статьи   

06.03.2013 (№ 6) Советы бывалого

АКПП: повышенный комфорт или дополнительная проблема




-

Автоматическая коробка передач – это модно и престижно. Хотя, невзирая на существенную техническую эволюцию этого узла, он до сих пор остается одним из самых уязвимых агрегатов автомобиля. И дело тут не столько в том, что автоконструкторы никак не могут довести его до идеала, а в том, что любая сложная техника, к которой без всякого сомнение относится и АКПП, требует грамотного с ней отношения. И поэтому прежде чем сетовать на несовершенство мира, не лучше ли разобраться, что там внутри и как этим правильно пользоваться…

Как бы пренебрежительно не фыркали сторонники «механики», появление автоматической коробки передач было несомненным шагом к повышению комфорта водителя. Особенно такую «фишку» по достоинству оценили представительницы слабого пола, да и те, кто предпочитает «не напрягаться» лишний раз в дороге. Но обеспечивает это «удобство» достаточно хитроумная, и поэтому весьма уязвимая, система, которая требует к себе деликатного отношения. Особенно это касается автомобилей с изрядным сроком эксплуатации. Ремонт такой штуки – удовольствие не только дорогое, но и сложное, хотя с другой стороны, при правильном уходе, она прослужит долго и без особенных проблем. Вот только что означает «правильный уход», знают далеко не все обладатели АКПП.

Главное требование, которое, как правило, бывает источником всех бед с «автоматом» - это не перегревать коробку. При перегреве прокладки и сальники  утрачивают эластичность и дают течь. А металлические части деформируются и становятся хрупкими и неустойчивыми к нагрузке.

Однако, начинать движение при не разогретом масле в коробке, тоже не рекомендуется. Особенно это важно в холодный сезон, и чем ниже температура, тем продолжительным должен быть «прогрев». Процесс этот не требует особых навыков. Достаточно всего лишь, при заведенном двигателе и нажатом тормозе, попереключать все положения кулисы трансмиссии, от начала и до конца во всех режимах с небольшой паузой в каждом положении. Процедура довольно проста, но она того стоит.

Есть еще один нюанс, касающийся тех, кто вынужден простаивать в пробках: переключая коробку в нейтральное положение не нужно держать ногу на тормозе. Так вы избавите ее от лишнего перегрева, значит продлите срок эксплуатации…

Это лишь пару важных моментов, которые позволят если не увеличить срок эксплуатации АКПП, то хотя бы сохранить ее ресурс. На этом, разумеется, все не заканчивается, и именно поэтому мы теперь рассмотрим некоторые вопросы более детально.

Как вы наверно уже догадались, масло, как рабочая жидкость в «автомате» играет очень важную роль. Его низкий уровень, равнозначно как и перегрев, ничего хорошего АКПП не сулит. Кстати, сигналом, извещающим о возможном снижении уровня, может служить хорошо различимый гул гидротрансформатора, который начинает работать со значительной пробуксовкой.

Но и пословица «кашу (в нашем случае АКПП) маслом не испортишь», тоже не подходит. Уровень масла в «автомате» должен быть строго дозированный. Перелив приведет к тому, что при нагревании может возрасти внутреннее давление, и оно начнет вспениваться. Как результат – потеря своих физических свойств, что может повлечь выход из строя всего агрегата. Поэтому к такому процессу как замене масла нужно относиться со всей ответственностью.

Уровень масла в автоматической коробке замеряется специальным щупом, но и тут есть свои нюансы. В зависимости от температуры самой коробки уровень масла может изменяться. Именно поэтому на щупах нанесено несколько меток. Кроме стандартных отметин типа min и  max, на щуп могут быть нанесены дополнительные, типа  hot и cold, показывающие необходимый уровень масла в холодном и разогретом состоянии коробки. ециальным щупом, но и тут есть свои нзуется вм.одимости долейте до нужного уровня ил

Если вы хотите получить максимально объективную величину, то лучше проводить замер после короткой поездки (5-10 км), поставив двигатель на холостых оборотах в положении кулисы parking.

Кстати, за состоянием коробки можно следить и по качеству рабочей жидкости. В исправном «автомате» она, как правило, прозрачная с характерным запахом и красноватым оттенком. Если, вытащив масляный щуп, вы обнаружили, что жидкость стала мутной или сменила окрас на более темный, да еще отдает жженым, то масло нужно незамедлительно заменить, причем вместе с фильтром.

Плановую замену масла и масленого фильтра обычно производят после 50-60 тысяч км пробега, но если автомобиль используется в трудных условиях и с большой нагрузкой, то интервал замены масла лучше сократить до 30-40 тысяч.

Заливайте масло без спешки, давая ему возможность спокойно заполнить все нужные полости. После этого сделайте контрольную поездку на 7-10 км и еще раз проверьте уровень масла и при необходимости долейте до нужного уровня или наоборот - спустите лишнее.

Есть еще один немаловажный нюанс, о котором непременно нужно сказать. В связи с конструктивными особенностями автоматических коробок слив отработанного масла в них производится не полностью. Остаток примерно составляет от 20 до 40%. Поэтому так сказать «полная» замена масла осуществляется только примерно через 2-3 операции. Это конечно не означает, что все эти процедуры нужно произвести единовременно. Просто нужно иметь ввиду, что в коробке часть масла уже отработанного, а значит не стоит затягивать с очередной плановой заменой жидкости. К тому же старайтесь использовать одну марку масла или хотя бы марки с аналогичными сертификатами.

Кстати в АКПП используется особое масло, которое принято обозначать ATF (Automatic Transmission Fluid). Оно обладает повышенной текучестью, которая особенно нужна при низких температурах. Но для того чтобы разогретое масло не делалось чрезмерно текучим, в него добавляют специальные присадки, активирующиеся только при высокой температуре. Вдобавок к этому, в рабочую жидкость вводят, так называемые, «модификаторы трения», антипенные, антиокислительные и другие добавки. Поэтому любая попытка залить в «автомат» вместо ATF что-нибудь другое, непременно закончится поломкой и выходом ее из строя.

По сути, проверка и замена масла это главная процедура в обслуживании АКПП. Но, к сожалению, чтобы автоматическая коробка работала долго и без сбоев одного грамотного обслуживания мало. Нужна и грамотная эксплуатация.

Одними из самых показательных признаков того, что коробка неисправна, являются  сильные рывки при переключении, «заклинивание» какой-либо передачи, течи масла, мигание аварийного индикатора на приборной панели. Все это означает, что проблема назрела и решать ее нужно как можно быстрее. Но как ни странно большинство возникающих «проблем» можно решить без заезда на СТО, конечно в том случае, если вы хоть немного разбираетесь в автомобиле. Это касается, например, ликвидации отдельных течей, замены и долива масла и т. п. Даже если «автомат» начинает самопроизвольно переключать режимы, это еще не значит, что пора бежать к мастеру. Дело может заключаться совсем не в работоспособности коробки, а допустим в нарушении контактов или сбое бортового компьютера.

Кстати, имеется целый ряд достаточно простых тестов, которые позволяют почти безошибочно определить состоит ли проблема в самой АКПП или в чем-то другом, и о них мы поговорим как-нибудь отдельно.

Одна из самых неприятных ситуаций для автомобиля с автоматической коробки передач, которая может привести к ее серьезной поломке - это буксировка автомобиля или попытка заводить его «с толкача». Считается, что такие вещи делать категорически нельзя и это до известной степени правда. Но бывают ситуации, когда другого способа просто нет, и что же делать?.. Специалисты считают, что в крайних случаях такая буксировка возможна. Одноприводный автомобиль с АКПП сможет выдержать примерно 20-25 км на скорости не более 50 км/ч. После этого ему нужна передышка до полного остывания коробки, и лишь тогда можно опять продолжить движение.

В чем здесь дело, спросите вы – а дело в конструкционных особенностях «автомата». В отличие от механической коробки, в которой при «внешнем воздействии», вращаются впустую лишь некоторые шестерни, в автоматической коробке участие принимают все без исключения. Отсюда и большая опасность перегрев и как результат выход коробки из строя. Но учтите, что у полноприводных машин с «автоматом» время разогрева коробки при буксировке значительно меньше, и поэтому их категорически не рекомендуется тащить волоком.

Чтобы не подвергать машину дополнительной опасности есть два способа. Первый хлопотный, но достаточно эффективный – нужно снять карданный вал. В этом случае АКПП не будет получать кинетическую энергию, а вы можете спокойно буксировать автомобиль, сколько вам будет это необходимо.

Но возиться с карданом, особенно в непогоду, удовольствия мало. Поэтому есть и второй способ, но тут без машины техпомощи не обойтись. Достаточно будет загрузить на нее автомобиль хотя бы частично, т.е. ведущий мост, чтобы не переживать за «автомат». Как уже говорилось, полноприводник нельзя буксировать даже если одни колеса будут «заброшены» на эвакуатор. Его необходимо поднимать полностью, и все равно отключать кардан от активной оси. В любом случае это обойдется дешевле, чем потом чинить АКПП.

Что же касается завода автомобиля с «автоматом» с толкача, то дело это весьма рискованное, а это означает, что риск должен быть в большей степени оправдан. Для этого необходимо разогнать автомобиль примерно до скорости 50-55 км/ч и включить «драйв». Способ это как уже говорилось не совсем желательный, поэтому лучше обзавестись на крайний случай проводами для прикуривания и пытаться завестись от автомобиля-донора, если конечно таковой найдется.

Что же касается АКПП, побывавшей в ремонте, то это отдельная щекотливая тема. Скажем только, что если у вас «вылетела» родная коробка, ни в коем случае не покупайте трансмиссию после переборки, как бы не привлекала вас цена. Обычно такие АКПП не живут дольше 10-15 тысяч км, а значит, ваши деньги будут выброшены на ветер. Поэтому если ваш автомобиль достаточно свежий, а коробка все-таки «пошабашила», лучше раскошельтесь и закажите новую, если не оригинальную, то хотя бы аналоговую. Если же желание сэкономить сильнее вашего эго, то воспользуйтесь услугами разборки, но ни в коем случае не берите АКПП, целостность которой уже была нарушена.

Это в огромной мере касается и покупки подержанного автомобиля с коробкой-автомат. Перед приобретением очень внимательно исследуете место установки коробки, а также все стыки самой коробки. Если она уже снималась, а тем более разбиралась, то приобретать такой автомобиль очень и очень рискованно.

Частенько, чтобы скрыть следы ремонта, продавцы выдраивают моторный отсек до блеска, якобы придавая машине «товарный вид». В этом случае определить «на глаз» снималась ли АКПП или нет, будет практически невозможно. А значит, единственным способом выяснить истину, будет тестирование автомобиля. Процесс этот весьма щепетильный (особенно если дело касается коробки-автомат), и если вы это никогда не делали, то лучше обратится к специалисту.

И, тем не менее, принцип этого процесса неплохо бы понимать. Первое дело это выяснить историю автомобиля, причем желательно настоящую, а не ту, которую вам захочет навязать продавец. Если на машине есть места от капремонта или восстановления после аварии, то лучше сразу отказаться от такого варианта, сколько бы он не стоил.

Есть еще один нюанс, который может много рассказать о состоянии автомобиля и конкретно АКПП – это фаркоп. Если он имеется, и по виду частенько использовался, то такая машина, особенно если она с автоматической коробкой передач, вряд ли заслуживает вашего внимания. Ведь в таком случае нагрузка на АКПП была больше положенного, а это значит, что ресурс ее эксплуатации явно нарушен.

Итак переходим к непосредственной проверке «автомата». Хорошим показателем состояния коробки является проверка уровня и качества масла. Для этого заведите машину и на холостых оборотах, поставьте АКПП в позицию «Парк». Вытащите щуп трансмиссии, протрите его чистой тряпкой и вставьте его. Через несколько секунд вытащите его и внимательно осмотрите следы масла на нем. Оно не должно содержать никаких металлических частиц или масляных лохмотьев и иметь почти прозрачный цвет.

Если масло имеет темно-коричневый цвет с жженым запахом, то дальше осматривать автомобиль не имеет смысла – ищите другой вариант.

Сейчас не редко можно встретить машины, в которых не предусмотрены щупы в АКПП. В таком случае проверить состояние масло можно только в сервисе, а это не всегда удобно, тем более, если вы просто подбираете варианты.

Предварительно оценить работу автомата можно и во время тестовой поездки.

Первый неприятный признак, свидетельствующий о том, что с автоматом явные проблемы - это запоздание между моментом переключения положения D (Drive) или R (Reverse) и включением передачи.

  • Алгоритм ваших действий должен выглядеть примерно так: немного прогрейте двигатель с трансмиссией в положении P (паркинг), пока обороты не опустятся до 600—800 в минуту.
  • Ногу на педаль тормоза и переключаете на D (Drive). «Автомат» должен моментально среагировать и перейти в нужный режим (вы должны ощутить, что машину начинает тянуть вперед).  Никаких толчков, шумов или стуков быть не должно.
  • Переведите кулису в положение N (Neutral) — коробка обязана отключиться. Теперь включите R (Reverse). Опять автомат должен подключиться мгновенно, и вы почувствуете, что машина начинает «ползти» назад. Аналогично предыдущему действию все должно происходить плавно и без лишнего шума.

Если при каждой процедуре задержка превышает одну секунду, это значит, что коробка-автомат либо изрядно изношена, либо уже требует ремонта.

Теперь ваши действия на ходу:

  • переведите рычаг «автомата» в положение D (Drive), убираете ногу с тормоза и начинайте плавно ускоряться. Доходя до скорости 60-65 км/ч передачи должны переключиться минимум дважды (с первой на вторую, со второй на третью). Все переключения должны быть плавными, без рывков и опозданий. Сам момент смены передачи должен сопровождаться небольшим изменением уровня шума двигателя и снижением его оборотов.

Если АКПП слишком изношена, переключение передач будет сопровождаться толчком или даже ударом (особенно при переходе с первой на вторую).

  • Установите скорость 40-50 км/ч и выжмите газ до упора. Исправный «автомат» переведется на передачу ниже с повышением оборотов.
  • Следующим этапом проверяем overdrive (разумеется, если таковая имеется). Это кнопка у японских и американских автомобилей обычно располагается слева от рычага АКПП. На ровном участке дороге при скорости примерно 70 км/ч перейдете на режим ON, нажав кнопку «Овердрайв». Автомат обязан перевестись на передачу вверх. Переключите  кнопку в положение OFF, и автомат опустится в исходное положение.
  • И еще один весьма знаковый момент, это пробуксовка передач. Т.е. вы «давите» на газ, обороты растут, а скорость остается прежней.

В общем даже одного из выше приведенных дефектов достаточно, чтобы отказаться от выбора этого автомобиля…

Что ж, подводя итог вышеизложенному, скажем – коробка-автомат, это без сомнения вещь удобная и вполне долговечная, если конечно эксплуатируется соответствующим образом. Из явных недостатков этого агрегата можно назвать только полную неремонтопригодность и несколько завышенный расход топлива в городском режиме, который, впрочем, с лихвой компенсируется на трассе. инечно ствующим образом.эксплуатируетсяя требует от водителя Так что, судя по всему, будущее именно за автоматической коробкой… ну, по крайней мере, для массового автомобиля. Поэтому желаем вам успешного выбора, и конечно удачи на дорогах!

 

Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь