статьи   

11.08.2010 (№ 26) Компас потребителя

Цена оригинальности или почем запчасти для народа




-

Если вы попытаетесь опросить автомобилистов на тему: каким запчастям они в идеальном случае отдадут предпочтение, ответ вас вряд ли удивит – конечно же оригинальным. Но на практике картина вырисовывается несколько иная. И это отнюдь не потому, что опрошенные лукавят. Просто «высокое фирменное качество» требует и соответствующей оплаты, а так как чувство здорового прагматизма у подавляющего большинства наших граждан развито куда больше, чем китча, они ищут разумную альтернативу «оригиналу». Поэтому стоит понять: существует ли такая альтернатива вообще; на чем можно сэкономить, а на чем лучше не рисковать.  

Специалисты уже давно убедили всех, что «подделки» покупать не стоит - себе дороже, а нужно пользоваться только оригинальными запчастями с клеймом завода- изготовителя вашего автомобиля. А высокая стоимость «фирменных» обусловлена  особым контролем качества и производством на основе самых передовых (а значит наилучших) технологий, но ни в коем случае не платой за имидж.

Однако не слишком ли груба грань между хорошим и плохим, ведь даже у крупнейшего в Европе концерна Volkswagen AG есть тысячи поставщиков запасных частей по всему миру. Это значит, что качество их запчастей вполне достойное, хотя и не произведено в Вольфсбурге. Поэтому стоит детально разобраться в разновидностях подобной продукции.

Начнем с того, что по своему происхождению (т. е. производству) все автомобильные запасные части можно условно разделить на четыре группы…

Первая – это «фирменные» оригинальные запчасти. На них красуется клеймо именитого автомобильного бренда, хотя это еще не факт, что они произведены на заводе-изготовителе. Как правило, автоконцерны являются лишь сборщиками автомобилей. Стать «придворным» поставщиком большая честь, но и не меньшая ответственность, т. к. требования автозавода очень жесткие и обычно намного выше установленных стандартов качества. После прохождения конкурса подписывается договор на поставки. Именно эти запчасти, получив известное «тавро», отправляются потом на конвейер автозавода и склады сервисных центров по всему миру. Бывают случаи, когда одну и ту же деталь делают несколько производителей. Ну, например фары для автомобилей Mercedes-Benz изготавливают две фирмы Hella и Bosch. В процессе работы поставщики могут меняться, но есть одно обязательное условие: поставщик обязан обеспечивать автозапчастями рынок в течение 10-ти лет после свертывания производства конкретной модели.

Вторая – запасные части выпущенные заводом-поставщиком, но распространяемые от своего имени. Они почти не отличаются от тех, которые поступают на конвейер автозавода. Запчасти имеют достаточный уровень качества, соответствующий отраслевому стандарту и маркируются лишь только логотипом завода, на котором они были произведены.  

Третья – это запчасти от «свободных» производителей. Такие фирмы, обычно, не имеют никакого отношения к производителям автомобилей, и создают свою продукцию на основе конъюнктуры рынка. Просто берется деталь или узел, пользующийся спросом на данный момент, и на основе ее создается собственный аналог. Подобный «клон» не всегда является точной копией, а иногда даже дополняется собственными разработками и рациональными решениями. Причем не редки случаи, когда созданные таким образом детали имеют характеристики лучше своего прототипа и стоят, соответственно, дороже. Так или иначе, каждая из созданных таким образом деталей проходит сертификацию перед выходом на рынок. В приложениях к ней обычно указывается, для каких моделей автомобилей она разработана и может быть применена.

 И четвертая группа, это запчасти от  «упаковщиков». Тут все достаточно сложно.

В мире существует такая практика, когда известные мировые производители продают свою продукцию, условно скажем, «налево». Т. е. по определенному соглашению заказчик имеет право маркировать закупленную продукцию, упаковывать и реализовывать ее под своим брендом. Выгода обоих сторон вполне понятна. «Упаковщик» не возится с производством, но берет на себя все риски по реализации. Производитель же, слегка поступившись своим именем, получает крупного заказчика (фактически посредника) с гарантированной оплатой. Поэтому тут все достаточно запутано и такие «деловые» отношения не афишируются. Как пример, достаточно сказать, что невзирая на огромное количество марок приводных ремней, производятся они на самом деле всего пятью заводами.

Volkswagen сравнила неоригинальные запчасти с дешевым парашютом

AlmapBBDO и Volkswagen призывают автомобилистов покупать только оригинальные запчасти во избежание опасных последствий. Чтобы внушить всем идею того, что для авто VW и все детали должны носить этот знак ради безопасности водителя и пассажиров, креаторы предложили для сравнения дешевые и дорогие спасательный жилет и парашют, обратившись с вопросом, какой из них предпочтительней иметь.

Конечно, можно усомниться, что небрендовый элемент обшивки салона может как-то повлиять на безопасность автомобиля, но все-таки посыл в принтах довольно сильный и заставляющий задуматься.

Я думаю, вы заметили, что мы даже не упомянули о «жестких» подделках неясного производства. Их статус вполне определен, и назвать эту продукцию честным бизнесом, язык не повернется. Приведенной же выше группировки вполне достаточно, чтобы показать, что диапазон цен при сравнительно одинаковом качестве может различаться в несколько раз. Тогда зачем, спросите вы, платить больше?!..

Дилеры высокую цены на оригинальные запчасти пытаются оправдать сложной экономической ситуацией, постоянным изменением курсов валют, жесткими условиями производителя, политической нестабильностью, ненастной погодой и даже плохим настроением своего начальника, хотя, по сути, реализационную стоимость запчастей определяют они сами, в зависимости от состояния рынка. Вы в этом легко убедитесь, ознакомившись с прайсами разных стран на одни и те же запчасти (чем, кстати, некоторые СТО успешно пользуются). И тут низкая цена ни в коем случае не будет означать низкое качество.

Сами же автопроизводители завышенную цену на фирменные запчасти объясняют тем, что они берут на себя ответственность за их качество и постоянно следят за этим. В этом их трудно упрекнуть. Проверки, конечно, проводятся избирательно, но зато из-за брака или недостаточного качества одной детали (как мы уже говорили нормы автопроизводителей значительно выше существующих стандартов) могут забраковать всю партию. Разумеется, производитель не будет из-за такого инцидента отправлять всю партию в утиль – она просто поступит в свободную продажу. 

Что же касается полноценных подделок, то нынешние условия реализации и контроля практически не позволяют заменить оригиналы на фальшивки без ведома реализаторов. Т. е. в большинстве случаев те, кто торгуют таким товаром, прекрасно знают что «суют липу», но в случае чего делают вид, что сами стали жертвами. Любовь к «презренному металлу» берет верх над простой порядочностью.

Но возможно ли такое, что производитель отправляет на конвейер завода детали одного качества, а  в свободную продажу другого? Такого конечно исключить нельзя.  Для этого нужно, чтобы технологический процесс был разный, что при конвейерной технологии не совсем удобно. Невзирая на это, такие прецеденты в истории встречаются.

По мнению представителей крупнейших мировых поставщиков автозапчастей, покупка фирменной детали экономически неоправданна. Современный технологический процесс устроен таким образом, что экономически невыгодно перестраивать всю цепочку, чтобы сэкономить на качестве. То есть детали идущие в свободную продажу ни чем не отличаются от деталей идущих на конвейер. Контроль качества тоже единый для всех.

Причем это не зависит от того, в каких странах расположены заводы концернов, ведь покупая Audi собранную, например, в Чехии, вы не считаете ее чешским автомобилем – она все равно остается эталоном «немецкого качества». Тоже можно сказать и о производстве запчастей.

Сами же случаи преждевременного износа «неоригинальных» деталей производители связывают с нарушением технологий ремонта. Ведь, что греха таить, у нас привыкли сайлент-блоки забивать молотком, а шток амортизатора зажимать газовым ключом. Кроме того, нельзя рассчитывать на большой срок службы одной замененной детали, при износе агрегата в целом.

Ну что ж, теперь попробуем взвесить все плюсы и минусы «оригинала» (т. е. изделия с клеймом автопроизводителя) и сделать кое-какие выводы.

Плюсы:

  • Автопроизводитель гарантирует качество и полную совместимость деталей с его брендовой маркировкой.
  • Ассортимент фирменных запчастей сформирован таким образом, чтобы потребность в деталях была полностью удовлетворена на всем протяжении эксплуатации автомобиля.
  • Система специальной уникальной маркировки позволяет не только упростить поиск конкретной детали, но и гарантирует защиту от ошибочного приобретения похожего изделия или контрафактной продукции. 
  • Применение оригинальных запчастей при гарантийном обслуживании или ремонте автомобиля есть залогом сохранения гарантии на автомобиль в целом.

Минусы:

  • Высокая стоимость, которая зачастую превышает стоимость аналогичной детали завода-поставщика, направляющего такую же деталь на конвейер автозавода, в 2-3 раза.
  • Большой срок ожидания оригинальной запчасти при отсутствии ее на складе официального представителя. Как правило, даже крупные дилеры не имеют полного набора всех запчастей на каждую марку.

Причины этому бывают разные, либо деталь слишком востребована и ее не успевают подвозить, либо она не так часто выходит из строя, и ее не везут в запас. Так или иначе, ожидание может затянуться от 14-ти до 90-100 суток. Не нужно пояснять, что пока ваша деталь путешествует, вы остаетесь без машины…

Вот примерно такая получается арифметика… Конечно, минусы, при определенных обстоятельствах, можно считать и несущественными. Но и плюсы, честно говоря, если не брать во внимание последний пункт, не сильно-то убеждают.

Вот и выходит, что «оригинальность» по своей сути не что иное, как дополнительное удобство, за которое необходимо платить, причем дорого. Если у вас денег «куры не клюют», то действительно нет повода заморачиваться, но если жизнь заставляет вас относиться к деньгам рачительно – впору задуматься...   

Как свидетельствует статистика, для обслуживания новых автомобилей (т. е. не старше 5-ти лет) в подавляющем большинстве используются оригинальные запчасти. Это вовсе не говорит о «широте» нашей автомобильной натуры, скорее о жестком корпоративном капкане, в котором держат автовладельцев условия гарантийного обслуживания. 

На западе на этот счет практика несколько иная. Если же ремонт производился на специализированном сервисе, то на поставленные детали дается гарантия. Гарантию предоставляют все производители, и если будет определено, что поломка части автомобиля случилась по вине бракованной детали, то ее изготовитель должен починить весь агрегат. Срок же гарантии на детали устанавливается дилером.

В заключении необходимо отметить, что невзирая на то, что на бумаге у нас получилось все очень складно, разобраться обычному обывателю в этих вопросах на практике очень сложно, а тем более доказать свое право на оправданную экономию.

Поэтому разумный выход в этой ситуации только один, как говорил великий мудрец Диоген – «ищите Человека». Иными словами найдите себе хорошего мастера, и пусть он сам решает, какие запчасти лучше использовать для хорошего состояния вашего «железного скакуна».

 

Подготовила Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь