статьи   

15.07.2013 (№ 22) Советы бывалого

Багажный бум или для чего машине хвост




-

Как показывает практика, среднестатистический водитель использует пространство своего багажника в повседневной жизни всего лишь на 15-20 процентов. И это в общем-то не удивительно. Современная жизнь такова, что избавляет нас от необходимости запасаться продуктами на месяц вперед или возить с собой передвижную ремонтную станцию. Но бывает пора, когда мы действительно жалеем, что наш багажник не кузов самосвала и эта пора - лето. Особенно это касается любителей дачного или загородного отдыха, а также сторонников дальних автомобильных путешествий. Выход в такой ситуации есть. Можно приобрести прицеп или багажник, но как любая друга функциональная покупка она требует взвешенного и грамотного подхода…

Окончание, начало в № 21.

Конечно, если вы истинный горожанин и пакеты с продуктами из супермаркета считаются максимальной загрузкой для вашей машины, то разговор о целесообразности покупки прицепа будет для вас возможно непонятен. И, тем не менее, в жизни бывает достаточно много ситуаций когда вам нужно перевезти вещь, которая никак не вписывается в габариты вашего автомобиля, а заказывать специальный перевозчик при наличии собственного транспортного средства как-то неловко.

Вот почему, невзирая на кажущуюся бесполезность этого устройства в повседневной жизни, мы частенько задумываемся о том, что не мешало бы иметь его под рукой, когда это действительно надо. Прицепы и полуприцепы приобретают популярность не только в малом и среднем бизнесе, где перевозка небольшого количества материалов или товаров реалии каждого дня. Люди стали мобильнее и предпочитают отдыхать с комфортом, возя с собой не только скромный туристический арсенал, но и домашних животных, велосипеды, мотоциклы и квадроциклы, лодки и катера, скутеры и гидроциклы и т. д., и т. п. Да и «домики на колесах» на наших дорогах стали встречаться не так уж редко.

Но машина с прицепом это уже совсем иное транспортное средство, имеющее свои особенности в движении, маневренности и даже парковке. А это означает, что даже если заправски управляетесь с автомобилем, то это еще не означает, что езда с прицепом дастся вам легко.

Как уже упоминалось, прицеп это особое транспортное средство, пусть и не самостоятельное. В принципе для его использования вам вполне достаточно водительских прав категории «В» и выше. Но если ваш «хвостик» своим общим весом превышает 3500 кг, то без категории «Е» выезжать на трассу не стоит.

Любой автомобиль, транспортирующий прицеп уже считается автопоездом и поэтому требования на дороге к нему несколько иные. Начнем с того, что максимально разрешенная скорость для автопоездов на 20 км меньше чем для простой легковушки. А это значит, что она составляет на дорогах общего пользования 70 км/ч, а на автомагистралях 90 км/ч соответственно. Существуют ограничения и для использования прицепов при плохих дорожных условиях. Например, во время гололеда или дождя резко вырастает вероятность заноса прицепа, особенно когда он хорошо загружен. Такое явление называют «складыванием» автопоезда (т.е. прицеп пытается ехать быстрее самого автомобиля, лишая его управляемости) и привести оно может к очень серьезным последствиям.

Водителю, согласно ПДД, также запрещается использовать прицеп с неисправным прицепным устройством, при отсутствии или поломке страхующих и запирающих приспособлений, предусмотренных конструкцией прицепа. Кроме того, страховочные цепи или тросы, которые в случае поломки или расцепке сдержат прицеп, не должны провисать до дорожного покрытия.

Осторожным нужно быть и с массой загрузки прицепа, особенно для необорудованных тормозной системой. Обычно в таком случае общая масса перевозимого груза не должна превышать половину веса самого тягача. Если же прицеп имеет собственные тормоза, то верхний предел загрузки составляет примерно 75-80 процентов от собственного веса. Но это, как говорится, предельные точки, до которых, в целях своей же безопасности лучше не доходить.

Динамика автомобиля с прицепом тоже изменяется не в лучшую сторону. Длинна автопоезда, по сравнению с самой машиной, значительно возрастает, а значит, для совершения маневра на дороге, вам понадобится и больше времени, и больше места. Возрастает и тормозной путь, особенно при большой массе груза. Это нужно обязательно помнить, двигаясь в плотном автомобильном потоке.

Необходимо также следить за давлением в шинах прицепа и помнить, что нормы давления рассчитаны на движение прицепа с номинальной загрузкой. А это означает, что если вы перевозите пустой прицеп, тем более на большое расстояние, то давление лучше несколько снизить. Есть и другие тонкости, которые должен знать автомобилист, решив «привязать» к своему автомобилю «железный хвост».

Первый достаточно важный момент – это изменение расхода топлива. Это физическая аксиома – увеличение массы и объема приводит к увеличению расхода энергии. Поэтому даже если вы высь свой скарб свалите в машину, а прицеп сзади будет тарахтеть девственно пустым, то расход топлива все равно возрастет. Все это обусловлено  и присутствием добавочных сил трения качения, которые создают колеса прицепа, а также повышением коэффициента аэродинамического сопротивления. Не говоря уже о том, что на расход топлива влияет и куча субъективных факторов, таких как рельеф и состояние дороги, мастерство водителя и стиль вождения, скорость движения и т.п.

Трудно конечно точно определить, насколько изменится расход топлива при буксировке прицепа, но практика показывает, что в самом идеальном случае она составит примерно 50-60%. И, тем не менее, приходится признать, что такое увеличение расхода топлива вполне оправдано и составит намного меньше, чем перевозка груза одним автомобилем несколькими «ходками».

Как это не досадно, но навыки управления не входят в комплект прицепа. Это значит, что их придется приобретать самостоятельно. Желательно это сделать до того как вы окажетесь загруженным под завязку в плотном автомобильном потоке или сложных погодных условиях.

Ну, во-первых, нужно помнить, что любой прицеп значительно увеличивает габариты, и чем больше у вас прицеп (соответственно и груз на нем), тем больше изменится аэродинамика вашего авто. Особенно это относится к специальным прицепам, например позволяющим транспортировать лодки катера или яхты. Длина вашего автопоезда может вырасти в разы, как и его парусность. В такой ситуации сильный боковой ветер может стать серьезной препятствием во время движения.

Вторая немаловажная проблема – это значительное изменение габаритов и динамики. Не забывайте, что радиус поворота прицепа меньше, чем у автомобиля, а это значит, что в случае осуществления маневра во время движения, прицеп с легкостью может «сбежать» на обочину или на встречку. Поэтому перед началом поворота или перестроения лучше сбросить скорость и занять правильную позицию. Иными словами при повороте влево лучше держаться ближе к краю дороги, а при правом повороте наоборот – как можно ближе к центру.

Полный разворот автомобиля с прицепом да еще на узком участке дороги – это настоящее мастерство, т.к. в ходе такого разворота вам придется комбинировать задний и передний ход. При малейшем неправильном повороте руля прицеп просто «сложится» и только усложнит ситуацию. Поэтому выполнять такой маневр нужно очень аккуратно, тщательно следя за поведением своего «хвоста». Скорей всего, в такой ситуации, зеркало заднего вида вам вряд ли поможет. При малейшем изменении направления движения прицепа - незамедлительно нужно выровняться. Для этого необходимо крутить руль в ту же сторону, куда уходит прицеп. Можно также выровнять траекторию, немного дав вперед.

В-третьих, не стоит забывать, что двигатель вашего автомобиля скорей всего не был рассчитан на перевозку прицепа, хотя по обыкновению и имеет определенный запас прочности. Испытывая большие нагрузки, он, несомненно, будет греться быстрей. Поэтому доводить его до крайности, особенно в жаркие летние дни не стоит. Он может легко перегреться и «закипеть». Во избежание таких проблем нужно выбрать правильный скоростной режим и внимательно отслеживать качество работы системы охлаждения.

Кстати, проверить ее состояние перед дальним маршрутом, тоже будет совсем не лишним.

Есть еще ряд нюансов, на которые стоит обратить свое внимание при выборе прицепа. Например, прежде чем покупать прицеп подумайте, где он будет стоять и достаточно ли места для габаритов выбранного вами варианта. Не мешает обратить внимание на ступицы колес прицепа. Если вы выберете размер, соответствующий размеру колес вашего автомобиля, то в случае непредвиденной ситуации вы сможете использовать одно запасное колесо.

Стоит обратить свое внимание на подвеску и амортизаторы выбранной вами модели. Как свидетельствует неприятная статистика, большинство аварий с участием прицепов происходит по вине сломанной оси, полуоси или подшипников ступицы. Именно поэтому специалисты рекомендуют приобретать подрессоренные прицепы, т. к. такая конструкция позволит снизить аварийность прицепа. Можно выбрать прицеп на длинноходовой пружине, торсионной системе либо рессорной (пластинной) подвеске. Здесь все зависит и от условий эксплуатации прицепа и его целевой необходимости.

Есть еще одна немаловажная деталь, которой, к сожалению, при выборе прицепа практически не уделяют внимания – это надежность устройства запирания. А именно от надежности этого узла зачастую зависит безопасность и ваша и других участников движения. Замок должен соответствовать всем необходимым техническим характеристикам, включающих в себя и габаритные размеры, и грузоподъемность, и физическую надежность узла при критических нагрузках. При сцепке категорически не допускается какой-либо люфт или зазор. Все это может привести к непоправимым последствиям.

Если вы берете прицеп, четко понимая, что он будет работать при достаточно больших нагрузках, то обратите внимание и на качество исполнения рамы. Здесь важно все, и толщина сечения металлического швеллера и качество выполнения сварных швов. В противном случае раму может перекосить, а ремонт в таких условиях практически аналогичен покупке нового прицепа.

Не простой вопрос покупка специализированного прицепа, например для перевозки плавсредства. Первое и главное правило таких прицепов – среди них нет универсальных. То есть, если у вас есть прицеп для четырехметровой лодки, то для того чтобы «прокатить» шестиметровую, вам будет нужен другой прицеп,  и это безо всяких «но». Именно поэтому основными параметрами для таких прицепов являются, длинна судна и его масса в полном снаряжении. Есть еще один интересный факт, который стоит знать еще до приобретения самого плавсредства. У специальных прицепов есть своя «весовая» планка, после которой цена моделей значительно возрастает – это одна тонна. То есть если ваш катер будет весить около того, то прицеп вам обойдется значительно дороже, чем при меньшей массе. Это связано с тем что «тяжеловесы» уже сконструированы на двух осях и оснащены более мощной инерционной тормозной системой.

От конструкции лодки зависит, и какой вариант прицепа предпочесть. Речь идет о материале, из которого изготовлено дно вашего плавсредства. Если там стоит жесткий материал типа пластика или металла, то вам подойдет роликовый погрузочный механизм, который очень удобен и при загрузке и при разгрузке. Но если дно вашей лодки не достаточно упругое, то лучше отдать предпочтение полозьям.

Будет не лишним обратить внимание из чего сделаны крылья прицепа. Невзирая на кажущуюся надежность металла, лучше отдать предпочтение пластиковым. Пластиковые крылья дешевле, не подвержены коррозии и деформации, да и повредить ими днище лодки при установке или снятии лодки с прицепа почти невозможно.

Будем подводить итог… Невзирая на безусловные преимущества прицепов, они в своем традиционном смысле на данный момент несколько утратили былую популярность. Дачный бум потихоньку остыл, а самостоятельная доставка стройматериалов из магазина домой потеряла свою актуальность. Вдобавок к этому, на европейский манер, появилась возможность аренды, которая избавляет автомобилиста от проблем хранения и техобслуживания. Это очень удобно, особенно когда необходимость в прицепе возникает не чаще чем один-два раза в год.  Но если у вас есть место для размещение своего собственного прицепа, возможно, будет куда лучше обзавестись своим собственным. В конечном счете, решать вам. А нам остается лишь пожелать всегда чувствовать себя комфортно и, конечно же, удачи на дорогах!

 

Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь