статьи   

19.04.2010 (№ 13) Компас потребителя

Что за «зверь» - катализатор




-

Есть в современном автомобиле одна «деталь», которую мы долго обходили своим вниманием, хотя она уже много лет является причиной жарких споров среди автомобилистов. И чем оживленней разворачивается полемика, тем больше аргументов, причем зачастую весьма сомнительных, можно услышать и от тех, кто «за», и от тех, кто «против». Виновником этих жарких дебатов является катализатор. Непонятно, зачем он нужен, есть ли от него какая-нибудь польза, и почему автопроизводители так яро его навязывают. И чтобы как-то «разрулить» эту напряженку, мы и решили сами разобраться в этих вопросах. 

 

  • Что же это за приспособление - катализатор?

Это часть выхлопной системы, которая в разрезе напоминает пчелиные соты и состоит из множества трубок, через которые и проходят отработанные выхлопные газы. Стенки делаются максимально тонкими, чтобы не противостоять напору идущих газов. Соты имеют специальное покрытие из платино-иридиевого сплава. Сделано это для того, чтобы недогоревшие остатки, содержащиеся в выхлопных газах СО, HС и NO, соприкасаясь с каталитическим слоем покрытия полностью исчезали благодаря окислению. Вследствие этой химической реакции выделяется тепло, и катализатор нагревается, а реакция начинает проистекать быстрее.

Кстати, вот и первый важный момент. Катализатор начинает нормально работать лишь в хорошо разогретом состоянии. Это приводит к тому, что его устанавливают как можно ближе к двигателю. А конструкция выхлопной системы получается несколько «кастрированной». Как итог – отрицательное влияние такого решения на резонанс в выпускной системе. И все было бы ничего, если бы не еще одно существенное обстоятельство. Так как температура возрастает, и уцелевшие углеводы догорают (путем окисления), в катализаторе создастся повышенное давление газа, имеющее направленность противоположную основному потоку газов. В принципе само значение этого противодавление не велико. Но к нему еще по ходу добавляется еще противодействие резонатора и глушителя, что, в конечном счете, уже существенно влияет на потерю мощности автомобиля с катализатором.   

Стоит сказать несколько слов и о резонаторе, т. к. он связан с работой катализатора очень тесно. Секрет этого приспособления тоже очень прост. Он устанавливается за катализатором и должен, свободно пропустив выхлопные газы, отразить ударную волну и отправить ее обратно в сторону двигателя.

Вся эта «хитрость» придумана с одной целью. Парированная резонатором ударная волна, долетев до закрытого выпускного клапана, отразится и от него. Если дистанция до резонатора будет таковой, что отражение от клапана будет происходить прямо перед его открытием, то ударная волна отсосет оставшиеся выхлопные газы, оставшиеся в камере сгорания и, соответственно, улучшит продувку цилиндра (кстати, на этом и основан принцип настроенного выхлопа). Недостаток процесса лишь в том, что он возможен лишь при каких-нибудь одних оборотах двигателя.

Так вот все это сказано к тому, что для того, чтобы резонатор выполнял свою функцию, катализатор должен не препятствовать ударной волне. Именно поэтому стенки его перегородок выполняются как можно тоньше.

  • Зачем нужен катализатор?

Кроме решения проблемы «доокисления» отработанных газов, катализатор принимает на себя основной их удар, тем самым снижая тепловую и звуковую нагрузку с остальных деталей выпускной системы, т. е. выполняет также функции первичного глушителя. Но катализатор, увы, не всесилен, и не может превратить, например, 5 % СО в 0,3 %, да и не должен.

  • По каким причинам нужно удалять катализатор?

Если конечно исключить простое желание увеличить мощность своей «ласточки», то существует две объективные причины для удаления (или замены) катализатора:

Катализатор засорен.  Соты преждевременно забились копотью или продуктами сгоревшего масла, и не могут нормально пропускать поток выхлопных газов. В этом удаления или замены катализатора будет явно недостаточно. Нужно проверить и отладить работу двигателя и систему питания, так как причина, скорее всего в них.

Кстати, в Европе плановая смена катализатора предусмотрена примерно через 100 тыс. км. У нас о таком долгосрочном использовании лучше сразу забыть, т.к. качество нашего бензина, увы, желает быть лучшим. Поэтому для нас критической отметкой можно считать 70-80 тыс. км, и это при условии, что вы заправляетесь на приличной заправке.

Определить, что катализатор забит и только мешает двигателю работать достаточно просто. Сразу наблюдается существенная потеря мощности, а на холостых оборотах стрелка тахометра начинает «плавать».

Соты оторвались от корпуса и гремят. Это означает, что ваш катализатор отработал намного больше своего положенного ресурса и заслужил быть «упокоенным с миром».

В этой ситуации нужно определиться, что для вас важнее. Если достаточно избавиться раздражающего шума, то вклинивайте мочалки. Способ конечно единовременный, зато быстрый и дешевый, но в этом случае о положительных свойствах резонанса нужно забыть. Если хотите сделать все по-человечески, готовьте деньги на другую выпускную.

Кстати говоря, для многих нынешних автомобилей производители не предлагают выпускных систем без катализатора. Они существуют только в спорт-версиях.

  • Что делать, если вы решили снять катализатор?

Тут есть несколько путей. Самый разумный, это снять всю выпускную систему от коллектора до глушителя и поставить систему, предназначенную для автомобиля без катализатора. Нельзя забывать и про резонансные свойства системы. Поэтому подбор нужно осуществлять очень внимательно. Если выпускная система будет подобрана правильно, то существенная прибавка в мощности вам будет гарантирована.

Есть способ и намного дешевле. На место пришедшего в негодность катализатора поставить простую трубу, но с сечением примерно такого же диаметра, как и подведенные трубы. Как вариант, можно прорубить в забившихся сотах чистый канал примерно в тот же диаметр. Рассчитывать на какой-либо качественный эффект и в том и в другом случае не приходится, но хуже точно не станет.

Можно также попробовать заменить катализатор на «пламегаситель». Здесь тоже есть свое «но». На автомобилях с большим объемом двигателя, в два и более литра, и на машинах со сложной системой выхлопа (Audi 100, A6, A8; Mercedes Benz W124, 210, 202, 140; BMW Е38, 39 и т. п.) функции пламегасителей исполняют штатные резонаторы, и подобная замена не решит проблему повышенного уровня шума. Поэтому лучше изготовить пламегаситель самостоятельно в корпусе от вашего катализатора. Мастерам стоит просто вскрыть корпус и вмонтировать туда диффузионно-перфорированный блок, не меняя геометрию системы выхлопа. В таком случае можно понизить шумы до уровня исправного катализатора.

Единственно от чего хотелось бы вас предостеречь, так это от желания оставить пустую банку от катализатора. Это самый худший вариант. Ну, во-первых, пустой корпус начнет вибрировать, а это равносильно действию плохого резонатора в ненужном месте. И, во-вторых, стенки корпуса недостаточно толстые, т. к. в идеале «усилены» сотами, и при резонансе начнут дребезжать, тем самым создавая дополнительный шум.

Вкратце, я думаю, мы сориентировались в некоторых вопросах, связанных с катализатором, но эту тему окружает еще много мифов и не вполне правдоподобных утверждений. С ними мы и попробуем разобраться в следующий раз.

 

Продолжение следует.

Подготовила Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь