статьи   

23.09.2010 (№ 32) Советы бывалого

Сезонная близорукость или как бороться с плохой видимостью




-

Осень пора унылая, к тому же несущая для автомобилиста немало проблем. Дожди, ранние сумерки, туманы – все это создает дополнительные трудности для спокойного передвижения, ухудшая видимость. Хорошим оружием с этой «сезонной близорукостью» является штатная светотехника, но порой ее бывает недостаточно, чтобы чувствовать себя на дороге уверенно. Наверное, вы уже догадались, что речь пойдет о специальных световых приборах для вашего автомобиля, а конкретно о противотуманных фарах. 


Не открою секрета, если скажу, что для езды в темное время суток или в условиях плохой видимости современный автомобиль оборудован светотехникой. Причем предназначена она не только для того, чтобы водитель хорошо видел дорогу перед собой, но и чтобы другие участники движения хорошо могли видеть ваш автомобиль и вовремя среагировать на ваши действия. Но штатная светотехника, как «инструмент широкого профиля», не во всех ситуациях бывает эффективна. Именно поэтому и разработана специальная система освещения – противотуманная, хотя помощь водителю она может оказать не только в тумане. 

 

Зачем и для чего

Как это ни странно, большинство водителей имеют очень поверхностное  представление и о том, при каких обстоятельствах противотуманные фары могут пригодиться (кроме тумана конечно), и о том, чем они отличаются от других видов фар.

Самое распространенное заблуждение, что противотуманные фары должны быть обязательно желтыми, мол, так они лучше «пробивают» туман, не имеет под собой никаких оснований. Даже наоборот, продукция ведущих производителей автомобильной светотехники как раз имеет белый цвет. В таких лампах важна не окраска, а правильное распределение светового потока. Главное чтобы луч был плоский и широкий по горизонту. Причем при правильной установки фар он должен идти непосредственно над дорогой примерно на метров десять – пятнадцать впереди машины, не освещая верхние слои тумана. Это связано с тем, что, как правило, в непосредственной близости к земле тумана нет, т. к. земля теплее воздуха. Ширина луча должна позволять видеть не только дорогу впереди автомобиля, но и боковые зоны: линии разметки, край обочины и т. д.

Кстати, в автомобильной природе существуют и задние противотуманные фонари. Они такие же, как и штатные, т. е. красные, и предназначены они для того, чтобы машина, едущая за вами, раньше могла вас увидеть.

Задние противотуманные фары  необходимо включать и если туман застал вас средь бела дня. Свет же передних «противотуманок» будет лучше заменить включенным дальним светом. Делается это не для освещения, потому как днем в нем нет необходимости, а для того чтобы водители встречных машин вас смогли разглядеть заблаговременно.  

Если же говорить о пользе этих фар в отсутствии марева, то нужно заменить, что они очень удобны на узких дорогах (например, лесных) с большим количеством поворотов и препятствий. Штатная оптика рядового автомобиля редко позволяет охватить приближающийся крутой поворот, и противотуманные фары со своим широким углом покрытия здесь хорошие помощники. Пригодиться они могут и в городе при ночной парковке в узком месте. В общем, приспособление это не хитрое, не особо дорогое, и в большей степени полезное.

 

Специфика выбора

И если мы уже определи, что они все-таки нужны, то стоит поговорить, как их правильно подобрать. Существует три основных показателя, делающие свет противотуманных фар эффективным – это их цвет, правильно подобранная маркировка и хорошо продуманное расположение. Сразу оговоримся, что их форма не имеет никакого значения.

Следуя рекомендации специалистов, лучше отдать предпочтение ярко-желтому или молочно-белому цветам, т. к. синяя часть светового спектра, которая лучше всего рассеивается в водяной взвеси, подавляется именно этими фильтрами. Иные, зеленые, красны, синие и т. д., имеют худшие характеристики и, соответственно, при выборе отходят на другой план.  

Не меньшее значение имеет и правильный подбор маркировки. Если у вас в руках качественный товар, по маркировке вы сможете определить, не только какова его мощность, но и как, и в какой стране он прошел сертификацию. Например, двузначный числовой код на стекле (10; 12,5; 17,5; 20; 25; 27,5…) содержит информацию об условной силе излучаемого фарой света. Кроме сертификации нужно обязательно обратить внимание на мощность ламп. Она не должно превосходить 60-ти Ватт. Такие лампы имеют одну нить накала и на цоколе, как правило, маркируются обозначением «Н-1» или «Н-3».

Кстати, наибольшее распространение приобрели противотуманные фары с галогенными лампами Н3 АКТ12-55-1 мощностью 55 Вт. Светового потока такой лампы вполне довольно для освещения дороги на дистанции 25-30 м.  

Что же касается расположения противотуманных фар, то условие здесь простое – плоскость луча должна находиться ниже линии штатной световой оптики. Говоря иными словами, если вы установите фары на крыше своего автомобиля, то толка от них, кроме дополнительного антуража, не будет.   

Кроме того, некоторые противотуманные комплекты, для создания более эффективного светового потока, имеют асимметричные рефлекторы, которые при установке ни в коем случае нельзя ни переворачивать, ни менять местами. Хотя, пожалуй, вопросу установки фар стоит уделить несколько большее внимание…

 

Особенности установки

Сразу оговоримся, что противотуманные фары не являются обязательной светотехникой, а значит, их наличие или наоборот отсутствие не влияет на результат прохождения техосмотра. Поэтому и позволяет применить весь полет фантазии и свободу выбора. К тому же, как уже было сказано выше вещь эта в практическом смысле нужная, да и своеобразного «куражу» внешнему виду автомобиля тоже добавляет. Но неправильная установка может легко свести все ваши старания на нет.

Самое оптимальное расположение противотуманных фар установлено ГОСТом 8769-75 и ПДД: «…механические транспортные средства могут быть дополнительно оборудованы двумя противотуманными фарами. Противотуманные фары должны размещаться на высоте не менее 250 мм от поверхности дороги (но не выше фар ближнего света) симметрично продольной оси транспортного средства и не далее 400 мм от внешнего габарита по ширине.

Разрешается устанавливать на транспортных средствах один или два задних противотуманных фонаря красного цвета на высоте 400-1200 мм и не ближе 100 мм к фонарям сигнала торможения».

Если вы решили оснастить свой автомобиль противотуманной светооптикой, нужно заранее продумать места крепления фар, а уж потом подбирать подходящую модель и форму. «Противотуманки» не должны загораживать штатную оптику автомобиля, препятствовать проникновению воздуха к радиатору и, само собой разумеется, не «царапать» дорогу.

 

Ксенон против тумана

Сейчас стало очень модным использовать ксеноновые лампы в штатной автомобильной оптике. К большому сожалению, занятие это не совсем законно, т. к. при установке ксенона одной регулировки фар может быть недостаточно. С недавнего времени ГАИшники очень неровно душат в сторону ксеноновых фар, а вернее сказать считают его вне закона, за исключением, конечно, тех автомобилей, производители которых устанавливают ксенон в штатную оптику еще на заводе. Подобная установка отличается от аматорской тем, что такие фары оборудованы не только омывателями, но и специальными динамическими автокорректорами. Они позволяют не слепить водителя в любых условиях движения.    

Но если проверка штатной светооптики есть обязательным условием при прохождении техосмотра, то проверка качественного уровня противотуманных фар в перечень проверки не попадает. А значит, позволяет «безболезненно» для кармана водителя ставить в них ксеноновые лампы, но насколько эффективен ксенон в противотуманных фарах, стоит разобраться.

Если говорить о положительных сторонах ксенона, то это высокая светоотдача, приближенность спектра к солнечному, надежность и долговечность. Но все эти неоспоримые преимущества малоэффективны в борьбе с туманом. Дело в том, что яркий белый свет ксенона благодаря преломлению в каплях воды, наполняющих в огромном множестве туман, распадается на целый ряд световых потоков. Свет фар становится более рассеянным, создавая перед автомобилем светящееся облако. Оно препятствует хорошей обзорности, а значит, создает проблемы во время движения в тумане. Поэтому, невзирая на всю «крутость» ксенона, ради собственной безопасности лучше использовать специальные противотуманные лампы.   

 

Правила езды в тумане

Но, как правило, даже хороших противотуманных фар недостаточно, чтобы вести себя на дороге адекватно. Согласно последним исследованиям, более 70 % ДТП, случившихся в тумане, произошли между едущими друг за другом транспортными средствами. Причем большинство водителей этих автомобилей имели большой стаж вождения, и старалось держать необходимую дистанцию. Это еще раз говорит о том, что для езды в тумане нужно обладать определенными навыками и соблюдать необходимые требования.

Туман обычно «подкрадывается» незаметно, постепенно и все плотнее окутывая автомобиль. Из-за этого зачастую «непроглядный туман» лишь иллюзия самого водителя.

Капельки влаги, висящие в воздухе, постепенно оседают на лобовом стекле автомобиля, создавая плохо просматриваемую пленку. Но стоит включить стеклоочистители, как ситуация становится не настолько безнадежной. Поэтому реагировать на туман нужно, чем раньше, тем лучше. 

И первое что нужно сделать в тумане, это заявить о себя. Для этого будет вполне достаточно включить габаритные огни и задние противотуманные фонари, если они конечно у вас есть. Кстати, включить ближний свет, даже если вы движетесь днем, также не помешает. Это все для того, чтобы другие участники движения могли заметить ваш автомобиль на безопасном расстоянии, но для собственного безаварийного движения вам конечно нужны противотуманные фары.   

Движение «в цепочке» не подходящая тактика для тумана, потому как всегда существует вероятность, что в ней появится «слабое звено» и спровоцирует групповую аварию. Это может оказаться неопытный или полусонный водитель, лихач или какой-нибудь любитель езды «под градусом». Так или иначе, закончиться это может плачевно.

Лучше все-таки быть, как говорится, «сам по себе», но это не означает, что нужно ломиться вперед, нарушая все правила и запреты. Вести себя нужно аккуратно и особенно внимательно, думая не только за себя, но и за тех, кто находится рядом с вами, ведь не факт, что рядом окажется опытный и дальновидный водитель.

Скорость движения в тумане тоже должна быть правильно рассчитана и зависит она естественно от дальности видимости дороги. Если расстояние видимого предлежащего пути примерно составляет 45-50 метров, то и скорость должна не превышать значение 50 км/ч. Если же видимость в два-три раза хуже, то не стоит превышать отметку в 25 км/ч.

Аварийная сигнализация тоже может оказать не малую помощь. Интуитивно мигающий свет «аварийки» заставляет водителя, едущего за вами, сосредоточиться и сбросить скорость, т. к. в тумане очень трудно издалека определить, стоите вы или едите. 

Этого будет вполне достаточно, чтобы предотвратить столкновение.

Иной раз туман действительно превращается в непроглядное белое марево, в котором очень легко сбиться с пути и оказаться, например, на встречной полосе. В такой обстановке очень важно найти «свою» обочину. Естественно искать ее надо с правой стороны, постепенно подруливая и внимательно просматривая близлежащее пространство. Для этого можно применить один простой прием – импульсное переключение ближнего света на дальний и обратно. Это позволит несколько «пробить» горизонт и немного сориентироваться вокруг.

Не застрахован никто из водителей и от вынужденной остановки. Причин этому может быть масса: «сели» на днище, спустило колесо или просто заглох двигатель… Главное в этой ситуации быстро среагировать. Нужно подать заметный сигнал сначала тем, кто едет за вами, а потом и встречным машинам.  

Для этой цели очень удобны красные мигающие фонари. Кстати, в Европе, видимо не сильно доверяя современной электротехники, для подобных  целей применяют специальные факелы немедленного действия. Он и виден издалека (до 200 м) и переживать, что в нем разрядились батарейки, не приходится. Да и по быстроте его установки он намного превосходит все остальные средства сигнализации. Оборудован он с тыльной стороны штырем, для того чтобы можно было просто воткнуть в землю. Так что, если вы выезжаете в Европу, приобретите там такую полезную штуку. Не пожалеете.

И на прощанье еще один совет, если у вас есть возможность «убежать» от тумана, то обязательно ей воспользуйтесь. Можно свернуть на дорогу, которая идет по возвышенности или, если вы заметили приближение тумана, немного ускориться, чтобы добраться до безопасного места и там переждать. Лучше вообще, если конечно есть такая возможность, не отправляться в дорогу в туман. Ведь кто бы что ни говорил, но для автомобилиста туман – это не просто неудобство, а настоящая экстремальная ситуация, за которой стоит ваша безопасность, а зачастую и жизнь. И не нужно испытывать на своем кузове старую и уже давно проверенную пословицу – «тише едешь – дальше будешь».

Удачи вам на дорогах!

 

Подготовил Евгений Рейсер.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь