статьи   

15.04.2013 (№ 12) Советы бывалого

Весеннее обследование или диагностика машины перед новым автомобильным сезоном




-

Вот и пришла весна… По крайней мере по календарю. Безусловно, все мы уже устали от холода, постоянной сырости, грязи и дискомфорта. Единственным спасением в непогоду у автомобилиста является его любимая машинка, которая, бережно сохраняя тепло и уют, доставляет владельца, куда ему необходимо. Но и она, работая в таком экстремальном режиме, тоже, мягко говоря, «устает». Именно поэтому в преддверии длительного и интенсивного автомобильного сезона ваша «ласточка» нуждается в основательной диагностике. Об этом и поговорим…

Безусловно, зима это настоящее испытание на прочность для нашего автомобиля. Именно поэтому весной автомобилисты частенько сталкиваются с неполадками, вызванными эксплуатацией автомобиля в непростых погодных условиях, которые иногда чреваты серьезными поломками. Даже если вы владелец совсем новенькой иномарки, это еще не означает, что ваш автомобиль полностью застрахован от поломок, ведь частенько именно «иностранцы» очень болезненно переносят не только состояние наших дорог, но и жесткие погодные условия украинской зимы. Но как показывает практика, большинство неполадок можно устранить еще на начальной стадии, не доводя до ремонта. Самый простой но, увы, не самый дешевый способ – загнать машину в сервис и провести полную диагностику. В этом случае, я уверена, на 99 процентов, что у вас хоть что-то да найдут, особенно если вы отдали автомобиль, так сказать, в «незнакомые руки». Что тут поделаешь, бизнес есть бизнес. И поэтому отпустить вас хотя бы без маломальского ремонта со стороны СТО - большая глупость...

Но прежде чем хвататься за голову и в ужасе бежать в магазин за «расходниками» и запчастями, стоит попробовать провести диагностику самостоятельно. Тем более что большинство из неполадок имеют свои внешние проявления. Главное это суметь их услышать или увидеть. А начать стоит с обыкновенного осмотра.

Если вы полагаете, что ваш автомобиль преимущественно ржавеет зимой, то вы серьезно заблуждаетесь. Самое благотворная пора для коррозии это весна. Безусловно, снег, грязь, реагенты, соль – это далеко не полный список тех врагов, которые всю зиму атакуют вашу машину. Но даже школьнику известно, что при минусовых температурах химические процессы замедляются, но как только весенняя температура перевалит на плюс, а белая каша превратится в первые ручейки и грязевые ванны, все последствия «лыжного» сезона дадут о себе знать. Именно поэтому прежде чем приступить к диагностике, машину необходимо тщательно вымыть. Причем сделать это нужно не только сверху и снизу, но и внутри. Грязь и вода очень часто попадают вовнутрь с налипшим на подошвы снегом. То же касается и моторного отсека и багажника. Но хорошо вымыть автомобиль это полдела – нужно дать ему хорошо обсохнуть. Для этого пару часов между поездками будет явно маловато, поэтому не поленитесь и оставьте машину в покое на пару дней.

Теперь пришло время считать потери. Если вы активно ездили на машине всю зиму, то вряд ли она не оставила «зарубки» на память. Не поленитесь поставить авто на яму и внимательно осмотреть днище, крылья, пороги и нижнюю часть кузова. Все сколы, трещины, царапины и повреждения лакокрасочного покрытия должны быть не только выявлены, но и ликвидированы. Большинство работ можно провести самостоятельно, благо препаратов для «мелкого» кузовного ремонта сегодня в избытке. Но восстановить антикоррозийное покрытие лучше поручить специалистам.  Ну, разумеется, в том случае, если выбранная вами мастерская располагает надлежащим оборудованием и качественными материалами, а руки у мастеров растут из правильного места.

Но это, так сказать, проблема первой необходимости, но не первой степени срочности. Куда неприятней, когда ваш автомобиль в самый неподходящий момент встанет как вкопанный, где-нибудь на перекрестке. А ведь на поверку окажется, что двигатель уже давно подавал «сигналы бедствия», вот только никто не воспринял их серьезно. Для того чтобы избежать таких неприятных сюрпризов стоит научиться диагностировать двигатель безразборным способом, т. е. определять по внешним признакам состояние тех или иных узлов, устройств и деталей. Например, резко возрос расход масла; из выхлопной трубы идет сизоватый дымок; свечи забивает масляным налетом и т. п.

В принципе задача это непростая, особенно если вы не имеете достаточного водительского опыта и, тем не менее научиться можно всему. В принципе существует целый ряд диагностических методик, позволяющих в той или иной степени следить за состоянием автомобиля. К ним относятся:

  • диагностирование по составу отработавших газов;
  • вибродиагностирование;
  • диагностирование по физико-химическим и спектральным показателям смазочного масла;
  • диагностирование по индикаторным показателям;
  • параметрическое диагностирование (по параметрам стендов и мотор-тестеров).

Разумеется, что чем больше средств диагностики, тем точнее будет результат проверки. Подобным глубоким анализом занимаются специалисты сервисных центров, но существуют и более простые, так называемые «органолептические» методы, позволяющие водителю самостоятельно выявить некоторые неполадки. И кстати таких методов у бывалых автомобилистов имеется немало. Один из них, это проверка работы двигателя по состоянию выхлопных газов. Вот несколько примеров такой диагностики:

  • Идет белесый дым из трубы при хорошо прогретом двигателе. Если конечно это не происходит на сильном морозе, то скорей всего это показатель попадания охлаждающей жидкости в камеру сгорания.
  • Сизый дым из трубы – верный признак повышенного износа поршневых колец, направляющих и штоков клапанов, маслосъемных колпачков.
  • Темный дым при средней нагрузке, это скорей всего признак неисправности топливной аппаратуры, системы подачи воздуха или зажигания.
  • Резкий запах из выхлопной трубы на холостых оборотах (угарный газ), хотя внешне выхлоп относительно прозрачный – неверная регулировка топливной аппаратуры или зажигания, хотя возможно и просто некачественное топливо;
  • Выбрасывает  масло из выхлопной трубы – однозначно прогорел клапан.

И это конечно далеко не все признаки. Например, повышенная вибрация движка также с неисправностями. Причин для нее может быть много это неправильная регулировка топливной системы, зажигания, системы управления, сбоев в системе работы цилиндров или некачественным топливом.

Вибрация чаще всего проявляется на холостых оборотах и напоминает нециклические колебания с большой амплитудой. Например, если работают не все цилиндры, то двигатель будет «троить», создавая неровный звук с небольшим подрагиванием.

Источниками стука могут быть разные узлы, и опытный водитель, как правило, безошибочно может определить откуда он идет. Если вы не обладаете пока таким умением, то воспользуйтесь старым «докторским» методом - постарайтесь локализовать звук, прикладывая небольшую трубку одним концом к различным поверхностям узлов двигателя, а другим к уху. Так вам будет проще определить источник вибрации и шума.

Когда причина будет определена, ставить «диагноз» будет проще.

Можно провести также параметрическое диагностирование, т. е. самочувствие вашего авто по показаниям приборов. Если у вас современный автомобиль, то наличие бортового компьютера позволяет обнаружить многие проблемы быстрее. Как правило в таких системах хранится определенный хронометрический запас информации о работе основных узлов автомобиля. По изменению их показателей можно проанализировать техническое состояние вашей машины.

Но если такого «чуда», как ботовой компьютер, у вас нет, то не отчаивайтесь, есть достаточно много других переносных приборов, которые тоже могут оказать вам помощь при диагностике. Например, такие как  компрессометр, электротестер и т.д. Самыми доступными для анализа показателями являются: температура охлаждающей жидкости и ее уровень в бачке, давление смазочного масла, его уровень в картере и состояние, обороты двигателя. Любое отклонение этих показателей от нормы должно заставить вас задуматься.

Одним из знаковых показателей работоспособности двигателя является измерение компрессии и вакуума цилиндро-поршневой группы. Например, отдельные дефекты и неисправности бензиновых двигателей, можно обнаружить замером компрессии при целиком открытой и закрытой заслонке.

Масло без преувеличения можно назвать «зеркалом души» мотора. Именно поэтому особому контролю после зимы должно быть подвергнуто именно оно. Масло не только может многое сказать о техническом состоянии двигателя, но и является очень важным условием его нормального функционирования. Вот основные направления позволяющие выявить неисправности:

  • Анализ присутствия механических примесей позволяет определить степень газоплотности цилиндро-поршневой группы и процесса нагарообразования. Производится он капельным путем, т.е. проба масла рассматривается на свет. Любое помутнение масла, наличие частиц в нем или появление неприятного жженого запаха является признаком плохих новостей.
  • Проверка содержания воды в масле.  Производится она очень просто: при горении масло не должно «потрескивать». Если такой эффект присутствует, значит скорей всего не герметична система охлаждения.
  • Оценка наличия железа в слитом масле. Проводится он тоже достаточно просто. Достаточно поместить магнит в небольшое количество слитого масла. Если на нем оказались частички металла, то это означает износ деталей в двигателе идет слишком интенсивно, а значит пора «бить тревогу».

Кроме диагностики есть еще несколько весьма важных моментов, на  которые стоит обратить свое внимание весной. И один из них - это колеса. Сразу стоит предупредить, что экономия на дисках, т.е. не замена колес, а только шин, скорее иллюзия, чем какая-то практическая выгода. Поэтому найдите возможность разориться единожды и запастись колесами с сезонной резиной. Проверить состояние колес после зимы тоже можно лишь только после тщательной мойки, но прежде чем менять их на новую летнюю резину стоит сначала показать ее специалистам. Не стоит забывать, что по современным меркам, глубина в 4 мм — это граница, после которой зимняя шина перестанет быть таковой и может быть использована как  «всесезонка». Конечно, износится она довольно быстро, т.к. и состав резины, и рисунок не те, но зато это позволит несколько сберечь летнюю резину. Тем более что весенняя погода щедра на разные погодные катаклизмы.

Если вы все-таки заменили колеса, то, перед тем как складировать их на хранение, стоит обратить внимание на их состояние. Стальные диски при наличии погнутых мест стоит прокатать. Легкосплавные же диски ремонтировать не рекомендуется, т.к. полностью восстановить качество практически невозможно. Все сколы и повреждения защитного покрытия должны быть устранены, а сами колеса сбалансированы. Осенью на это как обычно времени не хватает, а ставить их на авто в «поношенном» виде только не эстетично, но и не разумно.

Определенного внимания по весне требует к себе и аккумулятор. Несомненно, зимой ему пришлось потрудиться на совесть – работа в экстремальном температурном режиме, тяжелый пуск, большая нагрузка от фар и печки и т.п. Его стоит тщательно помыть и вычистить, проверить уровень электролита и хорошо подзарядить. Все эти операции не требуют много времени, но продлят жизнь вашему аккумулятору и избавят вас от неприятных сюрпризов на дороге. Ведь в теплое время суток мотор может легко завестись и при полуразряженной АКБ, но вот держит напряжение такая батарея значительно меньше.

Возможно, в эту пору стоит обратить свое внимание и на состояние фильтров. И если бензиновых моторов это касается постольку поскольку, т. к. «всесзонку» больше принято менять по пробегу, то дизелям это точно не помешает.  

Специалисты также советуют с приходом теплых деньков добавить в топливо какую-нибудь спиртосодержащую присадку. И смысл тут не в том, чтобы почистить систему, хотя это тоже не помешает, а в том, чтобы вывести из бака воду. Иногда она попадает туда вместе с топливом, а иногда образуется в виде конденсата и скапливается там к весне в немалых количествах. В спиртовом растворе она отлично растворяется и выходит естественным путем через камеру сгорания, избавляя вас от трудоемкой процедуры демонтажа и промывки бака.

Разумеется, все предложенное выше касается активных автомобилистов, активно бороздящих зимние просторы нашей страны. Что же касается «подснежников», т. е. любителей автомобильной езды только в теплое время суток, то у них основная проблема состоит скорее в психологической подготовленности его самого, чем техническом состоянии автомобиля. Ведь человек, полгода не сидевший за рулем, естественно теряет свои навыки, тем самым, создавая неудобства, а иногда и опасность другим участникам движения. Поэтому, чтобы восстановить былую форму, будет вполне достаточно покататься пару недель по улицам с не особо оживленным движением, а заодно и прислушаться, как работает мотор его отдохнувшего за зиму «железного коника». Главное первое время не выбиваться от потока. Это одинаково опасно и в ту, и в другую сторону. Попытайтесь держаться правее и воздержитесь от резких перестроений. Постепенно весенний мандраж пройдет, и вы станете полноправным участником дорожного движения. А бывалым водителям, не вылезавшим из «железного седла» даже в крутые морозы, посоветуем все-таки быть терпимее к своим попутчикам, подрастерявшим за зиму свои драйверские навыки. Ведь, как известно приход весны и появление «подснежников» – вещи неизбежные…

Желаем вам меньше весенних проблем и конечно удачи на дорогах.

 

Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь