эти две марки бензина существует и достаточно значительная, но на нормальной работе двигателя такая замена тоже отразится весьма существенно.

Все современные моторы разрабатываются с целью максимально повысить его КПД. Этого можно добиться увеличением степени сжатия и повышением температуры работы силового агрегата. А значит для этого необходимо топливо с высокой детонационной стойкостью. Низкооктановые бензины, к сожалению, такими качествами не обладают и даже напротив. Использования марки бензина ниже чем предписано автопроизводителем ведет к серьезным сбоям в работе системы внутреннего сгорания, самовоспламенению горючей смеси, перегреву, преждевременному износу деталей двигателя и как следствие дорогостоящему ремонту.

Не менее спорным является мнение, что достаточно добавить в 92-й бензин определенные присадки, и он будет ни чем не хуже чем 95-й. Такой «страшный секрет» от производителей присадок граничит с полным абсурдом. Во-первых, если бы это было так просто, но не нужно было бы заморачиваться с таким количеством марок топлива – плеснул присадок и получил, какое захотел, хоть ракетное. Во-вторых, современный бензин уже давно представляет довольно сложную формулу, в которой уже добавлены всевозможные присадки, и мешать туда еще что-то нет никакой необходимости. И в-третьих, сами автопроизодители не рекомендуют никаких добавок в топливо, т. к. они могут негативно влиять и на сам процесс сгорания топлива и на надежность и износ деталей двигателя. Целесообразность применения таких присадок оправдана лишь только в тех случаях, когда вашему мотору по сроку его эксплуатации уже нечего бояться и другие методы улучшения его работы не действуют.

Есть еще ряд автомобильных «хитростей» позволяющих сэкономить на бензине, но они скорее касаются водителей с достаточно большим опытом вождения. Если же вы чувствуете себя за рулем не уверенно, то лучше воздержаться от таких методов.

«Езда за ведущим». Не секрет что снижение сопротивление потока воздуха попадающего на автомобиль при движении, позволяет тратить меньше энергии. В обычных случаях степень такого давления напрямую зависит от аэродинамики кузова конкретного автомобиля, но бывают ситуации, когда можно обойти физику. В городе это сделать вряд ли удастся, а вот на загородных трассах воспользоваться «воздушным мешком» впередиидущего автомобиля можно. За счет снижения сопротивления воздуха можно добиться экономию топлива до 40%, конечно в зависимости от скорости движения, дистанции и времени. Дело это конечно не безопасное, т. к. в этом случае нужно придерживаться достаточно малой дистанции, а это при отсутствии достаточного опыта может легко привести к столкновению. Считается, что оптимальной дистанцией, позволяющей воспользоваться «безвоздушным шлейфом», между двумя легковыми автомобилями является не более 2 метров, между грузовым и легковым автомобилями — не более 4-х, за автобусом примерно 5. Но не забывайте, что при такой езде нужно быть максимально бдительным и внимательным.

«Езда накатом». Некоторые виртуозы рекомендуют на спусках переводить коробку передач в нейтральный режим. Делать это стоит лишь только в том случае, если вы действительно опытный водитель и полностью уверенны в своем автомобиле, да и экономия при таких «маневрах» навряд ли будет существенной. Опасность же здесь состоит в том, что при езде накатом двигатель может заглохнуть, а вмести с ним отключится и усилитель руля и педали…

Куда действеннее проходить спуски на наивысшей передаче, но с отпущенной педалью акселератора, говоря иначе «принудительный» холостой ход. При таком движении электронный блок управления двигателем практически прерывает подачу топлива и не восстанавливает ее до тех пор, пока обороты коленчатого вала не опустятся ниже определенного порога. У каждого производителя двигателей такой порог свой, но в среднем составляет примерно 1500 об/мин. В этом варианте есть один недостаток - автомобиль на таком холостом ходу будет сбрасывать скорость. Этот эффект имеет название «торможение двигателем»…

Наверно уместно будет напомнить, что наряду со встречными потоками воздуха, влияющими на расход топлива, не последнюю роль в перерасходе может играть и вода. Сильный дождь и лужи заметно притормаживают движение автомобиля а значит будут требовать от мотора большей отдачи со всеми вытекающими (уместней сказать втекающими) последствиями. Поэтому, если вы уж настроились экономить, сократите свои поездки в непогоду до минимума, и по возможности объезжайте лужи даже в хорошую погоду.

Не стоит забывать, что в любом деле, а тем более в экономии необходимо знать меру, потому как иногда это может доходить до прямо-таки курьезных крайностей. У меня есть один знакомый, который в борьбе за экономию бензина не только просчитал все свои городские маршруты буквально до метра, но и решил, что открытые стекла сильно снижают аэродинамику его, и без того не первой свежести, автомобиля. Поэтому независимо от погоды он всегда ездит с задраенным стеклом. Зимой это не раздражает, а вот летом каждая поездка с ним превращается в пытку, ведь кондиционера на его «старушке» просто не предусмотрено...   

В общем, как вы поняли экономия - дело тонкое и хлопотное. Хотя есть у этой ситуации и другой выход. Ну, например, устроиться на хорошую работу, типа, управляющего банком или директора вино-водочного завода и навсегда забыть об экономии в принципе… Это конечно шутка, но доля истины в ней все-таки есть.

Желаем вам благополучия и удачи на дорогах!

 

Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь