статьи   

28.01.2013 (№ 2) Советы бывалого

Тише едешь – дальше будешь. Или как решить проблему шумоизоляции в современном автомобиле




-

Наверно никто из нас до определенного времени и не задумывался, какой глубокий смысл заложен в этой древней поговорке. А между тем проблема шума в современном авто есть одной из основных, над которой уже долгое время бьются конструкторы и инженеры. И чтобы не говорили менеджеры автосалонов о «приятном урчании двигателя» или  «солидном тембре мощного мотора», шум в салоне автомобиля является несомненным недостатком его комфорта. Он не только раздражает, но приводит к быстрому утомлению, потери внимания и даже к головной боли. И пока конвейер не очень напрягается в плане качественного решения этой проблемы, заняться этим вопросом можно самостоятельно, конечно, если знать, что и как правильно нужно делать…  

Автомобильная диалектика свидетельствует: чем ниже класс автомобиля, тем больше уровень шума в салоне. И проблема тут, к сожалению, не заканчивается тем, что бесшумного двигателя еще не изобрели, хотя именно мотор играет в этом неприятном концерте первую скрипку. В недорогих автомобилях, шум может возникать по многим техническим причинам: это и плохая сбалансированность силового агрегата, трансмиссии и подвесок, недоработки конструкции кузова, использования сталей с низкой жесткостью и других дешевых материалов.

Но источником шума может являться не только двигатель, но и практически все узлы и детали автомобиля, начиная от колесных арок и заканчивая элементами салона.

Его создают встречные потоки воздуха и трение шин о дорожное покрытие.

Вибрация, появляющаяся во время работы двигателя и других подвижных узлов, тоже не проходит бесшумно, а некачественно подогнанные пластиковые элементы отделки интерьера добавляют свою неприятную ноту в общих гул.

В общем, источников шума достаточно, и избавиться к сожалению можно не от всякого. И, тем не менее, значительно улучшить шумоизоляцию своего автомобиля вполне реально, а это значит, если вам дороги тишина, комфорт и, в конечном счете, ваше здоровье, сделать это просто необходимо.  

Будет уместно сказать, что правильно проведенная изоляция, кроме своей основной задачи имеет еще ряд весьма полезных свойств. Во-первых, она в некоторой степени повышает уровень пассивной безопасности, а во-вторых, заметно улучшает теплоизоляцию автомобиля. В холодное время года такой эффект в наших широтах будет очень даже кстати, да и летом шумоизоляция поможет сохранить салон от перегрева.

Итак, если уж мы убедились в несомненной пользе этого «мероприятия», осталось понять, что же для этого делать. Как и обычно, путей для этого существует только два – закатать рукава и сделать все самому, либо доверить это все специалистам, предварительно приложив к необходимым материалам энную сумму денег. Несмотря на кажущееся преимущество первого варианта, он требует наличие ряда немаловажных условий. Для того чтобы все сделать своими руками, вам кроме денег на закупку материалов понадобятся: достаточно просторное помещение для выполнения работ, определенные навыки и знания этого дела, и конечно масса времени. Если вы всем этим не обладаете, то второй вариант будет куда предпочтительнее хоть и обойдется несколько дороже.

Кстати, не редко в целях экономии водители обращаются к местным умельцам, типа Петрович - «золотые руки». Но прежде чем принять такое прозорливое решение не помешает хорошенько подумать, ведь как говорит народная мудрость «дешева рыбка – погана юшка». И вопрос здесь состоит не только в том, что установка дешевых материалов не дает необходимого эффекта, но и в том, что под руками некомпетентного специалиста страдают элементы отделки салона. Это и неправильная сборка, поломанные крепления и т. п. Поэтому если вы уж решили привлечь к работе такого «Кулибина», то сначала убедитесь, что вы доверяете свой автомобиль в надежные руки, а лучше сами присутствуйте при проведении работ хотя бы в роли подмастерья.

Материалы, применяемые для шумоизоляции, бывают тоже разные и условно их можно разделить на несколько категорий: вибродемпферные, звукоизоляторные (шумопоглощающие), и звукоизолирующие (противоскрипные). В принципе уже из названий более или менее понятно за что «отвечает» тот или иной материал, и тем не менее мы немного разъясним особенности каждого. Вибродемпферы предназначены несколько «утяжелить» метал и тем самым преобразовать вибрации динамических элементов в тепло. К тому же в их состав входят антикоррозийные материалы, препятствующие появлению ржавчины на металлических поверхностях. Звукоизоляторы благодаря своей мелкопористой структуре прекрасно поглощают различные шумы, и вдобавок к этому не пропускают (а соответственно и удерживают) тепло. «Антискрипы» помогают устранить трение некачественно подогнанных элементов отделки салона, и как результат избавить вас от неприятных звуков.

Кстати, невзирая на то, что технология выполнения работ в принципе одинакова для всех авто, она имеет свои особенности в зависимости от модели и марки, и связаны они в первую очередь с особенностями конструкции кузова.

Первый этап, это разборка. Необходимо полностью освободить кузов от элементов салона, в том числе отсоединить  все жгуты электропроводки и другие соединения. Дело это кропотливое и тонкое. Не забывайте, что чем аккуратнее вы проведете разборку, тем проще будет осуществлять обратный монтаж. Обязательно дайте время для того, чтобы кузов проветрился и высох (именно поэтому для проведения таких работ нужно специально подготовленное помещение). Если вы не собираетесь заменять заводскую шумоизоляцию полностью, то ее необходимо очень внимательно осмотреть. Возможно, за время эксплуатации она по каким-то причинам отклеилась, вздулась или отслоилась. Такие места нужно очистить, а если под ними появились очаги коррозии, то их нужно ликвидировать. И последний, но не менее важный пункт подготовительного этапа – обезжиривание поверхности. Делать это нужно очень тщательно, ведь именно от этой процедуры будет зависеть, насколько надежно будут держаться шумоизоляционные материалы. Любая халатность может привести к тому, что они через некоторое время просто отстанут от поверхности со всеми вытекающими из этого последствиями.

Итак подготовка произведена и теперь можно перейти непосредственно к шумоизоляционным материалам. Выбор подобного товара на современном рынке достаточно широк, но из-за своей специфики разобраться в нем достаточно сложно. К тому же не стоит забывать, что, как и в любом другом товаре, касающемся автомобиля, нарваться на некачественную подделку не составит труда. Поэтому если уж вы решили устанавливать шумоизоляцию самостоятельно, обязательно проконсультируйтесь в этом вопросе со специалистом, а он в свою очередь подскажет какие материалы и какого производителя использовать, чтобы добиться оптимального эффекта. И главное помнить, что чрезмерная экономия на материале непременно отразится и на качестве шумоизоляции. Хороший товар физически не может быть дешевым.

Кстати, не стоит забывать о том, что для шумоизоляции различных участков кузова и салона применяются разные материалы. Подбирать их необходимо исходя из характеристик шумо- и вибронагруженности участка. Разобраться в этом самому без квалифицированной помощи достаточно сложно, и все же мы попробуем сжато дать характеристику наиболее важным моментам.

Начнем, пожалуй, с капота, так как под ним находится самый «шумный» агрегат автомобиля. Работа с ним актуальна для всех типов автомобилей, но особенно для дизелей. Если вибродемпферные материалы будут подобраны правильно, то вам удастся существенно снизить не только уровень шума исходящего от силового агрегата, но и погасить неприятные ощущения от вибраций.

Следующая зона – это колесные арки. Невзирая на устоявшееся заблуждение, что именно они являются источником неприятного шума, можно с уверенностью сказать, что здесь «борьба» должна быть направлена не с шумом, а с вибрацией, которая потом как по цепочке передается на другие, более ровные участки кузова. Они то и создают неприятный шум благодаря своей небольшой жесткости конструкции.

Двери - это слабое место всех автомобилей. К сожалению, невзирая на то, что именно через двери в салон проходит наибольшее количество наружного шума, при производстве они почти не изолируются (за исключением разве что автомобилей премиум-класса). Именно поэтому шумоизоляция дверей очень сильно влияет на уровень акустического комфорта внутри салона. К тому же, если у вас вмонтированы в двери акустические системы, это улучшит их звучание.

Пол тоже достаточно сильный источник шума. Это связано с близким размещением вибрирующих узлов конструкции авто. Погасить эту вибрацию можно лишь специальными материалами, предназначенными для изоляции сильно нагруженных виброзон.

Потолок кузова тоже бывает источником неприятного звука, хотя гораздо реже предыдущих участков. Происходит это обычно на высоких скоростях, когда обтекающие потоки воздуха создают специфический гул или вовремя осадков, когда дождь тарабанят по крыше. Для того чтобы «перекрыть» оба этих источника зачастую применяют и звукоизолирующие материалы и вибродемпферные.

Багажник очень часто вообще не берут в расчет, а зря, ведь благодаря своему объему и слабой жесткости стенок он становится весьма неплохим усилителем для постороннего шума. Поэтому если вы хотите добиться наилучшей шумоизоляции, то багажник необходимо изолировать непременно.

Обработка также осуществляется в определенной последовательности. Сначала крепятся вибродемпферы, потом шумопоглощающие и в самую последнюю очередь звукоизоляционные.

Для того чтобы шумовая защита была максимально эффективной необходимо перекрыть до 90 процентов металлических поверхностей. Процесс этот очень трудоемкий и кропотливый, да и времени требует массу. Необходимо сделать довольно точный раскрой. Для этого лучше сначала «снять мерки», изготовить лекала из бумаги, подогнать их по месту и лишь, потом переносить чертеж на материал.

Когда заготовки будут готовы, последовательно намазывайте равномерным слоем клея каждую в отдельности и крепите на поверхность. Главная задача приложить материал к металлу как можно плотнее, избежав при этом попадание пузырьков воздуха между этими двумя поверхностями. В современных шумоизоляционных материалах очень часто применяются самоклеящиеся покрытия. Это достаточно удобно, т.к. сокращает время работы и позволяет избежать неравномерного распределения клея.

Если вы не имеете хоть какого-нибудь опыта в работе с такими материалами, вам стоит быть готовым к неизбежным сложностям. Например, ошибке в расчетах материала или его толщине или к тому, что материалы типа визомата или изолона будут с большим рвением прилипать к вашим рукам, чем к металлической поверхности и т.п. В общем, дело это весьма хлопотное и потребует от вас куда больше времени, чем вы на то рассчитывали, но если вы сделаете все правильно, то вам действительно будет, чем гордиться.

Подводя некий итог, мы постараемся разложить вышесказанное «по полочкам» и выделить из него самое главное, разумеется, рассчитывая на то, что доказывать необходимость дополнительной шумоизоляции вам уже не нужно.

Первое и самое главное, если вы не уверены в своих способностях и не обладаете необходимыми знаниями и упорством, то лучше доверить это дело профессионалам.

Второе, если ваш автомобиль новый, и вы принципиально решили сделать шумоизоляцию, то лучше это осуществить до антикоррозийной обработки. Это избавит вас от лишних проблем при обезжиривании поверхностей.

Третье, никакое качество выполненных работ не компенсирует качественных материалов, поэтому не стоит на них экономить, иначе вся ваша затея не будет стоить «выеденного яйца».

Четвертое, не забывайте, что разным шумовым зонам для максимально возможного погашения требуются различные материалы.

И последнее, что тоже немаловажно. Если вы решили отдать свой автомобиль в руки специалистов не стоит это делать в первой попавшейся конторе. Желательно найти ателье, которое специализируется на такой услуге и имеет более или менее приличную репутацию.

Ценовой диапазон на выполнение таких работ в различных компаниях может сильно отличаться. На это влияет и расположение региона, и марка автомобиля, и тип кузова, и конечно качество применяемых материалов, поэтому мы можем сообщить лишь приблизительные ориентиры. Например, с эконом-классом вы, возможно, уложитесь в 5-5,5 тысяч гривен, средний класс обойдется вдвое дороже, а внедорожники и кроссоверы  примерно в 10-15 тысяч.

Кстати, есть и еще один способ избавиться от шума в автомобиле, правда он хорошо знаком разве что специалистам по автотюнингу –  это так называемое  «шумоподавление». Основан он на природе звуковых волн и работает следующим образом. Акустическая система автомобиля или специальный сабвуфер «считывает» шум и, воссоздав аналогичный только смещенный по фазе, воспроизводит свой. В ходе такой накладки оба потока гасятся, тем самым снижая общий уровень шума. Исследования показали, что методом шумоподавление вполне реально снизить уровень в автомобиле примерно на 10-12 дБ, а это очень хороший результат. Такие системы все чаше используются в автомобилях представительского класса, но для «простых смертных» они почти не доступны. Хотя если вы захотите поставить в свою ласточку очень качественную аудиосистему, вам непременно предложат установить и такой сабвуфер. Ни в коем случае не отказывайтесь – овчинка того стоит…

Желаем вам комфортной езды и удачи на дорогах.

 

Сана Шильдик. 



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь