статьи   

04.10.2010 (№ 34) Советы бывалого

Зачем уши на затылке или немного о парктрониках




-

Вряд ли найдется автомобилист, который не слышал бы слово «парктроник», но о том, как эта штука работает и какие имеет разновидности, знают далеко не все. А штука эта, между прочим, при нынешнем автомобильном перенаселении городов весьма и весьма полезная, и не только для «чайников». Разумеется, бывалые водилы, проведшие чуть ли не всю свою жизнь за рулем, могут просто хмыкнуть в ответ и сказать, что я, мол, и в слепую припаркую автомобиль у черта под мышкой. Так-то оно так, но удача-злодейка очень коварна. Даже если во время парковки своей «неубиваемой Копейки» вы поцелуете бампер соседского «Мерина» без какого-либо вреда для себя, это еще не означает, что дело можно будет замять фразой: «извини, я не хотел»…

Что касается новых автомобилей, особенно престижных брендов, то такая опция как парктроник частенько идет уже в базовой комплектации. И вряд ли кто-то из владельцев таких автомобилей скажет, что эта функция бесполезна. Но извечная наша проблема – патологическое желание сэкономить, всегда заставляет задавать один и тот же вопрос: «А оно мне нужно?..

Что касается парктроника, то ответ очевиден. И это связано не только с тем, что с каждым годом припарковаться в переполненном автомобилями городе становится все сложней. Есть достаточно много и других причин. Ну, например, на месте вашей предполагаемой парковки находится невысокое препятствие, которое невидно в зеркало заднего вида, или, не дай бог, туда выбежал малыш или собака. Добавим к этому плохие погодные условия, тонированное заднее стекло,  В таких случаях можно не только серьезно повредить автомобиль, но нажить куда более серьезные неприятности…   

Ну что ж, после того как мы вас убедили в практической пользе этого устройства, стоит поговорить о том, что оно из себя представляет. Начнем с главного – немного расскажем как «это» работает.   

Появлению такого, в принципе нехитрого приспособления, как парковочный радар, мы обязаны компании Audi. Именно благодаря ей ультразвуковое устройство для парковки получило, уже ставшее нарицательным, название «парктроник» (от англ. parktronic).

Кстати, на данный момент подавляющее число парковочных систем созданы по принципу эхолота, т. е. определение расстояния до возможного препятствия при помощи отраженных от него ультразвуковых волн. В схему входят ультразвуковые датчики, электронный блок анализа и устройство визуальной индикации. Принцип работы весьма прост: датчики излучают ультразвуковые волны, как правило частотой 40 кГц, и переключаются на прием их отражения от препятствия. По разнице во времени вычисляется расстояние до объекта. В среднем время возврата волны не превышает 0,08 сек., а дистанция, на которой парктроник может эффективно работать колеблется в диапазоне от 0,2 до 2 метров, в зависимости от качества модели. Надежность работы подобных систем также зависит от количества установленных датчиков.

Условно парктроники можно разделить на три группы: эконом-вариант, бюджетный и уровень бизнес-класса. Отличаются они не только по ценовому признаку, но и, соответственно, по уровню технической оснащенности.  

Эконом-класс – это системы с минимально возможным количеством датчиков, т. е. обходятся двумя-тремя, невысокой чувствительностью и небольшой шириной охвата. Такая экономия чревата образованием так называемых «мертвых зон», невидимых для радара.  Зато они достаточно просты в установке и имеют небольшую цену. Оповещение чаще всего осуществляется звуковым сигналом и только. При наличии определенных навыков и свободного времени такие системы можно даже устанавливать самостоятельно.

Бюджетная группа – может насчитывать 4-6 датчиков, встраиваемых в задний бампер, иметь более высокий уровень «видимости» и вполне информативный световой дисплей. На нем с помощью световой шкалы можно рассмотреть приближение к объекту. Чем красней пиковая точка – тем ближе вы к препятствию. Светодиодная шкала гораздо удобнее звукового сигнала, так как его из-за играющей в салоне музыки и городского гула из окна можно не услышать. Иногда системы такого класса имеют не только световой индикатор и звуковой сигнал, но и цифровой дисплей, показывающий номинальное расстояние до предмета. Естественно, что такие устройства стоят на порядок дороже предыдущих и нуждаются в профессиональной установке.

Бизнес-класс – имеют до десяти ультразвуковых датчиков, и встраиваются они и в задний, и в передний бампер. Чувствительность таких систем максимальна, и покрытие околоавтомобильного пространства можно считать абсолютным. Информационные дисплеи таких систем, как правило, кроме основных сведений во всех ее возможных показателях, представляют водителю массу дополнительных данных, например, время и дату, температуру в салоне и т. п. Иногда дисплеи встраиваются во внутресалонное зеркало заднего вида. В обычном режиме их не видно, они вспыхивают как только система активизируется, например, при включенной задней передаче. Такая установка прибора удобна при парковке по зеркалам и позволяет не перегружать торпедо дополнительными блоками.

Надо предупредить, что подобное деление весьма условное. Например, чтобы компенсировать слабость самой системы, могут приложить к ней крупные световые дисплеи, но увы от этого вы лучше «видеть» не станете. Так что к выбору подобных систем стоит подходить дифференцировано, беря во внимание не только комплектацию системы, но и совместимость ее с классом вашего автомобиля. 

Но в данный момент есть и иные технологии, например, основанные на емкостном эффекте. В них излучателем является не точечные детекторы, как в предыдущем случае, а плоская ленточная антенна, размещенная по внутренней поверхности бампера. Такие системы вы вряд ли сможете установить самостоятельно, и встречаются они пока крайне редко, даже на машинах бизнес-класса.

Есть еще одна интересная опция, которая встречается почти во всех классах, но не во всех моделях. Это функция принудительного включения и отключения. Она бывает весьма полезна, когда вы двигаетесь в плотном автомобильном потоке или стоите в пробке.

 

Лучше один раз увидеть…

Но, невзирая на неоспоримую пользу парковочных радаров, есть у него и принципиальные недостатки. Он превосходно может определить наличие объекта на вашем пути, но оценить объективно степень угрозы ему пока не под силу. Ну, например, на дороге оказался забытый кем-то мусорный пакет, куст высокой травы или снежный сугроб – парктроник обязательно вас предупредит о препятствии, хотя на самом деле ни один из них никакого существенного вреда автомобилю причинить не может. Вот именно поэтому, получив такой неожиданный сигнал, нам приходится выходить из машины, и невзирая на погоду, оценивать ситуацию самому, а это, согласитесь, не совсем удобно.

Могут сложиться и такие условия, когда даже качественные датчики просто «глохнут»:

  • датчики забрызганы грязью или покрылись слоем льда или снега;
  • позади вас оказалась наклонная поверхность, отражающая ультразвуковые волны мимо датчиков (например, вкопанная труба);
  • преграда изготовлена из материала, поглощающего ультразвуковые волны;
  • идет сильный дождь.

А бывают еще препятствия, которые не возвышаются над дорогой, а как раз наоборот. Например, канава, траншея или открытый канализационный люк. Парковочный радар по своей природе не может определить наличие такой опасности, а неприятности, которые она может причинить, вполне реальны. В данном случае пословица «лучше один раз увидеть…» как никогда кстати.

Но могу вас успокоить, эта светлая мысль пришла в голову автоконструкторам гораздо раньше, чем мне. В этом уже давно смогли убедится владельцы оригинальных «японцев», выпущенных для внутреннего рынка. Еще в прошлом веке на них стали устанавливаться миниатюрные видеокамеры, изображение которых передавалось в салон на небольшой ЖК-монитор.

Что же касается европейского автомобильного рынка, то пока подобные системы не нашли массового применения и используются, как правило, на лимитированных сериях или автомобилях VIP-класса. Эти системы являются лишь частью многофункционального центра обеспечения комфорта, поэтому просто взять такую систему с одного автомобиля и поставить на другой, за редким исключением, не так уж просто.

Кстати, они тоже не идеальны, ведь как вы понимаете, эффективность ее работы зависит от степени видимости, а причин для ее ухудшения больше чем достаточно. Это и темное время суток, и туман, и дождь, и снег, и прямые лучи солнца, и тривиальное загрязнение объектива. Но как ни крути две системы (т. е. ультразвуковая и видеосигнал) все же лучше чем одна. Остается лишь надеяться, что в ближайшем будущем установка таких систем будет доступна и для среднего класса автомобилей.   


Будущее парктроника

Современные технологии развиваются очень стремительно. И если видеокамеры заднего вида уже можно считать вчерашним днем, то автоматические системы парковки, несомненно, его настоящее. Они должны, по крайней мере, постараться заменить человека при выполнении парковочного маневра, найти свободное место, подобрать оптимальную траекторию маневра. Еще недавно такие системы можно было встретить только на  престижных автосалонах, а уже сейчас ими пытаются оснащать почти конвейерные модели.

Например, компания Volkswagen уже давно и успешно занимается разработкой таких систем. В частности разработанная специально для модели Touran система PSA (Parking Steering Assistant) позволяет не только найти подходящее место для парковки, но и осуществить этот маневр практически без участия водителя.

А компания Toyota, разработавшая аналогичную систему автоматической парковки автомобиля, уже предлагает ее рядовому покупателю модели Prius всего за какие-то 2,2 тысячи «зеленых рублей». Кстати в Японии, где проблема парковки стоит особенно остро подобная опция, даже невзирая на «злую» цену, пользуется большим спросом.


Принцип выбора

Самыми эффективными и надежными все-таки считаются парковочные системы заводской установки. Они проходят специальную проверку, надежную изоляцию и профессиональную установку. Но если вам не повезло приобрести автомобиль уже с этим нехитроумным приспособлением, то стоит рассмотреть возможность его установки дополнительно. Главный фактор, определяющий уровень системы парктроника, это количество устанавливаемых датчиков. Об этом я уже рассказывал немного раньше.

Поэтому остановлю ваше внимание лишь на нескольких нюансах. Первое, если вы хотите, чтобы система работала эффективно, не выполняйте монтаж самостоятельно, и не обращайтесь в первый попавшийся сервис, купившись на низкую стоимость установки.

Малейшая неточность в ориентации датчика, и он будет «слушать» не там где вам надо. А значит, вся работа пойдет насмарку.

Подбирать датчики лучше под цвет кузова, чтобы они не выделялись на фоне всей машины. Кстати, если ваш автомобиль имеет какой-то уникальный цвет, знайте, что парктроники легко окрашиваются. Но делать это нужно исключительно из краскопульта, предварительно сняв силиконовое кольцо и нанося небольшой ровный слой краски.

На рынке можно встретить датчики, вмонтированные в пластиковые держатели номерных знаков. Они удобны тем, что нет необходимости дырявить бампер, и не портят внешний вид автомобиля, но хорошей эффективностью такие системы не обладают, т. к. не могут охватить все пространство по габаритам автомобиля.

И не надо забывать, что современный парктроник, это устройство, предназначенное лишь для того, чтобы облегчить водителю движение назад или парковку, но никак не заменить его…по крайней мере на сегодняшний день. Поэтому результат все равно будет зависеть от ваших личных навыков и об этом не стоит забывать.

 

Подготовил Евгений Рейсер.



Комментарии: обновить

22.12.2010 13:26:16
виталий
установил парктронник Y-2612N8 самостоятельно, доволен - теперь парковаться одно удовольствие, нет никаких неожиданностей. считаю, что партронник необходим на современных машинах, как педаль тормоза.
 
 
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь