статьи   

07.06.2013 (№ 18) Советы бывалого

Жарко, потно, аварийно




-

Вот и пришло долгожданное тепло, и многие автомобилисты, изнывая от жары, уже мечтают о прохладных осенних денечках. Жара действительно серьезное испытание не только для людей, но и для машин. Конечно, исправный автомобиль не подведет своего хозяина ни в холод, ни в зной. Но это еще не означает, что все неприятные сюрпризы обойдут вас стороной. Давайте же вместе разберемся, какие неприятности могут подстерегать вас и ваш автомобиль в жару, и как их можно избежать.

Мы в предыдущих номерах уже подымали проблему защиты автомобиля от солнечных лучей, но касалась она, прежде всего салона. Но на этом проблемы, связанные с высокими температурами окружающей среды, не заканчиваются. Автомобилю переносить жару не менее сложно, чем нам. А все потому, что рабочая температура двигателя далеко превышает наши обычные 36,6. Конечно, скажете вы, у него, в отличие от нас,  ведь есть система охлаждения… Безусловно это так, но во-первых, она не предназначена охлаждать весь автомобиль, а во-вторых работая на предельном режиме она сама испытывает огромные нагрузки.  Именно поэтому летняя жара это серьезное испытание для вашего железного коня. А, следовательно, лучше заранее знать и вовремя предугадывать возможные неполадки.

Одна из главных проблем в жаркие летние дни это перегрев двигателя. Кроме того, что погода сама не очень балует прохладой, в большинстве городов (по крайней мере у нас точно) начался период ремонта дорог. В принципе это процесс конечно положительный, но когда стоишь в огромной пробке из-за закрытого на ремонт участка дороги, это особого оптимизма не вызывает. Потеря собственного времени в такой ситуации лишь полдела, главное – нет благоприятней условий, чтобы двигатель вашей машины «поддал пару».

Причины для перегрева движка могут быть разные, и начнем, пожалуй, с внешних.

Первая и обычно самая популярная - это тривиальный недостаток охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Будь-то вода или тосол – жидкость, как известно, «дырочку найдет». Потенциальных мест для утечки в системе охлаждения больше чем предостаточно. Если утечка действительно серьезная, то признаки ее обязательно проявятся в виде белых пятен под машиной после продолжительной стоянки. Это конечно не очень хорошо, но куда хуже, когда охлаждающая жидкость уходит вовнутрь, попадая в масло, а соответственно и в цилиндры двигателя. Такая ситуация куда более серьезная и чревата различными крупными неприятностями, от гидроудара до заклинивания коленвала. Причиной таких сюрпризов частенько бывает разрушение или прогар прокладки блока цилиндров, а также коробление посадочных поверхностей головки или блока. Главное правило, чтобы избежать подобный сюрпризов, это регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости, и в случае ее ухода незамедлительно принимать меры по предотвращению течи.

Еще одна немаловажная причина – это снижение эффективности воздушного охлаждения. Этому также могут способствовать несколько различных факторов. К ним можно отнести:

  • Ослабление натяжения ремня вентилятора.
  • Сбои в работе датчика температуры.
  • Сильное загрязнение радиаторного блока.

Неудовлетворительное состояние радиатора встречается крайне часто. Дождевая вода, грязь, тополиный пух и другая растительная мелочь в состоянии «заизолировать» радиатор, так что эффективность его работы снизится, чуть ли не в половину.  Кстати, о сильном загрязнении радиатора свидетельствует низкая скорость нормализации температуры в начале движения после продолжительной стоянки. В обычном состоянии обдув радиатора на ходу даже при средней скорости движение снижению температуры до нормальной происходит очень быстро.

Такая причина легко устранима даже собственными силами. Достаточно тщательно вычистить и промыть радиатор и «свежее дыхание» к системе охлаждения вернется.

Следующая причина – сбои в работе термостата. Подобная неприятность вызвана обычно накоплением отложений, при котором подвижность упругого элемента снижается, и термостат перестает адекватно реагировать на изменение температуры тосола, поступающего из двигателя.

Дальше все будет зависеть от того, в каком положении его «заклинит». Если замкнет большой круг, то проблема перегрева вам не грозит, а вот трудности с запуском вполне возможны. Если же наоборот замкнется малый круг, то перегрев вы получите без всяких сомнений. Подобное поведение термостата связано в основном с попаданием в него воды, особенно жесткой с большим содержанием минералов и различных солей. К такому же эффекту приводят и некоторые герметики, попадающие в систему охлаждения. Бороться с этим недугом можно очень просто. Нужно почистить термостат или просто его заменить на новый.

Еще одна причина, которая легко может довести до перегрева двигателя, кроется в неправильной регулировке системы зажигания или впрыска. Дело в том что, например, запаздывание начальной точки сгорания приводит к тому, что к моменту открытия выпускных клапанов горение топлива не прекращается. В результате этого температура отработавших газов превышает номинальную как минимум в два раза. Если приплюсовать к этому довольно сложные условия охлаждения головки, то избежать закипания охлаждающей жидкости в таких условиях, скорей всего, не получится. Паровые же «пробки», образовывающиеся в полостях охлаждения, перекрывают весь контур, способствуя перегреву.

Достаточной причиной перегрева может также стать продолжительная работа бензинового двигателя при детонации. Конечно, детонация это тема достаточно широкая и в двух абзацах ее не раскрыть. Но итогом ее является резкий рост износа деталей двигателя, повышение коэффициента трения, а, следовательно, и температуры работы со всеми вытекающими последствиями.

Причиной перегрева может также стать и продолжительная работа движка в критическом режиме работы. Ситуации тут могут быть самые разные – машина еле ползет в длиннющей пробке под палящим солнцем. А если добавить к этому подъем в градусов 15-20 да еще максимальную загрузку (семья в полным составом и вдобавок набитый до предела багажник). Вот и полный набор причин, для того чтобы двигатель «закипел».

Дело в том, что эффективность всей системы охлаждения зависит от нескольких факторов, основными из которых являются объем прокачиваемой через систему жидкости и ее температура. Летом температура окружающей среды и так высока, а тут еще и радиатор при малом обдуве плохо справляется со своими обязанностями, а если добавить к этому еще и повышенную нагрузки на двигатель – то все факторы для перегрева будут налицо.

К критическим режимам движения относятся не только движение в пробке. Это может быть и перевозка больших тяжестей на малых скоростях допустим на дачу или буксировка другого автомобиля и т.д. Поэтому если уж вам что-то нужно довезти, то лучше выбирать то время суток, когда жара еще не достигает своего максимума,  или двигаться с небольшими перерывами, давая двигателю периодически остывать.   

Есть и еще одна причина, которая встречается не так часто, но тоже вполне может стать причиной перегрева. Это прогар выпускного клапана. Принцип перегрева в этом случае очень похож на тот, который был описан при нарушении цикла возгорания смеси, т.е. также ведет к повышению температуры выпускных газов, перегреву деталей двигателя и сбою в системе охлаждения.

Перечисленные выше причины по всем показателям относятся к внешним, т. к. они так или иначе могут быть выявлены и устранены до появления критических последствий. Причины «внутреннего» перегрева куда опасней, ведь отследить его приближение достаточно сложно, а порой даже невозможно.

К таким проблемам по праву можно отнести чрезмерное количество отложений в полостях системы охлаждения. Плохо это по двум причинам. Во-первых, отложения, накапливающиеся в трубках, уменьшают полезное сечение, а значит, поток охлаждающей жидкости существенно сокращается и система не в состоянии справляться с возложенной на нее задачей. И, во-вторых, слой таких отложений, по сути, является теплоизолятором, не позволяющим уходить теплу естественным путем. Особенно опасны такие отложения на стенках головки цилиндра. Т.е. в такой ситуации внешних причин почти невидно, но внутренняя температура двигателя, безусловно, превышает обычную рабочую.

Появляются такие отложения не за один день. Это скопление мельчайших частиц за длительный срок, причем при достаточно интенсивной работе самого двигателя. К тому такие отложения могут привести и к более опасному явлению – кавитации (процесс парообразования и последующей конденсации пузырьков воздуха в потоке жидкости, сопровождающийся шумом и гидравлическими ударами). При таком явлении стенки двигателя со стороны полостей охлаждения могут быть разрушены до сквозных дыр. По своим последствиям это напоминает процесс коррозии, хотя причины разрушения имеют совсем другую, тепловую природу. Хотя, по сути, для вас вряд ли будет важно по какой причине потек блок – и в том и в другом случае неприятность эта достаточно большая.

Еще одна причина, чем-то схожая с предыдущей, это превышение допустимого уровня отложений в самой камере сгорания. Только в этом случае состав отложения представляет собой нагар, произведенный в ходе работе двигателя. Такое обычно характерно двигателям с достаточно большим износом и большим расходом масла. Оно плохо горит, но зато отлично прилипает к стенкам цилиндров. Причем это практически представляет собой замкнутый круг – перегрев вызывает повышенный расход масла, а масло веден к увеличению слоя отложений в камере сгорания, тем самым увеличивая перегрев. И опять как в предыдущем случае, внешние показатели температуры будут практически в норме, в то время как внутренние будут значительно выше.

В такой ситуации вполне возможно появление и такого неприятного явления для бензиновых моторов как калильное зажигание.

И завершит нашу «десятку» летних неприятностей неправильное использование ряда присадок к моторным маслам. В основном это характерно для машин с достаточно большим сроком эксплуатации, когда для улучшения работы цилиндров применяют специальные присадки, основной задачей которых является наращивание металлокерамического слоя на внутренних стенках цилиндров. При разумном их использовании эти присадки действительно дают некоторый положительный эффект, но стоит только пренебречь чувством меры, и металлокерамика начинает работать против вас.

Всем известно, что керамика плохой проводник тепла и поэтому, образуя определенный слой в цилиндре, она начинает работать как теплоизолятор, тем самым не давая возможности двигателю «сбрасывать» лишнее тепло.

Это, пожалуй, основные причины, которые могут привести к перегреву двигателя в жаркие летние дни. Избежать достаточно просто – главное следить за техническим состоянием своего автомобиля. Своевременная диагностика, регулировка ремня помпы и вентилятора, использование качественного топлива, поддержание в надлежащей чистоте радиатора и внешних поверхностей мотора, специальные мероприятия по очистке внутренних полостей от отложений и загрязнения позволят вам свести вероятность перегрева двигателя к минимуму, тем самым, обеспечив себе быстрое и надежное передвижение.

К большому сожалению, перегрев двигателя это не единственная проблема, которая может возникнуть у автомобилиста в жаркие летние дни, но о них мы расскажем уже в следующем номере. А пока желаем вам безопасной езды и удачи на дорогах!

 

Продолжение следует.

Сана Шильдик.

Загрязненный радиатор.

Пробой прокладки под головкой цилиндров и попадание жидкости системы охлаждения в цилиндры.

Задир поршня вследствие перегрева.

Прогар клапана, вследствие перегрева.

 



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь