статьи   

18.09.2009 (№ 34) В ТЕМУ

Ремонт застрахованного автомобиля




-

Тема страхования автомобиля уже не нова, и способы мошенничеств страховых компаний на этой почве мы обсуждали ни раз. Стоит отметить, что и автовладельцы уже преуспели в умении добывать прибыль из автомобильных оказий. И чем сложней ситуация в нашем «экономически стабильном», по словам правительства, государстве, тем интересней и сложней становится этот авто-финансовый покер. Поэтому в неактуальности этот вопрос обвинить сложно. Но сегодня мы остановимся лишь на одной стороне этого мутного многогранника – ремонте застрахованного автомобиля после ДТП.   

 

Сложность этой ситуации заключается в том, что, наряду с «официальными» участниками страхового соглашения, то есть страховщика и страхователя, в игру вступают и другие фигуры, которые тоже совсем не прочь «нагреть руки». Речь идет об экспертах по оценке ущерба и непосредственно работниках станций технического обслуживания. А если учесть, что по своей сути они «стрелки вольные», то какую сторону они изберут (страховщика или автовладельца) зависит отнюдь не от моральных принципов каждого, а от тривиальной выгоды…

 

Заключая договор страхования, независимо от того каско это или ОСАГО, предусматривается, что в случае дорожно-транспортного происшествия страховая компания обязана погасить ущерб (или оплатить ремонт), размер которого определяется в ходе проведения независимой авто-технической экспертизы (т. е. специалистом по оценке нанесенного вреда). Вот тут-то все и начинается...

Осознав свою выгоду в этом деле, оценщики быстро освоили немудреные азы оценки автомобилей и с энтузиазмом взялись за дело. Официальная стоимость услуг, в зависимости от сложности повреждений, марки машины и срочности выполнения, колеблется в пределах 300-700 грн. Конечно, при творческом подходе можно заработать сумму и в несколько раз больше, причем без какого-либо нарушения закона. Достаточно сказать, что только «правильная» оценка износа автомобиля в период действия страховки позволяет уменьшить сумму выплаты страховой компенсации до 60 %.

 

Суть в том, что в нашем законодательстве нормы оценки ущерба имеют весьма размытые границы. К тому же, согласно Закона «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности», привязаны они к пресловутой «рыночной стоимости», которую не то что охарактеризовать, но и проконтролировать невозможно. Поэтому, в случае чего, и доказать «необъективность» результатов оценки ущерба практически невозможно (если конечно чересчур не наглеть). Заключение экспертизы, конечно, оспорить через суд можно, но отсутствие четко определенной технологии проведения оценки будет явно на руку эксперту. Да и судебная тяжба – дело обременительное и в финансовом, и в моральном плане.

 

Вот и выходит, что вопрос заключается лишь в том, за кого будет «играть» эксперт. Только, так или иначе, свои «премиальные» оценщик получает все равно из кармана автовладельца.

 

Конечно, сами оценщики в свое оправдание говорят, что сами заказчики не нуждаются в объективной экспертизе. Страховым компаниям выгодно занизить ущерб, клиенту - выгодно, если сумма оценки будет выше. Причем и те и другие готовы оплачивать выгодный им результат.

 

Согласно информации Фонда госимущества, на середину этого года в Украине официально насчитывалось более 4000 зарегистрированных оценщиков. Статистика же по оценке автотранспорта выглядит примерно так: страховые компании составляют добрую половину; 30 % - это обращение банков с просьбой оценить автомобиль на предмет налогового имущества, и лишь 20 % от общего числа составляют обращения частных лиц, т. е. автовладельцев. Казалось бы «частный» процент не велик, но если учесть, что каких-нибудь 2-3 года назад он едва переваливал за 2, то динамика роста говорит сама за себя.

 

Возможно поэтому подобные эксперты стали надежными помощниками страховых компаний. От их вывода зависит, какие поломки будут признаны следствием аварии, а какие нет. На этом можно серьезно «скостить» компенсацию, ведь за устранение неполадок, связанных с плохим техническим состоянием автомобиля, страховая компания платить не обязана.

 

Впрочем, заручившись поддержкой «правильного» эксперта, можно изрядно потрясти и саму страховую компанию. Этим благополучно пользуются и станции технического обслуживания, занимающиеся ремонтом застрахованных авто, да и сами автовладельцы в случаях, когда соглашение предусматривает погашение счетов за ремонт наличными выплатами.  

 

Фонд государственного имущества, который по идее должен контролировать работу экспертов, практически предоставил своих подопечных самим себе. Лишение нерадивых оценщиков лицензии настолько большая редкость, что считать это за правило просто смешно. Обычно это бывает только после шумного судебного процесса, на котором была доказана фальсификация результатов экспертизы. Увы, такие процессы большая редкость, а значит, уверенность в своей безнаказанности позволяет оценщикам диктовать свои условия игры.

 

Запад, давно работающий в сфере цивилизованного страхования, уже разработал и успешно применяет на практике программу, позволяющую унифицировать правила определения размера нанесенного ущерба. Она носит название Audatex и проводит расчет стоимости ремонта исходя из нормативов заводов-изготовителей и стоимости запасных частей у официальных дилеров. Таким образом удается привести к общему знаменателю и результаты технической экспертизы, и оценку страховой компании, и расчет работ на СТО. Некоторые отечественные компании тоже пытаются применять эту программу на нашем рынке, но получается это как всегда туго.

 

На данный момент лицензию на автострахование по каско имеют около двухсот отечественных компаний, а обязательным страхованием гражданско-правовой ответственности автовладельцев перед третьими лицами занимаются около сотни. А программой Audatex, по сведению Моторно-транспортного бюро Украины, стараются пользоваться только 30 страховых компаний. Как вы понимаете, «всеобщая объективность» у представителей страхового бизнеса особого энтузиазма не вызывает.

 

Чему тут удивляться, работать по правилам в государстве, где правил по существу нет, по крайней мере, непрактично. Поэтому большинство страховщиков любыми способами стремятся уменьшить размер страховых выплат и, соответственно, обезопасить себя от нежелательных результатов экспертизы. Основным инструментом для этого были и остаются условия договора. В большинстве своем это пункты, касающиеся ограничения участия независимых экспертов. Ну, например, право обращаться к независимому оценщику только с согласия страховой компании, или вообще полный отказ от участия экспертов в урегулировании страхового случая.

 

Подобные пункты соглашения, конечно, не правомерны и носят больше характер психологического нажима на клиента. Безусловно, если вы намерены оспорить несправедливое решение страховой компании о размере возмещения в суде, то именно результаты независимой технической экспертизы могут стать для вас главным аргументом.   

 

Входит в практику страховых компаний возмещение ущерба согласно счетов, выписанных станцией технического обслуживания за ремонт. В этом конечно есть рациональное зерно. Компания не переплачивает за фиктивные поломки, а клиент получает необходимый ремонт. И все было бы хорошо, если бы и в этом вопросе не было своего «но»…

 

Продолжение следует.

Подготовила Сана Шильдик.

 



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь