статьи   

15.07.2013 (№ 20) Советы бывалого

Компьютерная диагностика или зачем машине «электронный доктор»




-

Как известно, для лечения любого недуга главное это правильный диагноз. Лично мы, человеки, уже давно привыкли к таким понятиям как ЭКГ, УЗИ, МРТ, РЭГ и тому подобное. И когда получаем направление на то или иное обследование, не задаем лишних вопросов, мол зачем это нужно. Но вот как только вопрос касается компьютерной диагностики машины, мы сразу начинаем возмущаться: мол, выкачка денег на пустом месте; да хорошего мастера ни один аппарат не заменит; машина ездит и ездит, что ее диагностировать и т.д. и т.п… Конечно, подобный вид проверки состояния автомобиля для нас еще не совсем привычен. Возможно оттого диагностика и «обросла» разного рода небылицами. А между тем это процесс не просто полезный, но в некоторых случаях просто незаменимый. Так что же в компьютерной диагностике правда, а что домыслы?.. Попробуем разобраться.

Современный автомобиль уже как минимум на треть состоит из электроники. Всевозможные датчики ежесекундно контролируют работу тех или иных узлов, и если раньше хороший механик мог на слух определить все «болезни» вашего железного коня, то сейчас это сделать становится с каждым днем все труднее. Именно поэтому на помощь механикам и приходит компьютерная диагностика.  

И, тем не менее, как бы стремительно не двигался технический прогресс, любая диагностика состоит из трех этапов. Первый – чисто интуитивный, т.е. на глаз, на нюх и на слух. Второй, это замер различных параметров, величин и показателей. И третий – компьютерная диагностика.

Для большинства из нас, вышедших из «Страны Советов», компьютерная диагностика и сейчас остается чем-то непонятным и подозрительным. Конечно, если внимательно посмотреть на дедушкин «Москвиченок», то трудно не задаться вопросом: «А на какой ляд ему компьютерная диагностика?!». И, безусловно, в данном случае вопрос вполне уместен. Но такие автомобили уже скорее сентиментальная память по ушедшей эпохе, чем действительно надежное средство передвижения.

Именно поэтому все три вышеизложенные этапы диагностики имеют право на существование, т. к. невзирая на разницу в точности, трудозатратах и стоимости, выполняют одну и ту же задачу – ищут причину поломки или сбоя в работе автомобиля.

Если говорить об автомобилях, выпущенных за последние 5-7 лет, то их львиная доля оснащена электронными блоками управления. Говоря иными словами, имеет «на борту» некий микропроцессор, который не только руководит работой различных систем автомобиля, но и выявляет сбои или отклонения в работе агрегатов. Т.е. если у вас имеется необходимое программное обеспечения, вы без труда сможете считать данные по состоянию автомобиля с бортового компьютера, проанализировать эти данные и принят необходимые меры. Это, так скажем, самое общее представление о компьютерной диагностике, но в техническом плане она также осуществляется несколькими способами.

Конечно, автомобили последнего поколения имеют достаточно серьезные бортовые «мозги» и подключения к необходимой программе позволяет получить доскональную информацию не только о самих неполадках, но и причинах сбоев, а также путей их устранения. Машины же попроще могут быть диагностированы другими методами. Например, мотор-тестером или специальным сканером. Тестер позволяет снимать значения различных величин и характеристик двигателя в различных режимах без его разборки (по сути второй метод диагностики, но с применением электроники). Метод сканирования работает несколько иначе. В этом случае внешнее устройство, условно называемое «сканер», подключается к внешнему разъему бортового процессора, что дает возможность считать коды ошибок в системе, управлять исполнительными механизмами, анализировать значения сигналов с датчиков и т. п.

Выбор диагностического оборудования на данный момент достаточно большой. Есть стационарные системы, переносные и даже портативные. Каждое СТО оснащается по своим возможностям. Как и любая другая электроника, такие устройства достаточно быстро морально устаревают. Поэтому судить по размеру «ящика» о такой технике не принято. Иногда маленькая коробочка в руках у механика может оказаться куда шустрее, громоздкого тестового пульта, приобретенного лет десять назад. Ну для вводной части этого вполне достаточно. Перейдем теперь непосредственно к диагностике…

Главное нужно понимать, что компьютерная диагностика – это не панацея, позволяющая решить проблему в считанные секунды. Любой процесс требует времени и в том числе такой, как диагностика поломки. Если механик подключив диагностический сканер, моментально сообщает, что нужно в машине заменить, то рекомендуем, не медля, поискать себе другую мастерскую – вас явно обманывают.

Для того чтобы точно определить проблему нужно провести целый ряд дополнительных операций по проверке полученного кода. Это конечно не значит, что Электронный Блок Управления  автомобиля может ошибаться. Просто каждый сбой он анализирует согласно заложенного в него алгоритма, не беря во внимания субъективные факторы. Например, ЭБУ показывает выход из строя датчика детонации. Но на самом деле он вполне исправен, просто после очередной работы на  двигателе нерадивый механик забыл его прикрепить должным образом. И подобные случаи встречаются сплошь и рядом.

Многие водители с легкой руки хитроватых «мастеров» считают, что вся проблем таится в кодах ошибок – мол, достаточно его стереть и проблемы как небывало. В этом есть малое зерно правды, но для того чтобы понять суть - стоит разобраться, что таит такая информация как код ошибки. Естественно, код - это информация о том или ином сбое в работе определенной системы, в конкретный промежуток времени и при конкретных условиях. Сбои бывают случайные, например, получены от внешней детонации или некорректного запуска движка, и статичные, то бишь текущие. Все они откладываются в памяти блока управления и так или иначе мешают стабильной работе системы. И если удаление спорадических ошибок облегчит работу системы. Удаление же текущих кодов, т.е. постоянно существующих сбоев, эту проблему никак не решит – через некоторое время они возникнут снова. Код это своеобразный отчет о происшествии, который грамотный механик должен правильно «прочитать» и отсортировать случайные сбои от тех, которые вызывают серьезное беспокойство.

Современные блоки системы управления уже начинают использовать адаптивный режим управления, т.е. программа, руководствуясь имеющимися в ее памяти данными (в том числе по устранению временных или ошибочных неполадок) комплексно анализирует полученную информацию и стремится как бы «подстроиться» под работу конкретного мотора и под стиль вождения владельца машины. Т.е. со временем она начинает сама отличать случайный сбой от постоянного и собирать только нужную информацию. Пока такие системы еще редкость и используются в основном на американских машинах последнего поколения. На европейских и японских авто такие системы почти не встречаются (ну разве что на очень дорогих). Вероятней всего акцент смещен в сторону сервисного оборудования… 

Иногда «мастера» применяют очень простой способ очистки кодов ОЗУ – снимают клеммы с аккумулятора. То есть после такой операции процессору приходится начинать обработку и анализ данных работы автомобиля с «чистого листа». При таком радикальном методе корректировки, как правило, коды ошибок сбрасываются, но вместе с ними пропадают адаптивные данные, поправочные коэффициенты и т.п.

Подобный сброс «глюков» конечно, может привести к кратковременному устранению внешних проявлений того или иного дефекта, но, как правило, спустя какое-то время все становится «на круги своя». А вот сброс адаптивных настроек может задержаться надолго, что непременно скажется на ездовых характеристиках автомобиля.

И для того чтобы этого не происходило, согласно имеющихся стандартов (On-Boart Diagnostics II) в бортовых процессорах предусматривается специальная энергонезависимая память для хранения адаптивных данных, а также кодов неисправностей. А это означает, что управлять и «чистить» систему можно только с помощью внешнего устройства регулировки и диагностики.

Но одного сканера для всесторонней диагностики неисправностей автомобиля, как правило, недостаточно. Требуется участие мотор-тестера. По сути это достаточно точный многоканальный осциллограф с набором специальных функций. Он также в зависимости от поколения выпуска и уровня чувствительности может быть стационарным или переносным. Тестер позволяет «считывать» всю информацию о работе двигателя и прилегающих к нему узлов. Но эти данные сами по себе ничего не говорят. Их обработкой занимается специальная программа, которая может быть установлена на другом устройстве, например ПК. Для установления точного, а самое главное правильного «диагноза» этот прибор просто необходим, особенно для устаревших систем со слабой самодиагностикой.

Работа на таком приборе требует не только специальных и достаточно глубоких знаний, но определенного навыка, т.к. качество результата зависит от правильной установки, точности снятия данных и систематизации показателей. Но даже если дело находится в руках профессионала для полной проверки и точного определения неисправности может понадобиться два-три часа.

И в этом вопросе, к большому сожалению, иногда не обходится без обмана. Есть спецы, которые, глядя на показания тестера, буквально на вскидку могут сообщить неутешительный приговор для клиента, причем обычно не имеющий ничего общего с фактической причиной поломки. А для убедительности еще предложат самому посмотреть на «удручающую картину».  К слову, стационарные приборы оборудованы множеством всевозможных экранчиков, датчиков и световых шкал, на которые выводятся диаграммы, сигналы, различные данные и т. п. Такое «зрелище» кого угодно может ввести в ступор, тем более человека, сталкивающегося с этим впервые. Тут уж, чтобы не выглядеть дураком, согласишься с чем угодно…

Есть еще одно устройство, которое тоже довольно часто применяется при компьютерной диагностике. Это газоанализатор. Такой своеобразный прибор для проверки выхлопных газов, очень напоминающий по своему смыслу проверку анализов больного. Конечно, дать все ответы на вопросы проверка газов, конечно, не может, но в комплексе с другими методами помогает прояснить общую картину.

Примерно алгоритм компьютерной диагностики в автоcервисе состоит из трех этапов: сбор необходимой диагностической информации, ее обработка и анализ, принятие решения по устранению дефекта. Весь же процесс в идеальном варианте происходит следующим образом:

  1. Опрос клиента с целью определения причины и условий проявления дефекта.
  2. Визуальный осмотр транспортного средства на наличие механических повреждений, мест протечки или иных внешних нарушений.
  3. Проверка свечей зажигания на цвет, зазор, состояние электродов и наличия пробоев в изоляторе.
  4. Проверка показаний датчиков и исполнительных механизмов в статическом режиме.
  5. Диагностика системы питания по давлению топлива.
  6. Снятие данных ОЗУ сканером при работающем двигателе, анализируя также уровень и «чистоту» шума.
  7. Регистрация показаний газоанализатора.
  8. Снятие показаний мотор-тестера в разных режимах работы двигателя.  

Дальше идет процесс по обработке данных и, непосредственно, принятие решения.

Не стоит забывать, что в работе двигателей даже одной модели, могут быть серьезные различия, именно поэтому просто наличие хорошего оборудования еще не гарантирует быстрого решения проблемы. К тому же современный мотор имеет достаточно сложную конструкцию, завязанную не только на соседние агрегаты, но и электронику. Да и дефект может проявляться не всегда, а, например, на повышенных оборотах или при переключении конкретных скоростных режимов.

Приходится признать, что специалистов, умеющих на высоком профессиональном уровне использовать все возможности диагностического оборудования не так много, т.к. подготовка таких кадров производится в основном за рубежом, как правило, для специализированных сервисных центров, да и то в очень ограниченном количестве. Все остальное обучается по принципу: «Мне показывали, как это делается»…

Подводя итог, скажем, что компьютерная диагностика без сомнения, является необходимым и неотъемлемым этапом в устранении неполадок в автомобилях особенно импортного производства. Другое дело, что заниматься такой, прямо скажем, непростой процедурой должны специалисты соответствующего уровня. Тогда и автомобиль будет в порядке и вам не придется сомневаться в надежности метода компьютерной диагностики.

Желаем вам поменьше технических проблем и, конечно же, удачи на дорогах.

 

Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь