статьи   

19.10.2010 (№ 37) Правовой ориентир

Законные основания под № 2275 или как и почем нынче купить бэушную машину




-

Изменения «к некоторым законодательным актам», принятые в середине июня этого года, на этот раз не обошли и автомобилистов. То, что долгое время представляло только слухи, теперь приобрело законодательную форму. Но «так ли страшен черт, как его малюют»? Чтобы разобраться в юридических нюансах этого закона и его последствиях для рядового автомобилиста, мы обратились к нашим партнерам, специалистам фирмы «Инновационный бизнес консалтинг «УСПЕХ», которые с радостью согласились нам помочь.

 

О законе

И вновь палки в колеса нашим дорогим автомобилистам. Теперь приобрести подержанный, но желанный автомобиль, на который копил деньги не один месяц и даже не один год, не так уж просто. С принятием нового Закона Украины № 2275 «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины», который вступил в силу 16 июня 2010 года, были внесены свои коррективы в планы наших граждан касательно купли-продажи транспортных средств. Согласно данному закону внесены изменения в ст. 15 Закона Украины «О товарной бирже». Где теперь в частности указано, что не может быть предметом биржевой торговли предметы, определенные индивидуальными признаками, если они не продаются как партия, а также какие-либо употребляемые товары, включая транспортные средства и капитальные активы. Согласитесь, определение более чем запутанное. Поэтому сначала дадим несколько полезных уточнений.

При этом под «партией товара» считается определенное количество (но не меньшее двух единиц) однородных товаров одного или нескольких наименований, купленных, отгруженных или полученных одновременно по одному товарно-сопровождающему документу. «Употребляемыми» товарами считаются те товары, которые были в использовании не меньше года, т. е. транспортные средства, которые, согласно с законом, не подпадают под определение нового транспортного средства и были в эксплуатации указанный срок. Кстати, «новыми» транспортными средствами считаются наземные транспортные средства, которые впервые регистрируются в Украине и имеет общий наземный пробег до 6000 километров.

После вступления в юридическую силу данного Закона плательщикам налога, которые раньше пользовались услугами товарных бирж для осуществления купли-продажи транспортных средств, необходимо обращаться для оформления указанных договоров к государственным нотариальным конторам, частным нотариусам или комиссионным магазинам. Подобные изменения, несомненно, повлияют и на все состояние рынка подержанных автомобилей. Будет ли это носить какой-либо позитивный аспект пока сказать трудно, но вот отрицательные стороны этих нововведений бросаются в глаза сразу.    

Достаточно отметить, что до принятия изменений в законодательстве около 85 % всех сделок купли-продажи транспортных средств б/у составлялись на товарных биржах. Это в первую очередь было выгодно продавцам транспортных средств, поскольку, стоимость транспортного средства определялась со слов продавца, который мог по собственному усмотрению (в целях существенной экономии) заявить стоимость гораздо ниже фактической, 200-300 гривен, а реальную стоимость транспортного средства никто не проверял. Соответственно с заявленной суммы и платился определенный налог государству, о котором мы поговорим отдельно.

Заключить сделку, после легализации вышеуказанных изменений можно у нотариуса (государственного или частного), комиссионных магазинах или же «продать» автомобиль по генеральной доверенности. Хотя, как вы сами понимаете, назвать последний вариант продажей, с юридической точки зрения, язык не поворачивается, поскольку полного права собственности на автомобиль у человека, который заплатил деньги и пользуется автомобилем, все равно не возникает.

Надо отметить что, если стоимость автомобиля незначительна, то просто нецелесообразно проводить ее перерегистрацию в ходе купли-продажи.  Это удорожает саму сделку и соответственно сделает ее нецелесообразной. Но такие уж у нас законы...

Нужно отметить, что и оценкой автомобиля согласно новым изменениям теперь занимается не владелец, а эксперт. Это плохо по двум причинам. Ну, во-первых, его услуги сами по себе дороги, что ничего кроме дополнительного «минуса» к сделке не добавляет. А во-вторых, вряд ли он сердобольный, войдя в ваше положение, занизит вам цену в несколько раз. Ведь ему своя рубашка (читать лицензия) куда ближе к телу, чем ваши проблемы с налогами.

 

О налогах

Налоговый сбор при продаже транспортного средства регламентируется рядом законов и подзаконных нормативно-правовых актов. Разобраться в этом нам в первую очередь поможет Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» № 889, где в соответствии с п. 12.2 ст. 12 сказано, что при продаже одного из объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля, мотоцикла, мотороллера или моторной (парусной) лодки не чаще одного раза на протяжении отчетного налогового года доход продавца от указанных операций облагается налогом со ставкой в размере 1% от размера такого объекта движимого имущества при условии оплаты (перерасчета) им сумы государственной пошлины или суммы платежа нотариусу за нотариальное удостоверение соответствующего договора.

Прибыль, полученная плательщиком налога от продажи на протяжении отчетного налогового года два или более раз с определенных объектов или других видов объектов движимого имущества, подлежит налогообложению со ставкой 15 %.

Проверить количество продаж объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля, мотоцикла, мотороллера и др. в налоговом году практически не возможно, поскольку отсутствует единый информационный ресурс транспортных средств. В принципе количество операций по продаже транспортных средств можно подтвердить справкой с ГАИ, однако и она не всегда выдается.

При заключении сделки в нотариальной конторе, нотариус требует письменное заявление продавца, в котором указывается количество сделок проведенных им по продаже движимого имущества в налоговом году, которое, как вы понимаете, остается на совести самого продавца.

При этом, для оформления сделки купли-продажи транспортного средства, нотариусу необходимо предоставить паспорта, справки о присвоение идентифицирующего номера обеих сторон сделки, свидетельство о регистрации транспортного средства, заключение эксперта касательно стоимости транспортного средства, карточку о снятии автомобиля с учета. Также является обязательным присутствие мужа (жены) собственника транспортного средства и покупателя.

У нотариуса придется также заплатить государственную пошлину. В соответствии с п.п. «г» п. 3 ст. 3 Декрета Кабинета Министров Украины от 21 января 1993 года № 7-93 «О государственной пошлине» государственная пошлина за нотариальное удостоверение договора отчуждения транспортных средств, других самоходных машин и механизмов детям, одному из супругов, родителям справляется  в размере 1 % суммы договора, которое для расчета государственной пошлины должно быть не ниже действительной стоимости транспортного средства, другой самоходной машины, механизма. За нотариальное удостоверение договоров отчуждения транспортных средств, других самоходных машин и механизмов другим лицам государственная пошлина производится в размере 5 % суммы договора, которая для расчета государственной пошлины должна быть не ниже действительной стоимости транспортного средства, другой самоходной машины, механизма.   

Также стоит не забывать о сборе в пенсионный фонд, который регламентируется Законом Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.1997  № 400/97. В п. 7 ст. 1 говорится, что плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование есть, в частности, физические лица при отчуждении легковых автомобилей, кроме легковых автомобилей, которыми обеспечиваются инвалиды, и тех автомобилей, которые переходят в собственность наследника по закону. На основании п. 8 ст. 4 данного Закона ставка сбора для таких плательщиков составляет 3 % от стоимости легкового автомобиля. Кроме этого в п. 13 Постановления Кабинета Министров Украины от 03.11.1998 № 1740 « Об утверждении порядка оплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций» сбор на обязательное государственное пенсионное страхование с операций, определенных п. 12 этого Порядка, а именно: покупки легковых автомобилей, в том числе у изготовителей или торговых организаций (кроме случаев обеспечения автомобилями инвалидов согласно с законодательством); мены; дарения; наследования (кроме случаев унаследования легкового автомобиля по закону), оплачивается в размере 3% стоимости легкового автомобиля, определенной, соответственно по договору купли-продажи, справки-счету торговых организаций, договора мены, справок органов таможенной службы, актов экспертной оценки стоимости автомобиля или других документов, которые подтверждают эту стоимость.

Исходя с вышеизложенного мы видим, что основной налог который придется заплатить - это налог с дохода физических лиц, который определяется как 1% и 15 %, все зависит от количества сделок за отчетный налоговый год.

Кроме этого при оформлении автомобиля нужно будет оплатить услуги нотариуса и стоимость услуг по экспертной оценки транспортерного средства. То есть, говоря иными словами, состоявшаяся попытка упорядочить имеющийся закон выльется нам смертным в дополнительную копеечку.

 

О последствиях

Изменения в законодательстве, которое запретило товарным биржам быть посредниками при заключении договоров купли-продажи, безусловно, негативно скажется на состоянии автомобильного рынка Украины, поскольку это является дополнительным поводом к повышению цен на транспортные средства, которые и так последнее время растут как на дрожжах. Вряд ли кто-то из продавцов захочет покрывать  из собственного кармана издержки на «усовершенствование» нашего законодательства. Достаточно сказать, что по прогнозам экспертов рыночная стоимость авто с пробегом может возрасти от 15 % до 25 %. Несомненно, и то, что наши люди попытаются найти всевозможные способы как продать автомобиль и при этом не потерять деньги.  

 

И о том, что теперь делать

Если проанализировать закон с практической точки зрения, то продажа «бэушного» автомобиля через комиссионные магазины - самый оптимальный вариант. После принятия вышеуказанного Закона все большей популярности стали приобретать комиссионные магазины, через которые и проходят сделки по покупке транспортных средств. Фактически они выполняют функцию торговой биржи. Также выдают справки-счета, которые являются основанием для регистрации транспортного средства в органах МРЭО.  

Как правило, такие магазины находятся недалеко от МРЭО, где происходит постановка автомобиля на учет. Порядок продажи транспортных средств через комиссионные магазины регламентируется «Порядком осуществления оптовой и розничной торговли транспортных средств и их составляющими частями, которые имеют идентификационные номера», утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 11 ноября 2009 года № 1200. В нем указано, что при продаже транспортных средств через комиссионные магазины на проданное транспортное средство выдается справка-счет, которая удостоверяет правомерность приобретения транспортного средства.

Стоимость автомобиля, указываемая в справке-счете, определяется продавцом и покупателем по взаимной договоренности, после чего и выписывается справка-счет. После уплаты продавцом налога в соответствующем размере (1 или 15%), покупателю выдается справка-счет, которая предъявляется в МРЭО при постановки на учет.

С учетом возникшего после изменений в Законе ажиотажа, стоимость справки-счета автоматически возросла до 1000 грн, а в не которых регионах даже до 1500 грн., зато в этом случае в комиссионном магазине вам дают стопроцентную гарантию, что транспортное средство будет поставлено на учет.

Если денег на перерегистрацию транспортного средства не хватает, то остается старый, проверенный способ - «генеральная доверенность», со всей кучей своих недостатков.    

P.S. Ну что ж приходится констатировать, что очередные изменения в законодательстве, которые сделаны «для народа», этому же народу выйдут боком. Очередное улучшение Закона скорее заставит людей искать новые обходные пути, чем жить по его букве. И связано это в первую очередь не с ментальной любовью наших граждан к противоправным действиям, а скорее с жестокими реалиями нашей с вами жизни. Надеяться также на то, что благодаря нововведениям перекупщиков автомобилей можно будет вывести, как говорят, «на чистую воду» и пополнить государственную казну, тоже не приходится. Зная некоторую «пластичность» нашего законодательства, нет сомнения, что найдутся не только способы обойти закон, но и люди которые помогут это сделать. Судить же о глобальном значении этих изменений для Украины тоже пока рано. Одно только можно констатировать с полной уверенностью – «слуг народа» трудно упрекнуть в бездействии.

 

Подготовила Оксана Беловол.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь