статьи   

11.02.2013 (№ 4) Советы бывалого

На чем будем колесить




-

Автомобильные диски уже давно перешли их категории современной интерпретации колеса в своеобразный культ. По ним, как и по обуви человека, мы определяем не только то, как автовладелец относится к своему «железному коню», но и даже его социальный статус. Действительно, выбор колесных дисков сейчас достаточно широк – на любой карман, вкус и цвет. И, тем не менее, у каждой категории есть свои сильные и слабые стороны. И чтобы не ошибиться при покупке, лучше разобраться в этом вопросе заранее, тем более что приобретение автомобильных дисков дело отнюдь недешевое…   

Да, несомненно, вопрос выбора дисков – дело непростое. Достаточно будет сказать, что даже сам термин «автомобильный диск», под которым мы все подразумеваем некую стальную конструкцию круглой формы, предназначенную для фиксации резиновой покрышки, на самом деле означает нечто иное. На самом деле, говоря техническим языком, диском именуется лишь центральная часть колеса с посадочными отверстиями для крепления колеса к ступице автомобиля, но это возможно и не столь важно. А вот что действительно имеет значение так это, каким требованиям должны соответствовать колесные диски.

Конечно, главным показателем любого колеса является ее надежность. То есть оно должно не только выдерживать длительную эксплуатацию на ровном дорожном покрытии, но и стойко переносить и пиковые нагрузки в виде ударов, перегрузок, деформаций в ходе поворотов и т.п.

Другим, не менее важным показателем является его масса. Невзирая на то, что удельная масса колес по сравнение с брутто всего автомобиля не так уж велика, конструкторы автомобилей ведут борьбу с каждым лишним килограммом, тем более в колесных дисках. И суть состоит в том, что колеса относятся к так называемой «неподрессоренной массе» автомобиля, а как раз она во многом оказывает влияние на плавность хода, динамику и управляемость машины. Чтобы эту связь проиллюстрировать более наглядно, скажем, что если уменьшить массу колеса на один килограмм, то автомобиль сможет перевозить грузов на 60 кг меньше, причем без потери в скорости или комфорте. 

На сегодня автомобильные диски делятся на три категории: стальные, иначе говоря, штампованные; литые легкосплавные и кованные тоже легкосплавные, хотя благодаря современным технологиям колесные системы становятся с каждым днем все более изощренными. Невзирая на достаточно близкие к друг другу характеристики они, тем не менее, имеют и определенные различия и не только в способе производства, внешнем виде и своей стоимости.

Разумеется, обычные штампованные диски являются самым дешевым и от этого самым популярным в мире вариантом. Они изготавливаются из стального листа методом прокатки и сварки. Потом покрываются грунтовкой, эмалью или лаком и готовы к использованию. Благодаря такой нехитрой технологии себестоимость их примерно в 2-3 раза ниже, чем у легкосплавных. Это не единственное их преимущество. Они еще достаточно пластичны. То есть при сильном ударе они не лопаются, как это иногда случается с легкосплавными, а лишь гнуться, а значит, достаточно просто восстанавливаются. К тому же это повышает уровень общей безопасности автомобиля. Гася силу удара, штамповка не только позволяет остаться «на колесах»,  но и тем самым оберегают детали подвески и рулевого управления. Хотя, невзирая на вышесказанное, они имеют и целый ряд серьезных недостатков. Они имеют достаточно большую массу, низкие антикоррозийные свойства, не респектабельный внешний вид, а иногда даже погрешности в конструкции, допущенные при изготовлении.  

В эксплуатации они тоже не особо надежны, т.к. любая более или менее серьезная выбоина может оставить на нем след. Если диск погнулся незначительно, то его можно восстановить даже простым молотком, но если деформация существенная, то его придется «перекатывать» на специальном оборудовании. При такой обработке защитный слой, как правило, нарушается, и диски приходится перекрашивать. Вероятность восстановления даже сильно помятого диска на хорошем станке составляет примерно 95%. Но бывают и «неизлечимые» повреждения и получают их обычно зимой. Машину может просто немного закрутить на льду и бросить боком об бордюр. При таком ударе колесо получает «восьмерку», т.е. смещение относительно плоскости крепления к ступице. Такой диск проще поменять, чем восстанавливать.

Тоже касается и коррозии. Стальные диски нуждаются в постоянном уходе. Внутренние борта диска от влаги быстро начинают ржаветь. При этом нарушается не только внешний вид, но герметизация колеса.

На нашем рынке выбор таких дисков достаточно широк. Здесь и продукция нашего Кременчугского колесного завода, и узбекистанские Asterro, и разумеется импортные.  Среди них такие известные бренды как KFZ (Австрия) и Mefro (Германия). Эти колеса на фоне нашей штамповки выделяются более высоким качеством и, соответственно, более высокой ценой.

Легкосплавные диски, это совсем другое. Они появились в конце 60-х годов прошлого века и изготавливались методом литья. Такая технология позволила создать достаточно прочную конструкцию, существенно снизить удельную массу (примерно на 35-40% по сравнению с остальными) и дала простор для дизайнерской мысли. К тому же такие диски имеют достаточно высокую теплопроводность и отличные антикоррозийные свойства. Физические характеристики готового диска от многих факторов. Это и качество сплава, и графика литейной формы, и особенности последующей обработки и покраски.

Главный их недостаток – это весьма высокая цена, даже на самые простые экземпляры отечественного производства. Зато выбор подобной продукции на рынке просто огромен. Здесь есть продукция и наших ближайших соседей (Techline, Виком, K&K) и конечно же западные аналоги. А у нас, впрочем как и в Европе, наибольшей популярностью традиционно пользуются немецкие и итальянские производители такие как: Alessio, Shaper, BBS, AEZ, Fondmetal, Artec, Rondell и другие. В средней ценовой категории можно найти достаточно неплохие польские Anzio, выпускающиеся по лицензии Швейцарии. В «низшей лиге» играют турецкие и тайваньско-китайские производители, качество которых весьма сомнительно, а масса частенько даже превышает штамповку.

Невзирая на кучу всевозможных преимуществ, у легкосплавных дисков есть и своя «ложка дегтя» - это хрупкость. Они не в состоянии стоически переносить большие удары, как например это делают стальные диски. Поэтому, получив сильное физическое потрясение, они, как правило, трескаются и лопаются. А это означает, что после разрушения диска вы рискуете полностью лишиться управляемости автомобиля.

Вдобавок к этому такие диски практически не подлежат восстановлению. Т.е. некоторые умельцы подваривают их и более или менее могут восстановить внешний вид, но первоначальные свойства их воскресить невозможно и поэтому ездить на таких дисках опасно вдвойне.   

Отдавая предпочтение «литью» нужно хорошо понимать, что они сделаны для хороших дорог, а это, как вы понимаете, никак не совпадает с форматом того, что можно наблюдать на наших улицах. Поэтому если вы не имеете достаточного опыта маневрирования между ямами и колдобинами или сторонник агрессивной езды невзирая ни на что, то вам лучше воздержаться от их покупки.

Особо внимательно и осторожно нужно вести себя на таких дисках в зимнее время.

Гололед и намерзшие глыбы грязе-снеговой каши на дороге повышают возможность боковых ударов. Кроме того, реагенты, которые используются дорожными службами для уборки снега, могут оказывать разрушительное влияние на лакокрасочное покрытие литых дисков. И тогда вероятней всего к весне они просто потеряют «товарный» вид и потребуют недешевой косметической реставрации.

Третья группа это кованые диски. Они тоже легкосплавные, но от предыдущих отличаются технологией изготовления. Кованые диски изготавливаются промышленным методом горячей штамповки, после чего, проходят специальный процесс закалки, аналогичный тому что применяется при производстве «литья».

Эти диски немного легче литых, более прочные, а в некоторых вариантах даже подлежат ремонту. При сильном ударе они не разрушаются, а ведут себя аналогично стальным, т.е. только деформируются. Только вот сила для деформации кованного диска должна быть намного больше, чем в случае со стальной штамповкой. Но как ни странно именно это достоинство является и его главным недостатком.

Дело в том, что, напоровшись на скорости на серьезное препятствие, типа ямы, бордюра и т. п., кованный диск не гасит удар, а честно делится своими «ощущениями» с другими элементами подвески, которые на такую нагрузку обычно не рассчитаны. А следовательно такие дорожные неприятности могут быть чреваты ремонтом, который обойдется куда дороже, чем замена поврежденного диска. Именно поэтому использование таких дисков полностью оправдано лишь на автомобилях с усиленной подвеской.

Кстати, технологию изготовления кованных дисков впервые разработали и применили наши российские соседи, которые и сейчас занимают достаточно хорошие позиции в их производстве.

Кованые диски по праву считаются элитой в мире колес, т. к. гармонично сочетают все достоинства штамповки и литья. Именно поэтому они в несколько раз дороже даже своих литых сородичей. Но, принимая решение о приобретении таких колес, нужно обязательно помнить, что их характеристики напрямую зависят от качества сплава и прямо-таки фармацевтической точности в соблюдении технологии. Именно поэтому приобретать дешевую ковку сомнительного производства, мягко скажем, не безопасно. Лучше отдать предпочтение хорошо известным и именитым брендам, хотя это и обойдется несколько дороже.

Проанализировав все группы дисков, я думаю сейчас самое время дать несколько полезных советов по их выбору:

  1. Прежде чем определиться с выбором, сначала убедитесь, что рассматриваемый вами вариант по всем присоединительным размерам соответствует вашему автомобилю. Если сами не знаете, какие типоразмеры у вашего авто, то лучше выбирать колеса в специализированном магазине, где специалисты на основе марки вашей машины быстро сориентируют вас и предложат необходимые варианты. Здесь возможно будет несколько дороже, чем на рынке, зато меньше шансов нарваться на некачественную подделку. Есть и еще одна причина, по которой лучше при выборе дисков обратиться к специалисту. Это так называемый «Х-фактор». Бывает так, что производители дисков иногда не берут в расчет конструкционные особенности той или иной марки автомобиля, или автопроизводитель внес конструкционные изменения в систему тормозов или подвески уже входе производства модели. В результате этого диск начинает задевать за суппорт. О таких вещах нигде не пишут, но специалисты о них знают, и скорей всего предупредят вас, когда вы станете выбирать.
  2. Не забывайте, что легкосплавные диски, в т.ч. и кованые, прикручиваются специальными удлиненными болтами, поэтому если по какой-то причине их нет в комплекте с колесами, то их нужно купить отдельно. Для нормального крепления колеса болт должен сделать примерно 5-6 оборотов. Стальные же диски крепить на длинные болты нельзя, т.к. они могут повредить барабанные тормозные колодки, если таковые у вас имеются.
  3. Если ваш автомобиль находится на гарантии, то замену колесных дисков нужно обязательно согласовать в сервисном центре, потому как если установленные вами диски не будут соответствовать указанным в руководстве по эксплуатации, вы рискуете «слететь» с гарантийного обслуживания. Обычно все серьезные фирмы, выпускающие диски, имеют на свою продукцию специальные сертификаты, например у немецких это сертификаты TUV, в которых конкретно указано, на какие конкретно автомобили подходит тот или иной диск.
  4. Надо помнить, что легкосплавные диски по своему составу тоже бывают разные. Наиболее популярными являются колеса сделанные из алюминиевых сплавов. Они не так дороги, и к тому же более устойчивы к зимним реагентам и соли даже в том случае, если эмаль на них повреждена. Магниевые сплавы более капризны и сильнее подвержены коррозии, хотя и являются несколько легче алюминиевых.
  5. Не забывайте, что хорошие диски требуют и такого же хорошего к ним отношения. Это значит, что монтаж литых и кованых дисков необходимо производить в мастерских, где имеется специальное оборудование и квалифицированные специалисты. Таким образом, вы избежите неоправданных сколов и царапин защитного покрытия при шиномонтаже.
  6. Если вы сторонник агрессивного стиля езды, то выбирайте диски с большим количеством тонких «спиц». Они повышают жесткость конструкции при этом не увеличивая вес. Самыми же «изощренными» конструкциями считаются двухчастные или даже трехчастные диски. Они собираются из разных компонентов и гармонично сочетают в себе и достоинства различных технологий (ковки и литья) и изысканный дизайн.   

Есть еще несколько вещей, которые вам необходимо обязательно знать, прежде чем приступить к выбору дисков. Диски нельзя подбирать только по посадочному диаметру, т.к. это может привести к очень печальным последствиям. При покупке диска нужно принимать во внимание целый ряд параметров, понимание которых в необходимом объеме доступно лишь специалисту, работающему в этой сфере не один год.

Но для того чтобы быть хотя бы немного в курсе мы приведем основные:

  • Вылет колеса. Это расстояние от плоскости симметрии обода до плоскости прилегания к фланцу ступицы. Величина эта, сугубо индивидуальная для каждой модели машины и определяется производителем, отталкиваясь от оптимального соотношения характеристик управляемости и устойчивости, а также от нагрузки на детали трансмиссии. Иногда автовладельцы игнорируют рекомендации производителей и ставят диски с нештатной величиной вылета. Такая «модернизация» приводит не только к увеличению нагрузки на детали подвески и снижению ресурса ступичных подшипников. Причем на этом ее отрицательное влияние не заканчивается.
  • Геометрические параметры. К ним относятся и диаметр центров крепежных отверстий, и количество их количество,  и диаметр отверстия под ступицу. Эти показатели также определяются производителем автомобилей и варьируются в довольно широких границах, отталкиваясь от специфики определенной модели.

Конечно, в одном материале осветить такой широкий спектр вопросов практически невозможно, и мы обязательно вернемся к этой теме еще, ну а пока – пока! И удачи на дорогах.

 

Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

27.05.2013 2:02:32
dasha
doors.txt;10;15
 
 
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь