статьи   

22.12.2009 (№ 47) В ТЕМУ

ТРАНСПОРТНЫЙ ОБРОК. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ




-

В предыдущей статье мы уже рассказали о злоключениях с транспортным налогом в родном государстве. Пока ситуация сложилась в пользу рядовых автовладельцев, но говорить об окончательной победе здравого смысла над государственной корыстью, все-таки преждевременно. Без сомнения, нашим читателям будет интересно, как справляются с этой проблемой в других странах. Этому и посвящен наш небольшой обзор.

Во Франции вот уже восемь лет, как нет налога на автотранспорт в его классической форме. Наклейка на ветровом стекле, подтверждавшая факт уплаты налога, просуществовала здесь без малого полвека: с 1956 по 2001 год. Появилась же она на свет в свое время отнюдь не для того, чтобы способствовать, скажем, строительству новых дорог, а, как тогда было заявлено «с целью оказания временной помощи малоимущим пенсионерам».

Хотя, спустя некоторое время об этой благой цели забыли, и денежки потекли сначала в государственную казну, а затем и в региональные бюджеты. Исчислялся этот ежегодный налог в зависимости от объема двигателя, его износа и того, в каком департаменте машина была поставлена на учет. Понятно, что чем мощнее авто, тем выше был налог. К примеру, за малолитражку типа Renault Clio тогда надо было платить в пределах 60 евро, а за двухлитровый Mercedes - до 200 евро.

Курьезный момент: в те годы налог на автомобили со сроком эксплуатации пять и более лет сокращался почти в два раза. Немалые льготы предоставляла «правильная» регистрация машин: местные власти, которым доставалась часть доходов от «автомобильных» налогов, имели возможность влиять на величину тарифов. Поэтому, кстати, компании по прокату автомобилей отдавали предпочтение регистрации в департаменте Марна, где налог на машины был процентов на 30 ниже, чем в столице.

То, что сейчас транспортный налог, в своем чистом виде, отменен, совсем не означает, что французам не приходится вносить плату государству за свое право на владение автомобилем. Дело в том, что техпаспорт, который выдается в городских или районных префектурах, - услуга совсем не бесплатная. Его стоимость рассчитывается в зависимости от «фискальных лошадиных сил», а они непосредственно связаны с реальной мощностью двигателя. Принцип прежний: чем больше л.с., тем выше цена техпаспорта. К примеру, техпаспорт Citroen С4 с объемом движка литр с небольшим обойдется в полторы сотни евро, а «Лимузину» шестой серии – влетит в 500 и более евро.

Борясь с загрязнением окружающей среды, французское правительство в последнее время предприняло ряд мер, которые всячески подталкивают граждан к покупке автомобилей с щадящей экологию кубатурой. Делается же это в том числе с помощью добавочного налога, введенного в 2006 году. Он затрагивает в первую очередь автомобильных великанов, которые потребляют большое количество горючего, а, следовательно, и выхлоп у них тоже немалый. Для подобных «железных тяжеловесов» предусмотрены следующая мзда: один «выхлопной» грамм в диапазоне от 201-250 грм СО2 на км стоит два евро, а от 350 грм и выше - четыре. Выглядит это примерно так: автовладелец Porsche 911 Turbo с мощностью двигателя 420 л.с. (выхлоп 339 грм СО2 на км) за техпаспорт  при обычном тарифе помимо 800 евро будет вынужден доплатить еще и 584 евро «экологического» взноса.

Это, как бы, единовременная выплата, но для «самых чумазых» машин (упомянутый спорт-кар входит в эту категорию) существует и ежегодный «сверхналог» в размере 160 евро. Полученные в результате этого средства, по крайней мере по словам чиновников, идут на финансирование государственного Агентства по делам экологии и энергетического контроля.

В Соединенных Штатах ситуация диаметрально противоположная. Дело в том, что пресловутого «транспортного налога» в том виде, как он есть у нас, в Америке не существует. Транспортные налоговые сборы в США изначально включены в цену бензина и, в сущности, уплачиваются американскими налогоплательщиками прямо на заправках при покупке горючего. Десятки миллионов галлонов бензина, которые сжигают американцы в прожорливых двигателях своих автомобилей, дают огромные налоговые поступления как в государственный бюджет, так и в бюджеты отдельных штатов.

С каждого залитого в бензобак галлона топлива (3,78 литра) 2,5 цента отчисляется в Федеральный дорожный фонд, и пополняют бюджет штата, в котором заправился автовладелец. Именно за счет местных налогов идет строительство дорожной инфраструктуры в различных штатах.

Например, «на местах» минимальные налоговые сборы на бензин установлены в штатах Аляска (18,4 цента), Джорджия (30,8) и Вайоминг (32,4), а максимальные - в штатах Нью-Йорк (59,7), Вашингтон (55,9) и Калифорния (53,7). Подсчитано, что средняя ставка «горючего налога» в США, включающего в себя федеральные и местные сборы, находится на уровне 45 центов.

Бесспорно, к преимуществам подобного подхода к взысканию «транспортной подати» относится абсолютное отсутствие бюрократии и потери времени на заполнение квитанций, а также объективная справедливость: ведь оплата осуществляется пропорционально интенсивности эксплуатации автомобиля. Но есть и существенный недостаток - рост стоимости топлива.

Автовладельцы в Испании как минимум трижды делают свои «добровольные» взносы в казну государства. Первый налог они платят непосредственно в автосалоне, где покупают новую машину, - это НДС. В Испании ставка НДС для промышленных товаров единая - 16 процентов (по сравнению с нашими 20-ю). Затем закон велит покупателю в течение 30 рабочих дней уплатить в государственный бюджет налог на регистрацию транспортного средства. Размер этой государственной мзды зависит от количества вредоносных выбросов приобретенного автомобиля в окружающую среду.

Таким образом, правительство стимулирует продажи более экологически чистого транспорта. В частности, если ваш автомобиль выпускает в атмосферу менее 120 г углекислого газа на километр пробега (есть и такие автомобили), то этот налог вы не платите вовсе. Покупатель средней машины с бензиновым двигателем до 1600 куб. см уплатит в казну уже около семи процентов ее цены. А самые «грязные» авто (это обычно крупногабаритные внедорожники) облагаются сбором максимального размера – почти 15% процентов от номинальной стоимости.

Хотя есть здесь и свои исключения. Не платят этот налог профессиональные таксисты и покупатели с ограниченными физическими возможностями (инвалиды). Кроме того, государство предоставляет скидку в 50 процентов при уплате регистрационного налога многодетным владельцам автотранспорта.

И последнее, владельцы автотранспорта ежегодно платят еще и «налог на механические транспортные средства», то есть собственно транспортный налог. Это местный, муниципальный сбор, и его размер колеблется в зависимости от региона, а в самом регионе - от мощности двигателя и срока эксплуатации машины.

На цене бензина размеры налогов непосредственно не сказываются. 95-й здесь стоит примерно 1,14 евро, дизельное топливо около 1 евро за литр. Впрочем, цены колеблются в зависимости от места расположения бензоколонки и от сети, к которой она относится. Кстати, из-за большей экономичности дизельных двигателей по сравнению с бензиновыми и более низкой цены солярки испанцы давно уже отдают предпочтение дизелю. В первом квартале нынешнего года в стране поставлено на учет 189 039 автомашин, из них только 56 715 с бензиновыми двигателями, остальные - дизельные.

Китай уверенно превращается в крупнейшую автомобильную державу мира, хотя, пожалуй, пока еще рано утверждать, что машина здесь уже пришла на смену велосипедам.

Здесь также успешно реализуется несколько забытый в некоторых других странах принцип, согласно которому автомобиль лишь средство передвижения, но никак не показатель статуса или материального положения.

Модные тенденции последних лет – это малолитражки. Государство всячески поддерживает покупателей этих авто. Снижает налоги при покупке, выдает беспроцентные кредиты. Это не считая мощной пропаганды в средствах массовой информации. Например, машины объемом двигателя литр и менее ежегодно облагаются налогом в 300 юаней (это около 45 долларов). Но это в Пекине, где естественно подобные сборы выше, чем в других городах. Правда, и самая высокая ежегодная ставка не такая уж критичная - 480 юаней (чуть больше 70 долларов).

Какое-то  время в Китае существовал и «дорожный» налог, который по идее должен был идти на компенсацию за использование дорожного покрытия. Но, во-первых, ставка была едина для всех, а во-вторых, руководство подсчитало, что более разумным является включение этого налога в стоимость бензина. Чем больше тратишь топлива, тем больше нагрузка на дорогу. Что вполне логично.

Может показаться, что нет особой разницы между дорогими мощными и простенькими дешевыми автомобилями. Но это не так. Разница почувствуется, когда будете покупать машину. Например, на импортную с двигателем более 4 литров налог составит до 40 процентов от стоимости. Тогда как за авто китайской сборки налог выплачивается в размере 10%. Объем двигателя значения не имеет. Но не стоит забывать, что в Китае и не собираются машины с мощными двигателями.

Транспортного налога в Израиле официально не существует. И, тем не менее, он один из самых высоких в мире. Общая сумма налога, включая НДС, который израильтяне платят при покупке автомобиля, достигает 117 процентов от номинальной стоимости машины. Для сравнения: в Великобритании этот налог, который платится фактически на «пороге магазина», составляет 15 процентов, а в Бельгии - 20 процентов. Единственная страна Евросоюза, где такой налог выше, чем на «Земле обетованной», - Дания.

С целью ограничить использование автомобильного транспорта в пользу экологически чистого велосипедного датчане в буквальном смысле взвинтили налог на покупку моторного транспорта до 175 процентов. Однако в Дании налог на пользование автомобилями, мотоциклами и мотороллерами - так называемый транспортный налог - невелик.

В Израиле до сих пор транспортный налог заменяет обязательное страхование автомобиля и дополнительное. Без документа об обязательном страховании водитель не имеет права выезжать на дорогу. Этот вид страховки гарантирует в случае аварии компенсацию всем пострадавшим (водителям, пассажирам, пешеходам) независимо от того, виновны они или невиновны в ДТП.

Сумма ежемесячно оплачиваемой обязательной страховки, кратко именуемой «хова», зависит от возраста водителя, его стажа вождения и оснащенности автомобиля средствами безопасности.

По дополнительной страховке можно получить компенсацию в случаях угона, пожара, той же дорожной аварии. Интересная деталь: страховые компании вправе отказать в продаже по обычной цене полиса автовладельцу, который часто пренебрегает правилами дорожного движения. Ему могут оформить особую страховку, стоимость которой на 25 процентов выше обычной.

А в России ситуация далеко не однозначная. Не так давно Госдума приняла во втором чтении законопроект о повышении базовой ставки транспортного налога. Могла бы принять сразу и в третьем чтении, но произошла заминка - из-за того, что депутатам не раздали проект соответствующего постановления, был нарушен регламент, и голосование оказалось недействительным. Но вопрос фактически уже решен - новые ставки налогов Госдума планирует принять, после чего законопроект отправится в Совет Федерации и затем - на подпись к президенту России Дмитрию Медведеву. Если все пройдет по плану, то транспортный налог вырастет вдвое уже с 1 января 2010 года.

Для справки. В последний раз транспортный налог в России менялся в 2003 году: с тех пор базовая ставка для владельцев легковых автомобилей с мотором мощностью до 100 лошадиных сил составляла 5 рублей; от 100 до 150 «лошадей» – 7 рублей; от 150 до 200 – 10; от 200 до 250 «лошадей» – 15 рублей, а свыше 250 лошадиных сил – 30 рублей за каждую «лошадь». Теперь же базовая ставка в каждой из категорий составит 10, 14, 20, 30 и 60 рублей соответственно. Таким образом, если раньше базовый налог на машину с мотором мощностью 90 л.с. составлял 450 рублей, то с 2010 года это значение вырастет до 900 рублей. А для владельца автомобиля с двигателем мощностью 300 лошадиных сил транспортный налог (по базовой ставке) увеличится с девяти до 18 тысяч рублей в год.

Как и прежде, каждый регион будет вправе устанавливать собственный размер транспортного налога для каждой категории автомобилей. Местные власти смогут либо в пять раз увеличивать эту ставку, либо в десять раз уменьшать (раньше они были вправе изменять ставку в пять раз в обе стороны). Тем самым, у регионов останется возможность сохранить прежние размеры транспортного налога, если тот их полностью устраивал.

Разработчики законопроекта рассчитывают, что основное бремя увеличившихся расходов по уплате транспортного налога ляжет на владельцев дорогих и мощных автомобилей. Для этого, мол, регионам и оставили возможность снижать базовую ставку в 10 раз. Однако времена, когда автомобили с объемными моторами принадлежали лишь состоятельным людям, с которых можно «драть три шкуры», давно прошли. На автомобили с моторами мощностью от 80 до 150 лошадиных сил (а это и продукция «АвтоВАЗа», и большинство массовых иномарок) сейчас приходится около 80 процентов российского автопарка. При том, что мощные машины - это всего 10 процентов зарегистрированных в России автомобилей.

По мнению лидера организации «Движение автомобилистов России» Виктора Похмелкина, новый вариант законопроекта также может вызвать массовые акции протеста автолюбителей. «Из-за того, что автомобилисты не видят, куда расходуются собираемые с них государством деньги, они считают, что это поборы, и с возмущением относятся к любым попыткам увеличить транспортный налог», - заявил он.

 Поэтому не исключено, что развитее событий может сложиться по украинскому сценарию. Дальнобойщики, вполне могут перекрыть важные федеральные трассы или заблокировать въезды в Москву. Не останутся в стороне и обычные автомобилисты. Они уже провели несколько массовых акций протеста против повышения транспортного налога, первая из которых прошла 24 октября. Во Владивостоке в тот день в митинге приняли участие около 1500 автолюбителей, в Москве - 300 человек, в Санкт-Петербурге - 500 человек.

Следующее массовое мероприятие - автопробег по улицам Москвы, не санкционированный властями, состоялся 7 ноября. В результате этой акции 132 ее участника были оштрафованы, а ее организатор, Сергей Канаев, получил повестку в суд: его обвинили в организации незаконного массового мероприятия.

 

Подготовила Оксана Беловол.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь