статьи   

26.10.2009 (№ 39) В ТЕМУ

Тонкости автозвука




-

Путей улучшения аудиосистемы автомобиля несколько. Это может быть замена акустики (или, проще говоря, динамиков), включение в систему усилителей и сабвуферов. Об этих вариантах поговорим сегодня подробнее.

Окончание, начало в № 38.

 

Внешний усилитель

  

Прежде чем перейти к рекомендациям по выбору внешнего усилителя, в очередной раз поговорим об его предназначении (рис. 1). Несмотря на гору написанного материала на эту тему, все еще нередко приходится слышать вопросы о целесообразности усилителя в автомобильной аудиосистеме.

 

Усилитель является связующим звеном между магнитолой (источником звука) и акустической системой (системой, преобразующей электрические колебания в звуковые). На входе усилитель получает сигнал, корректирует и усиливает его согласно установленным настройкам и далее подает его на акустику.

 

Практически любой даже мало-мальски «слабенький» усилитель мощнее встроенного усилка магнитолы. Хотя среди некоторых читателей можно предвидеть вопрос. Как, мол, усилитель с мощностью 50 Ватт на канал (читай, на каждый динамик) «сильнее» магнитолы, выдающей такую же мощность?.. Ответ, применимый, для 99,9% головных устройств, кроется в маркетинговом решении, которое заключается в том, что указанные на магнитолах «4х50W» на самом деле в лучшем случае представляют собой максимальную мощность, способную выдаваться устройством кратковременно. При этом, искажения, вносимые в звучание будут уже такими, что нормально слушать музыку на такой громкости не получится. Ведь всем известное «хрипение» динамиков на большой громкости - это как раз в большинстве случаев свидетельство того, что усилитель магнитолы не способен выдавать сигнал заданной пользователем громкости без слышимых искажений. Поскольку реальное значение выдаваемой номинальной мощности магнитолами колеблется в пределах 15-27 Ватт на канал. Вот отсюда и следует, что даже самые простенькие усилители мощнее аналогичного встроенного устройства практически любой автомагнитолы минимум в два раза. Кроме того, внешние усилители располагают гораздо более развитыми настройками звучания, причем на каждый канал отдельно.

 

Тем не менее, это все сухие цифры, которые могут быть не вполне понятны начинающим любителям автозвука. И вопрос о целесообразности усилителя в аудиосистеме может оставаться открытым. Проще всего, конечно, находить ответ опытным путем, прослушивая различные готовые решения с тем, чтобы, прежде всего для себя сформировать некое мнение о том, как должна звучать музыка в автомобиле. Добавлю лишь то, что систему без внешнего усилителя, по качеству звучания способную конкурировать с усилительной, собрать гораздо сложнее и далеко не всегда дешевле.

 

Теперь немного о месте размещения усилителя. Так уже сложилось, что традиционная территория их пребывания находится в багажнике (рис. 2). Но связано это часто с тем, что другого подходящего по размерам места в салоне автомобиля просто не находится. Хотя, скажем, пространство под передними сиденьями является гораздо оптимальнее по сравнению с багажником.

 

Судите сами, какое количество проводов необходимо тянуть к усилителю: два силовых кабеля питания (в идеале – оба от аккумуляторной батареи), межблочный кабель (от магнитолы) и акустические провода от усилителя на каждый динамик. Несложные расчеты покажут, насколько длиннее должны быть все эти провода при размещении усилителя в багажнике. Исключением, пожалуй, будет являться только провод на тыловую акустику – он будет, конечно, короче. А все остальные провода раза в два длиннее, чем в случае установки усилителя под сиденьем. Есть еще минус в размещении усилка в багажнике – это перевозка грузов (собственно, использование багажника по прямому назначению). Находясь под полкой или на боковой стенке, усилитель может здорово мешать, плюс возрастает вероятность его случайного повреждения.

 

Из «плюсов» расположения усилителя в багажнике можно выделить более лучший доступ к регулировкам. Однако, если учесть что данный фактор существенно зависит от непосредственного положения прибора, то данный «плюс» тоже является весьма относительным. Кроме того, потребность в регулировках возникает крайне редко. Также в багажном отделении есть возможность организации более интенсивного охлаждения, например, с помощью применения дополнительных вентиляторов. Но опять же, данные решения необходимы для достаточно мощных систем, под которые жертвуется под час багажник целиком. Как правило, в таких инсталляциях усилитель (или усилители) являются также частью общего дизайна. Словом, это уже совсем другой уровень систем, достаточно далеких от тех, которые мы рассматриваем.

 

Еще одни нюанс, с которым можно столкнуться – это отсутствие на магнитоле так называемых линейных выходов для подключения к ней усилителя. Особенно это часто встречается на штатных устройствах, установленных в автомобиле еще на заводе. Для таких ситуаций во многих усилителях (особенно последних серий) производители предусматривают высоковольтные входы, сигнал на которые подается прямо с проводов, идущих от магнитолы к акустике. Другой вариант решения – это установка специальных блочков-конвертеров, преобразующих мощный сигнал с акустических проводов магнитофона в низкоуровневый, подходящий для усилителя. Этот вариант применим в том случае, когда усилитель располагает только традиционными входами «тюльпан».

 

Выбор самого усилителя должен обуславливаться параметрами номинальной мощности и количеством каналов.

 

Возвращаясь к общим схемам аудиосистем, можно выделить одну из самых распространенных, в которой через усилитель подключаются и фронтальные и тыловые динамики. Соответственно, в таком варианте потребуется один четырехканальный усилитель (хотя, конечно, можно и два на два канала каждый, но это уже экзотика!). Нередки варианты поканального включения передней компонентной акустики, когда среднечастотные и высокочастотные («пищалки») динамики подключаются каждый на свой канал. В таком случае «четырехканальник» потребуется только на перед. Плюс еще два канала назад отдельным усилителем.

 

Либо назад еще один «четырехканальник» (как правило, чуть более мощный), два канала которого питают тыл, а еще два подключены на сабвуфер. Еще как вариант, это один усилитель на 6 каналов — четыре на фронт и два на заднюю акустику. Словом, вариантов немало.

 

Теперь о мощности усилителя. В идеале ее номинальный показатель (так называемый RMS) должен быть несколько ниже, чем на подключенных к нему динамиков. Иначе есть вероятность перегрузить акустику с последующим выходом ее из строя. Если же брать в абсолютных цифрах, то практический опыт показывает, что системам любительского уровня вполне достаточно 40-60 Вт на канал для комфортного и если необходимо достаточно громкого прослушивания музыки. И не забывайте про баланс — правило, что передняя и задняя акустика не должны существенно отличаться по мощности полностью работает и в усилительных системах!

 

Сабвуферы

 

Та же история — для многих наличие сабвуфера в автомобиле так и остается признаком понтов, беспредельных уличных гонок и прочих атрибутов «плохих» мальчиков. Господа, сабфувер — это далеко не всегда оглушительный бас на два квартала вокруг. Основное предназначение таких низкочастотных динамиков — это обеспечение мощного звукового спектра низких частот (примерно до 4 килогерц), который обычным динамикам просто не под силу. Дело вкуса, конечно, но все же звук без басовой поддержки - все равно, что еда без соли... Установка сабвуфера также позволяет «разгрузить» остальную акустику от низких частот, что вносит положительные изменения в звучания всей системы в целом.

 

Учитывая большую потребляемую мощность по сравнению с обычной акустикой (как минимум 100-150 Ватт), подключать сабы непосредственно к магнитоле не получится. Необходим внешний усилитель. Вот тут для многих и начинается мучительный процесс выбора. Какого размера выбрать динамик? В каком акустическом оформлении? Где разместить? Какой усилитель подобрать? А может вообще приобрести активный сабфувер?.. Разберемся по порядку.

 

Активный вариант саба представляет собой полностью готовый девайс с усилителем уже встроенным в единый корпус с динамиком (рис. 3, 4). При этом динамик используется размером 8 или 10 дюймов мощностью, как правило, до 200-250 Ватт. Скажем прямо, активный сабвуфер — это чистой воды компромисс для начинающих или нетребовательных автолюбителей. Компромисс как по цене, так и по качеству звучания. За очень редким исключением активные устройства способны конкурировать с обычными сабами по силе и чистоте баса. Но цена таких моделей уже перестает быть компромиссной и ничуть не меньше, а то и больше, чем на пассивные системы.

Установка сабвуфера зачастую осуществляется в багажнике, что диктуется немалыми размерами устройства и невозможностью разнесения компонентов (например, усилитель под сиденье, а сам динамик — в полку, подлокотник или боковую стенку багажника). Встречаются также активные «сабики», выполненные в сравнительном тонком корпусе, предусмотренном для размещения под передним сиденьем (рис. 5). Мощный бас из них «выжать» не получится, но для подзвучки компактного автомобиля такой вариант рассмотреть можно.

 

Среди многообразия пассивных сабвуферов следует выделить два типа: динамик, рассчитанный на работу в бесконечном объеме (это FreeAir) и те, которые предусмотрены под акустическое оформление (закрытый ящик того или иного типа).

Первый тип устанавливается в заднюю полку и работает в объеме багажника (рис. 6). Причем,  применим такой вариант только к седанам, т. к. необходимо, чтобы багажник был отделен от остального пространства салона. Теоретически такие динамики при прочих равных условиях способны работать громче по сравнению со вторым типом головок. Однако, и нюансов здесь гораздо больше. Обязательно должна быть очень жесткой полка, в которую монтируется динамик, иначе она «заиграет» вместе со всей системой. Гораздо более строгие требования к усилителю и его возможностям по настройкам. Наконец, любой мало-мальски размерный предмет, помещенный в багажник, будет менять его свободный объем, а, следовательно, и звучание динамика.

 

Несколько проще обстоит ситуация с сабами, рассчитанными под акустическое оформление. Такие варианты предлагаются как отдельными динамиками (с указанием рекомендуемого объема и типа ящика), так и установленными в готовый ящик.

 

Приобретая уже готовый корпусной сабвуфер (рис. 7), с размещением, как правило, вопросов не возникает — где-то вплотную к спинке заднего сиденья. Причем, для автомобилей «седан» рекомендуют разворачивать его динамиком в сторону салона и наоборот для хэтчбеков (см. рис. 2).

 

Неплохой вариант, когда отдельно приобретаемый динамик встраивается в боковую стенку багажника (рис. 8). Главное преимущество такой схемы — экономия объема багажного отделения. Да и с точки зрения дизайна такой вариант все же выглядит гармоничней. Самое важное при выборе такого решения — это обеспечить достаточную жесткость боковой стенки (часто ее изготавливают заново, используя фанеру), а также правильно просчитать объем получившейся закрытой полости. Не забудьте и про предварительную виброизоляцию ящика.

 

Желательно, чтобы мощность сабвуферного звена была не более, чем в 1,5-2 раза больше суммарной мощности остальной акустики. В противном случае опять же возможен дисбаланс.

 

Выбор усилителя для сабвуфера — вопрос важный, непосредственно связанный с общей структурой всей системы. Например, это может быть отдельный модуль на один или два канала. Или такая схема — в четырехканальном усилителе два канала задействованы на фронтальную акустику, а еще два — на саб. Предлагаются также пятиканальные устройства, в которых четыре канала под акустику (фронт плюс тыл), а еще один высокомощный — сабвуферный. Словом, вариантов немало, но определяться необходимо будет заранее.

 

Александр Лысенко.

 



Комментарии: обновить

03.01.2017 17:13:16
Barnypok
ycZAuI http://www.FyLitCl7Pf7ojQdDUOLQOuaxTXbj5iNG.com
 
 
29.01.2017 16:32:04
chaba
M6aVhh http://www.y7YwKx7Pm6OnyJvolbcwrWdoEnRF29pb.com
 
 
29.01.2017 16:32:50
matt
ybgy8u http://www.y7YwKx7Pm6OnyJvolbcwrWdoEnRF29pb.com
 
 
31.01.2017 19:00:05
gordon
MrmWqC http://www.y7YwKx7Pm6OnyJvolbcwrWdoEnRF29pb.com
 
 
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь