статьи   

09.08.2009 (№ 28) Безопасность

Инспектор и водитель: война или сотрудничество




-

Про взаимоотношения инспектора ГАИ и водителя придуманы тысячи анекдотов и написано сотни рассказов, а количество жалоб и исковых заявлений вообще сосчитать невозможно. Но все это не было бы так смешно, если не было бы так грустно. Как ни странно, но люди в погонах, которым доверено следить за соблюдением закона, зачастую сами идут на его нарушение. Водители тоже не остаются в долгу, воспринимая правила дорожного движения лишь как документ «обязательный к исполнению» только в зоне прямой видимости инспектора. И если раньше в любой ситуации «последнее слово» все равно оставалось за сотрудником ГАИ, то в последнее время участились случаи, когда водителям удается доказать свою правоту, хотя бы через суд. Так что же тогда представляют собой отношения между инспектором ГАИ и водителем? «Диверсионную войну» с засадами в кустах и явным вымогательством или мирное существование, чтобы облегчить дорогу одним и работу другим? Чтобы разобраться в этом, нужно вспомнить, что говорит закон…

 

Конечно, те и другие – граждане Украины, а значит, соблюдение закона есть обязанность обоих. И лишь незнание закона с одной стороны (которое, кстати, не освобождает от ответственности), и использование этого с другой, является корнем всех возможных конфликтов. Но, начнем все по порядку…

Любое, пусть даже кратковременное общение с инспектором начинается после остановки транспортного средства, т. е. автомобиля.

 

Согласно Наставления дорожно-постовой службы, инспектор ГАИ имеет право остановить транспортное средство только в следующих случаях:

 

1. Водитель нарушает правила дорожного движения.

2. Характер движения вызывает сомнение в способности водителя управлять транспортным средством.

3. Техническое состояние транспортного средства, его внешний вид или укладка груза на нем не отвечают установленным требованиям.

4. Поведение или внешний вид водителя, пассажиров, транспорта, груза указывают на их причастность к дорожно-транспортному происшествию или преступлению.

5. Имеется необходимость проверки путевых и водительских документов, сверки регистрационных данных при розыске угнанных транспортных средств, а также получения информации о других правонарушениях или о состоянии дорожной обстановки на участке дороги.

 

В Законе Украины «О милиции» (п. 21 ст. 11) о причине остановки транспортного средства сказано еще проще: «останавливать транспортные средства в случае нарушения правил дорожного движения, наличия признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспорта, или загрязнения окружающей среды, а также при наличии данных о том, что он используется в противоправных целях».

Кажется все вполне ясно и понятно, но это было бы для нас слишком просто, если бы не было своего «но». Фокус таится в том, что вышеперечисленные причины касаются лишь надзора за дорожным движением. Но кроме наблюдения за дорогой на инспектора ГАИ, как на сотрудника милиции (коим он, несомненно, является), налагается еще ряд прав и обязанностей. Согласно вышеупомянутого Закона (п. 2 ст. 11), он также имеет право «проверять у граждан документы, необходимые для выяснения вопроса относительно соблюдения правил надзор и контроль за выполнением которых возложены на милицию».

 

Наиболее распространенными причинами можно назвать:

 

  • проверка соблюдения правил эксплуатации радиопередающих устройств и средств связи, если транспортное средство оборудовано такими устройствами (об их наличии работник милиции может судить по наличию специальных антенн, которыми может быть оборудовано транспортное средство);
  • проверка соблюдения правил охоты и рыболовства, если водитель находится в заповедной зоне или заказнике;
  • проверка соблюдения карантинных мероприятий, если водитель находится в карантинной зоне;
  • и другие Правила, на прямую не относящиеся к дорожному движению.

 

Рассмотрев их детально, можно легко убедиться в том, что нет такой ситуации, когда работник ГАИ не сможет остановить автомобиль (конечно, за исключением тех случаев, которые прямо оговорены в законе, это относится к транспортным средствам дипломатических и консульских представительств, определенные ограничения установлены для оперативных и маршрутных транспортных средств).

 

Кроме того, не нужно забывать о праве сотрудника милиции беспрепятственно использовать ваш автомобиль для выполнения своих служебных обязанностей в случаях, предусмотренных законом (п. 26 ст. 11 Закона Украины «О милиции»).

Исходя из вышеизложенного, легко прийти к несложному выводу: хотя и «бесцельная» остановка транспортных средств работникам ГАИ формально запрещена, найти подобающую причину для оправдания в любом случае будет не сложно.

 

Поэтому считать причину остановки вашего автомобиля вопросом принципиальным не стоит. Как правило, на ваш вопрос о причине остановки у любого ГАИшника, не задумываясь, найдется две-три дежурные формулировки. Это может быть: проверка документов, мероприятия по розыску похищенного транспорта и т. д. и т. п. Но это не главное – главное, что согласно ст. 16 Закона Украины «О Дорожном движении» водитель имеет право знать причину остановки транспортного средства. Особенно это касается тех случаев, когда причиной остановки стало нарушение правил дорожного движения, причем конкретного пункта ПДД.

 

Бесспорно, выполнить требование сотрудника милиции об остановке – это прямая обязанность каждого водителя. Поэтому всякие домыслы про «незаконность» остановки лучше сразу выбросить из головы. Во-первых, вы все равно доказать это не сможете, а во-вторых, лишним шумом лишь негативно настроите к себе инспектора.

 

Как же правильно выполнить остановку, если все-таки вас не обошла «чаша сия»? Ответ находится в Правилах дорожного движения, а конкретно в пункте 2.3: «По требованию работника милиции водитель должен остановиться с соблюдением всех правил остановки, и если работник милиции сам не указал жезлом или рукой место, где водитель должен остановиться, то водитель транспортного средства должен руководствоваться требованиями раздела 15 Правил «Остановка и стоянка».

 

Для того чтобы не проверять вашу память, мы напомним, что там сказано:

 

  • - остановить транспортное средство нужно на правой обочине, а если она отсутствует или остановка там невозможна, — у правого края проезжей части (как можно правее, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения);
  • - в населенных пунктах остановка разрешается на левой стороне дороги, имеющей по одной полосе для движения в каждом направлении без трамвайных линий посредине и не разделенными дорожной разметкой в виде узкой сплошной линии;
  • - остановка запрещается:
  • на железнодорожных переездах и трамвайных путях;
  • на эстакадах, мостах, путепроводах и под ними, а также в тоннелях;
  • на пешеходных переходах и ближе 10 м от них с обеих сторон;
  • ближе 10 м от выездов с прилегающих территорий и края пересекаемой проезжей части, за исключением остановки напротив бокового проезда на Т-образных перекрестках, где есть сплошная линия разметки или разделительная полоса;
  • в местах, где расстояние между сплошной линией разметки и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
  • ближе 10 м от обозначенного места выполнения дорожных работ и в зоне их выполнения, где это создаст препятствия работающему технологическому транспорту;
  • ближе 30 м от посадочных площадок для остановки маршрутных транспортных средств, а если их нет — ближе 30 м от указателя такой остановки;
  • в местах, где может быть затруднен встречный разъезд;
  • в местах, где транспортное средство закрывает от других водителей сигналы светофора или дорожные знаки.

 

Что же касается самих инспекторов ГАИ, то кроме ПДД они должны следовать и п. 3.2.10 Наставления дорожно-постовой службы. В нем говорится, что за исключением экстренных случаев запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, перед поворотом, непосредственно перед или после вершины подъема, перед перекрестками, переходами, ж/д переездами и в других опасных местах.

 

Ну, вот вы остановились. Что же дальше? Должен ли водитель выходить из автомобиля и нести инспектору документы для проверки? Ответ на данный вопрос однозначен - нет. Это обязанность инспектора подойти к машине, обратиться к гражданину, сидящему за рулем, представиться ему и объяснить причину остановки транспортного средства. Данная ситуация черным по белому прописана все тем же Наставлением по ДПС ГАИ, где в п. 3.4.4. ясно сказано: «После остановки транспортного средства инспектор обязан без задержки (!!!) подойти к водителю.

 

Для разговора с водителем не следует предлагать ему выйти из автомобиля, кроме случаев:

 

- когда нахождение инспектора рядом со стоящим транспортным средством создает угрозу его личной безопасности, в этом случае разговор с водителем следует проводить на тротуаре (обочине);

- для устранения нарушения (технических неисправностей, правил перевозки грузов и подобных нарушений)».

 

Не исключено что сотрудник ГАИ может привести и другие аргументы, чтобы водитель вышел из машины, но как бы то ни было эти требования должны быть мотивированы. Даже тот факт, что вы допустили нарушение правил дорожного движения, не является основанием к тому, чтобы выходить из автомобиля.

 

Конечно, вы должны выйти из машины, когда речь идет, допустим, об устранении технической неисправности или нарушения, которое создает угрозу безопасности другим участникам движения; или при предоставлении возможности проверить техническое состояние транспортного средства и его комплектность; сюда относится и проверка состояния водителя при наличии у него явных признаков употребления спиртного или наркотических средств. Как бы то ни было, а инспектору необходимо пояснить водителю причины необходимости выхода его из машины, и то только в виде просьбы. То есть это скорее знак взаимоуважения, нежели принудительно-обязательная процедура.

 

К сожалению, добрая половина стражей дорожного порядка «университетов не кончали», а правило хорошего тона изучали разве что по фильму «Красная жара». Вот и стоят такие «опричники» у дороги, фильтруя чернь на свое усмотрение, скрывая за своим высокомерием и надменным тоном, чаще всего, простую профессиональную неграмотность.

 

Поэтому будет вполне уместно опять обратится к Наставлению по ДПС ГАИ, в котором п. 3.4 регламентирует: «При обращении к участникам дорожного движения (т. е. водителю или пешеходу) инспектор обязан приложить правую руку к головному убору, поздороваться, четко и внятно представиться, при этом назвать свои должность, звание и фамилию. После проверки документов разъяснить причину обращения (в отдельных случаях допускается отступление от этого порядка, например, при задержании преступника, или гражданина, находящегося в состоянии сильного опьянения и некоторых других).

 

По требованию гражданина работник милиции обязан предъявить свое служебное удостоверение».

 

Право водителя проверить удостоверение у сотрудника ГАИ возможно и несущественное, но позволяет перенести разговор из плоскости ГАИ-водитель в плоскость конкретного инспектора и водителя. А это, в случае явного нарушения закона (читать попытки вымогательства), имеет уже немаловажное значение.

 

 Реализация права требовать предъявления служебного удостоверения в определенной мере обязывает инспектора ГАИ изъявлять более высокую степень ответственности.

Если особа, которая остановила транспортное средство, не представилась, а сразу стала требовать предъявления документов, то вы в вежливой, но настойчивой форме можете попросить ее отрекомендуется и предъявить свой документ. До этого вы не обязаны выполнять никаких требований, даже если подошедший к машине человек одет в униформу ГАИ. Стоит также обратить внимание на то, чтобы написанное в удостоверении и сказанное инспектором совпадало. Предъявляя вам служебное удостоверение, сотрудник милиции не обязан давать его вам в руки, но должен дать возможность свободно прочесть, что там написано и убедится в подлинности документа.

 

 Не будет ничего крамольного, если данные удостоверения (Ф.И.О., звание, номер удостоверения) вы захотите записать. Инспектор препятствовать вам не имеет права.

Бывают случаи, когда вместо удостоверения инспектор ГАИ указывает на свой нагрудный знак и говорит, что, мол, вот мой официальный номер, хотите - записывайте. Записать номер конечно можно, но только как приложение к данным служебного удостоверения. Если на вашу просьбу вы получили отказ, то ни одно из предъявляемых к вам требований, даже требование об остановке, считать законным нельзя, причем без всяких юридических последствий.

 

Бывает ситуации, когда инспектор остановил вас, но к машине долгое время не подходит. Что делать? И тут с точки зрения закона все предусмотрено. Если сотрудник ГАИ дал сигнал об остановке - вы его выполнили. Он никаких требований не предъявляет, что является явным нарушение должностных обязанностей, уже изложенных ранее. К тому же, как гласит п. 3.2.6. Наставления по ДПС ГАИ: «остановка транспортного средства должна осуществляться на минимально короткий срок», явно игнорирует свои же инструкции. Поэтому, повременив немного (в пределах разумного) и в зависимости от конкретных обстоятельств, водитель может на законных обстоятельствах продолжить движение.

 

Стоит обратить внимание и еще на такое обстоятельство: автомобиль является личной собственностью водителя, а право собственности защищено законом.

А это значит, что садиться в ваш автомобиль для составления каких-либо документов инспектор может только с разрешения водителя. Запрещено также облокачиваться на автомобиль, использовать капот или крышу автомобиля как поверхность для составления документов. Кроме того, сотрудник ГАИ не имеет права использовать ваше транспортное средство для каких-либо личных нужд, кроме случаев, указанных в законе.

 

Инспектор также не вправе требовать от вас следовать в патрульный автомобиль для оформления протокола об административном правонарушении и тем более для оформления штрафной квитанции. Он может лишь предложить для удобства оформить надлежащие документы в его служебном автомобиле либо получить разрешение от вас на возможность воспользоваться вашим автомобилем.

 

Вроде послесловия. Конечно, кто-то может хмыкнуть, мол, к чему мы это рассказываем, ведь и так все ясно… Просто мы, по понятным причинам, представляя сторону менее защищенную (т. е. водителя), специально обращаем ваше внимание на юридические детали, которые иногда из-за нашей невнимательности или снисходительности просто ускользают. Но они, на первый взгляд несущественные, в случае явного злоупотребления со стороны представителей ГАИ, дают вам возможность защитить не только свои права, но и личное достоинство. Ибо как гласит п.1 раздела 3.4 все того же Наставления ДПС ГАИ: «Взаимоотношения инспектора с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей» и об этом никому забывать не стоит.

 

Подготовила Сана Шильдик.

 



Комментарии: обновить

10.09.2009 12:04:45
Михаил
Материал устарел. На сентябрь 2009 года действует «Инструкция по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД Украины» утвержденная 27.03.2009 N 111. Наставление по ДПС ГАИ, на которую ссылается афтор, безнадежно устарела. Многих пунктов о которых идет речь в новой инструкции нет. Уважаемый афтор, проверяйте пожалуйста информацию до публикации!
 
 
01.12.2010 19:35:06
настя
имеет право инспектор гаи остановить водителя автомобиля в неосветленном и безлюдном месте в темное время суток
 
 
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь