статьи   

07.07.2009 (№ 23) В ТЕМУ

Все под контролем




-

Сегодня разговор пойдет об электронных системах активной безопасности, т.е. тех, которые помогают водителю избегать аварийных ситуаций за рулем.

 

Водителю, управляющему практически любым современным автомобилей, помогают две-три, а то и больше систем, всеми своими электронными силами не допускающие доведение дорожных ситуаций до состояния аварийных. Давайте рассмотрим подробнее, как эти системы работают, их достоинства и недостатки.

 

Торможение без проблем

 

На современных автомобилях встречаются три типа систем, помогающих водителю останавливать автомобиль безопасно и контролируемо.

Начнем с ABS, как с самой известной большинству. Данная аббревиатура расшифровывается как «Antilock Brake System», т. е. система, препятствующая блокировке колес в процессе торможения. Благодаря датчикам, которые расположены на каждом колесе, электроника распознает попытку блокировки (т. е., когда колесо идет юзом) и сразу уменьшает тормозное усилие. Колеса продолжают свободно вращаться, а ABS теперь увеличивает усилие на тормозные колодки до уровня нажатия водителем на педаль. Соответственно, машина опять может норовить сорваться в скольжение, но система не позволяет этому, т. к. снова снижает тормозное давление. И так далее до полной остановки, либо пока нажата педаль тормоза с усилием, допускающим блокировку. Именно из-за этих непрерывных циклов снижения и увеличения тормозного усилия мы чувствуем характерные удары в педаль тормоза во время работы ABS.

 

Польза. В первую очередь, система ABS делает процесс торможения контролируемым и управляемым. Автомобиль, летящий на заблокированных колесах, абсолютно не поддается корректировкам рулем. Он превращается в эдакие тяжелые и дорогущие санки, скользящие прямо. Ну, или под косогор. Зато пока колеса вращаются, водитель без проблем продолжает управлять направлением движения машины, что часто является спасительным в критической ситуации. Еще важный момент – при торможении с работающей ABS колеса постоянно катятся на грани блокировки. Вот они уже готовы «схватиться», как умная электроника их на мгновенье отпускает. Чтобы через мгновенье «зажать» снова. А именно так и достигается самое эффективное замедление с минимальным тормозным путем.

 

Недостатки. Как-то лет пять назад на одном тест-драйве внедорожников перед его участниками стояла задача подняться на крутой затяжной и, главное, скользкий склон. Большинство тестируемых машин с этим справились, а вот один из джипов известной марки с первого раза не поднялся. Остановившись чуть выше середины подъема, автомобиль медленно покатился вниз, т.к. нажатие педали тормоза блокировало колеса, чего не допускала ABS. Но и полностью остановиться он не мог – уж слишком крутой был спуск, плюс скользкая поверхность из-за чего усилия тормозов, корректируемых системой, не хватало для полной остановки тяжелого внедорожника. Так он и скатывался бы потихоньку вниз склона, но спор между здравым рассудком и «умной электроникой» прервал водитель – он просто заблокировал задние колеса «ручником», после чего автомобиль встал.

 

Данный пример показывает, как система ABS может мешать водителю на малых скоростях полностью останавливать автомобиль. В настоящее время производители решили этот вопрос изменением алгоритма работы устройства - в торможении, когда скорость упадет уже примерно до 5-7 км/ч, ABS все-таки «позволяет» заблокироваться колесам, что, кстати, немаловажно и при движении и по обледенелой дороге. Как вариант, ABS может быть отключаемой, что может пригодиться в ситуациях, аналогичных описанной.

 

Применяемость. На сегодняшний день система ABS устанавливается практически на все новые автомобили стоимостью от $10-12 тыс. в качестве стандартной комплектации. Все-таки сказывается стремление производителей всего Мира к снижению аварийности на дорогах. Правда, это касается больше японских и немецких производителей. А вот российские, украинские и некоторые китайские производители в угоду дешевизне своей продукции не спешат с установкой даже этой системы. Также вы не встретите ABS в некоторых комплектациях представителей корейского автопрома. Например, на Hyundai Accent антиблокировочная система предлагается только с двигателем 1,6, которая почти на 20 000 грн отличается от базовой модели с 1,4. Точно такая же ситуация с моделью Getz – заполучить ABS можно только в машине с мотором 1,6. Как дополнительная опция за дополнительную оплату такая система не предлагается.

 

Другая система, помогающая в режиме торможения, носит название EBD – «Electronic Brake-Force Distribution». Она представляет собой дальнейшее развитие системы ABS. Комплекс EBD по-русски можно назвать как «Электронная система распределения тормозного усилия» и главное отличие от антиблокировочной системы состоит в том, что она не только может уменьшать, но и увеличивать тормозное усилие на колесе.

 

Система EBD всегда работает в паре с антиблокировочной системой, поэтому нередко в описаниях комплектации автомобиля можно встретить аббревиатуру ABS+ EBD.

Польза. Преимущества данной системы по сравнению с ABS проявляются, когда под колесами неоднородное покрытие. Например, автомобиль тормозит в левом повороте, где колеса правой стороны идут по скользкому покрытию, а левая сторона по чистому асфальту. Правые колеса стремятся сорваться в юз, соответственно, система их чуть «отпускает». Левая же сторона, наоборот, дотормаживается, имея лучшее сцепление с дорогой. Такое сочетание распределения тормозных усилий дает эффективное замедление без заноса при сохранении управляемости машины.

 

А теперь смоделируем ситуацию, если на машине стоит только ABS. Правая пара колес, естественно, не заблокируется, но в связи с тем, что тормозное усилие на ней будет меньше, чем с левой стороны, может возникнуть увод наружу поворота, т.е. вправо. Его придется корректировать доворачиванием руля на больший угол. Пусть ненамного, но, тем не менее, вмешательство водителя потребуется. А за счет работы EBD эта ситуация будет компенсироваться тем, что колеса левой стороны будут «затягивать» машину в поворот, тормозя более эффективно по сравнению с правыми, норовящими сорваться в занос.

 

Еще одна система производителями больше адресована женщинам и пожилым людям. Т. е. тому контингенту, который в силу ограниченной физической силы в критической ситуации может недостаточно сильно давить педаль тормоза до упора. В этом случае помогает система Brake assist (она же BAS), которая как бы «дожимает» педаль, задействуя всю мощь тормозов. Она реагирует не на силу, а на скорость нажатия педали тормоза. А в опасной ситуации педаль тормоза обычно не нажимают. По ней бьют. Этот момент и распознается системой, после чего она вступает в действие.

 

Применяемость. И EBD и BAS с каждым модельным годом становятся все доступнее, т. е. ценовой порог автомобилей, на которых они встречаются, постоянно снижается. Жаль только, что, как и с любой другой системой, их наличие строго определено комплектациями.

 

Не буксуй!

Противобуксовочная система (у разных производителей фигурирует как ASR, TRC (traction control), STC, TRACS, ASC+T, MATC) также является эволюцией пионера активной безопасности системы ABS. Но направлена она уже на борьбу с бесполезными (а под час и небезопасными) пробуксовками ведущих колес. Данные о возникшей пробуксовке блок управления системой получает от тех же датчиков ABS, после чего выравнивает скорость вращения колес принудительным подтормаживанием, либо уменьшением подачи топлива в двигатель, т. е. сбрасывания «газа».

На некоторых современных автомобилях «трэкш-контроль» обозначают как «системы динамического контроля тормозного усилия», но сути ее функционирования это не меняет.

 

Польза. Данная система позволяет максимально быстро стартовать с места (как на сухом асфальте, так и на скользком покрытии) без лишнего износа покрышек и опасности заноса (для автомобилей с задним приводом). Кроме того, система отчасти заменяет механические блокировки дифференциалов, что очень актуально, когда под колесами разное сцепление с дорогой. Например, вы трогаетесь с места, под правым ведущим колесом сухой асфальт, а вот левое тонет в каше из рыхлого снега. Естественной реакцией на добавление «газа» будет бешенное вращение левого колеса, тогда как правое будет спокойно «дремать». Но только не с «трэкш-контролем»! Буквально через доли секунды после попытки прокрутиться в холостую, левое колесо будет «сдержано» тормозными колодками, что «перебросит» часть крутящего момента на правую сторону. Если же и этого окажется недостаточно, тогда уже система дополнительно воздействует на ситуацию сбрасыванием «газа». Обо всем случившимся водитель узнает лишь по кратковременной вспышке соответствующей лампочки на приборной панели.

 

Недостатки. Минусы этих систем, как это не парадоксально, касаются именно тех моментов, когда автомобилю оказывается в сложных дорожных условиях. Скажем, вам «посчастливилось» застрять в грязи, песке или снеге. Выбираться из такой ловушки проще всего «в раскачку», что неизбежно вызывает кратковременные пробуксовки. Электроника в такой ситуации может только навредить, безжалостно «задушивая» мотор, не давая набрать необходимую амплитуду качания машины вперед-назад. Да что там качание. Если колесо «сидит» почти по ступицу, так оно иногда даже не проворачивается вовсе – так вот рьяно система не допускает буксования… Благо, часть автопроизводителей благосклонно оснащают противобуксовочные системы кнопкой отключения как раз для таких случаев.

 

Упомянем также субъективные замечания некоторых любителей внедорожных прогулок и водителей, безнадежно «отравленных» адреналином.

Первые считают, что «трэкш-контроль» наделяет их джип (хотя, чаще это все же «паркетник») поистине неиссякаемым внедорожным потенциалом. К сожалению, это не так, поскольку способности автомобиля вне дорог определяет не электроника, а механика, т. е. конструкция подвески, кузова и системы полного привода. Электроника в данном случае работает лишь как вспомогательный инструмент для того, чтобы упростить старт на льду или чтобы выбраться из не очень глубоко снега или грязи. И не более того! Внимательнее читайте инструкцию к автомобилю…

 

Вторые жалуются на неспособность автомобиля проходить повороты в контролируемом заносе, также часто такие системы мешают выполнению «полицейского разворота» и прочим прелестям драйверского искусства. Что есть, то есть. Остается только рекомендовать при выборе автомобиля заранее обращать внимание на возможность отключения противобуксовочной системы, либо на отсутствие таковой. Кстати, на многих спортивных авто «трэкш-контроль» настроен таким образом, что все-таки допускает непродолжительные пробуксовки, позволяя водителю регулярно пополнять уровень адреналина в крови.

 

Применяемость. Прежде всего, система «трэкш-контроля» доступна только в автомобилях с ABS. Второй момент, имея чуть более высокий статус, защита от пробуксовок предлагается в еще более дорогих комплектациях, чем ABS. К сожалению, заполучить ее за доплату в любой выбранной вами вариации автомобиля не получится – все строго регламентировано. Так, например, приобретая Lancer X с полуторалитровым двигателем рассчитывать на MATC (именно так именует эту систему Mitsubishi Motors) не придется – она предлагается только для версий с моторами 2,0. Зато в двухлитровых модификациях она идет как базовая, независимо от комплектации.

 

Встречаются исключения среди китайского автопрома, когда на недорогом седане класса С стоимостью порядка $12-13 тыс. кроме ABS и «трэкшена» еще и подушек 6 безопасности установлено. Соблазнительно, только вот сразу должен возникнуть вопрос о надежности и корректности работы всей этой электронной начинки.

        

Автомобили с ценником от $20 тыс. оснащаются «трэкш-контролем» (или более дорогой системой) все практически без исключения.

 

Чтобы не сбиться с курса

Система курсовой устойчивости автомобиля имеет общепринятое название как ESP («Electronic Stability Program»). Так же в описаниях различных марок авто можно встретить VDC, VSC, DSTC, DSC, ATTS, VSA, Stabilitrac, MASC, но суть работы ее от этого не меняется.

 

Оперируя тормозами и «газом», данное устройство помогает водителю сохранять намеченную траекторию движения. Система имеет гораздо более сложный алгоритм по сравнению с ABS, EBD и «трэкшн-контролем», поскольку в своей работе оценивает параметры положения педали «газа» и тормоза, угол поворота управляемых колес, разницу в скорости вращения всех колес. Обязательно также осуществляется контроль бокового скольжения автомобиля и его вращения вокруг собственной вертикальной оси благодаря специальным датчикам.

 

Как только система определяет отклонение от намеченного курса движения (по положению руля), она вступает в действие. Корректировка движения и стабилизация автомобиля происходит за счет выборочного подтормаживания колес, а также управлением дроссельной заслонкой (т.е. добавление или уменьшения «газа»). Если занос невелик, то водитель, как правило, даже не ощущает вмешательства электронного «ангела-хранителя». Настолько мягко и корректно происходит выравнивание автомобиля. А вот в случае, когда увод автомобиля переходит в опасную стадию, пилотирование автомобилем электроника уже может взять на себя в большей степени, оставляя водителю лишь контролирование ситуации подрулеванием.

 

ESP является на сегодняшний день вершиной систем активной безопасности, вобрав в себя все существующие комплексы, помогающие водителю в дороге. Добавим еще, что ни один даже трижды безопасный автомобиль не получает максимальные пять звезд по краш-тестам EuroNCAP, если он не оснащен ESP.

 

Польза. Неоспорима! Система полезна и новичку, и опытному водителю. Заявления матерых водил о том, что я 20 лет за рулем и мне эти все системы ни к чему, по-моему нивелируются одним простым вопросом: «А можете ли вы в скользком повороте при сносе передней оси подтормозить только одно колесо, одновременно чуть добавляя «газ»?»… Ведь и на старуху бывает проруха и от неприятных неожиданностей на дороге никто не застрахован. И срок водительского стажа здесь, к сожалению, не всегда оказывается решающим.

 

Главное, не забывать, что несмотря на действительно высокий уровень функционирования, ESP не способна игнорировать законы физики и природы. Голова все равно должна оставаться холодной, надеяться следует, прежде всего, на себя. Тогда и электроника Вас сможет подстраховать.

 

Недостатки. Система курсовой устойчивости может мешать в ситуациях, которые описали в недостатках противобуксовочных систем. Т.е., когда на небольших скоростях требуется проехать сложный участок дороги. В случаях, когда пробуксовка ведущих колес может оказаться спасительной, и как следствие возникновение небольшого заноса или сноса автомобиля. Опять же, не желая без повода усложнять жизнь автомобилистам, инженеры в ряде случаев предусматривают возможность отключения ESP. Но тут же заботясь о безопасности, ставят ее автоматическое включение при достижении скорости порядка 50 км/ч. Вот такой компромисс.

 

Ну и, конечно, работой ESP могут быть недовольны гонщики-«драйверюги». Причина – та же, что и по «трэкшн-контролю». Что ж, поищите автомобиль, в котором система «позволяет» езду с заносами, пробуксовками и прочими атрибутами активного пилотирования. А вступает в действие только в момент, когда ситуация уже близка к выходу из-под контроля водителя. Такие тоже встречаются.

 

Применяемость. Будучи системой недешевой, ESP редко встречается на автомобилях стоимостью ниже $20-25 тыс. Безусловно, со временем этот ценовой порог снизится.

Система ESP устанавливается практически на все модели средних и дорогих внедорожников, седанов люкс- и бизнес-классов, а также спортивных купе. На представителях C- и D-классов данное устройство встречается уже в большей степени на автомобилях ведущих мировых производителях, либо в топовых комплектациях игроков второго эшелона. А- и В-класс оснащаются по такому же принципу.

 

И еще. От состояния покрышек колес и ходовой части в целом очень сильно зависит эффективность работы всех установленных на автомобиле электронных систем. Разъезжать зимой на летней резине, уповая на ABS, противобуксовочную и прочие системы, по меньшей мере, неосмотрительно. Да и вообще, все эти страховки действительно помогают в том случае, если водитель не создает ситуаций, когда уже не то что электроника, а сам Господь Бог не разберет, куда руль крутить и какие педали жать. Не забывайте об этом, пожалуйста!

 

Александр Лысенко.

 



Комментарии: обновить

31.12.2016 12:13:40
Barnypok
CSL9uO http://www.FyLitCl7Pf7ojQdDUOLQOuaxTXbj5iNG.com
 
 
29.01.2017 17:08:32
chaba
SefMeE http://www.y7YwKx7Pm6OnyJvolbcwrWdoEnRF29pb.com
 
 
29.01.2017 17:10:34
matt
KyfINF http://www.y7YwKx7Pm6OnyJvolbcwrWdoEnRF29pb.com
 
 
31.01.2017 19:31:15
gordon
PQ3pTJ http://www.y7YwKx7Pm6OnyJvolbcwrWdoEnRF29pb.com
 
 
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь