статьи   

16.11.2010 (№ 40) Компас потребителя

Коробка с передачами




-

Речь пойдет не о телевизорах. Обзор посвящен четырем основным типам коробок передач, их сравнению и анализу достоинств и недочетов. Информация будет полезна автовладельцам, которые стоят перед выбором того или иного типа трансмиссии.

Начну со всем известной механической коробки переключения передач (МКПП) (рис. 1). В автомобилях с такой трансмиссией управлением сцеплением и переключением передач ведает водитель. Благодаря этому всегда можно выбрать оптимальный для конкретных дорожных условий режим работы двигателя той или иной включенной передачей.

Данный тип КПП среди всех остальных вариантов появился одновременно с созданием автомобиля в силу наиболее простой и недорогой конструкции. При этом каких-либо действительно существенных изменений такие «коробки» не получили и по сей день. Наиболее значительные доработки касались применения синхронизаторов в механизме переключения передач, сделав этот процесс более щадящим для трансмиссии и легким для водителя. Также велась и ведется работа по снижению внутреннего трения механизмов с целью повышения КПД этого агрегата.

Долгое время данный тип «коробок» уверенно держал пальму первенства по экономичности и динамике разгона. Однако в настоящее время уже можно найти немало автомобилей, которые, будучи оснащенными другими типами КПП, обыгрывают «механику» по этим показателям. Тем не менее, у данной «коробки» все равно остаются козыри, в принципе, недосягаемые пока что для всех остальных вариантов. Основной, пожалуй, - это возможность выехать на застрявшем автомобиле «в раскачку». Т.е., попеременно включая то первую (иногда сразу вторую) передачу, то задний ход. Нюанс в том, что переключать передачу необходимо еще до полной остановки машины, а ни одна другая «коробка» такого не позволяет (по крайней мере, без ущерба для механизма). Также не возникает никаких вопросов при буксировке автомобиля (что нередко крайне затруднительно на автомобилях с автоматическими КПП и вариаторами).

Наконец, как уже говорилось, МКПП самая недорогая и простая конструктивно и в обслуживании. Ресурс таких «коробок» на некоторых автомобилях вполне сопоставим со сроком эксплуатации автомобиля в целом. Иногда меняем масло, да корзину сцепления с диском. И все!

Недостаток один – необходимость постоянных манипуляций с рычагом переключения передач и сцеплением. Для некоторых водителей это просто-таки камень преткновения. Им проще освоить высшую математику, нежели тонкости согласования скорости вращения коленчатого вала двигателя с ведущими колесами автомобиля… И вот дальше идут типы КПП, сводящие такие телодвижения водителя к минимуму.

Первые автоматические коробки переключения передач (АКПП) (рис. 2) на автомобилях появились примерно во втором десятилетии прошлого века. Причем, некоторые разработки ранних АКПП были направлены не столько на большее удобство водителя, сколько на поиск наиболее надежных агрегатов КПП. Тем не менее, примерно с середины 30-х годов удобство применения «автоматов» стало всем очевидно и, несмотря на дороговизну и, подчас, меньшую надежность по сравнению с «механикой», АКПП прочно поселяется во все большем и большем количестве автомобилей.

Быстрее всего автоматические трансмиссии получили распространение после Второй мировой войны в США и в Японии. В Штатах – потому что за океаном любят роскошь и удобство. А в Японии – потому что оттуда родом все высокие технологии. «Автомат» моментально стал олицетворением престижа и в Европе. Со временем он стал доступен и для автомобилей малых классов, а вот, например, Mercedes-Benz еще в начале 70-х годов ХХ столетия принял для себя правило оснащать все свои модели с двигателями мощностью более 200 л.с. исключительно АКПП.

Путь развития «автоматов» до сегодняшнего высокотехнологичного уровня был откровенно тернистым. Долгое время АКПП носили ярлык заторможенных в реакциях (т. е., переключениях передач) пожирателей лишнего топлива. Лишнего по сравнению с механическими «коробками». Плюс, далеко не всегда достаточная надежность в работе, дороговизна в обслуживании. С другой стороны, нет необходимости переключать передачи при движении, что подчас перевешивало все недостатки вместе взятые. Особенно это наблюдается у женской части водителей.

На сегодняшний день современные автоматические КПП мало в чем уступают по характеристикам «механике», а нередко и опережают ее. Некоторые АКПП сейчас выпускаются вообще без необходимости обслуживания – специальное масло, на котором они работают, рассчитано на весь срок службы. Динамика автомобилей с «автоматами» тоже уже практически не отличается от «механических» аналогов. А все более современные конструкции автоматических трансмиссий с большим числом передач уже свели на «нет» репутацию АКПП как бестолковых уничтожителей бензина и солярки.

Особо хочу обратить внимание на автоматические трансмиссии с очень удобной и полезной возможностью ручного переключения передач. На современных автомобилях таких АКПП уже большинство, а вот 10-15 лет назад это была еще диковинка. Суть ее заключена в том, что помимо полностью автоматического режима выбора передач, водитель имеет возможность делать это вручную. При необходимости. Скажем, перед началом обгона, когда включение более низкой передачи даст возможность более интенсивного ускорения. Или же, наоборот, когда пониженная передача будет более эффективно обеспечивать торможение двигателем при движении под горку. Такие «автоматы» принято именовать типтрониками. Хотя на самом деле Tiptronic - это запатентованное компанией Porsche название такого типа «коробок», тогда как каждый другой производитель дает им свое наименование (Steptronic на автомобилях BMW, S-Matic на Honda и т. д.)

Тем не менее, остались ключевые негативные моменты, которые сопровождают «автоматы» с момента его появления как такового. Это проблематичность буксировки такого автомобиля, кроме случаев, когда на АКПП предусмотрен специальный для этого режим (что, увы, встречается нечасто). В остальных случаях буксировка будет безопасной только с вывешиванием пары ведущих колес (либо полная погрузка на эвакуатор, если автомобиль полноприводный). Сюда добавьте невозможность запуска двигателя «с толкача» или буксира. Кроме того, «автоматы» очень не любят резких режимов езды. Частые ускорения «в пол» и торможения «в юз» здорово укорачивают жизнь этому агрегату. «Раскачать» застрявшую в снегу или грязи машину с АКПП тоже едва ли получится, поскольку орудовать селектором переключения из положения «D» в «R» можно только при полной остановке.

Бесступенчатая трансмиссия CVT (Continuously Variable Transmission), известная также как «вариатор» (рис. 3), представляет собой агрегат, передающий крутящий момент от двигателя к ведущим колесам по средствам ведущего и ведомого шкивов, которыми связаны между собой ремнем или цепью. Изменение передаточного числа происходит за счет изменения посадочного диаметра шкивов. Поскольку фиксированных передаточных чисел в «вариаторе» нет, набор скорости у автомобилей с такой трансмиссией происходит плавно и абсолютно без рывков, присущих как «механике», так и «автоматам». Это, пожалуй, главное преимущество этого типа трансмиссии перед всеми остальными.

В остальном езда с «вариатором» ничем не отличается от АКПП. Интенсивностью ускорения управляем более сильным и слабым нажатием на акселератор, предварительно лишь переключив селектор в положение «D» или «R». Полезной особенностью CVT является возможность переключения передач вручную. Хотя, как уже говорилось, передач как таковых в «вариаторе» нет – при режиме ручного переключения в качестве передач принимаются некоторые фиксированные положения ремня (или цепи) относительно шкивов.

Первая бесступенчатая трансмиссия появилась еще в конце 19-го века. В 1950-х годах такой вид передачи мощности начал получать широкое применение в тех или иных видах техники. В автомобилях «вариаторы» начали получать широкое применение лишь с 1987 года на автомобилях Ford Fiesta и FIAT Uno. Последнее десятилетие отмечено активным ростом популярности такого вида автоматической трансмиссии. Ее бесшумность и плавность в работе вне конкуренции.

Однако, существует несколько «но», которые необходимо знать потенциальным «вариатороводам» и о которых не всегда вам расскажут в автосалонах. Во-первых, большинство CVT имеют срок службы 150-200 тыс. км. Считайте сами, успеете ли вы продать автомобиль до того, как «вариатор» потребует дорогостоящего ремонта или замены. Кроме того, данный срок службы гарантирован только при правильной эксплуатации. А это значит замена рабочей жидкости не реже раза в 30 тыс. км, плюс чуть ли не  категорическое недопущение резких ускорений и торможений. А еще CVT очень не любит длительную езду со скоростью более 120-140 км/ч. Буксировать автомобиль также не рекомендуется, разве что не долго и не быстро (не более 40-60 км со скоростью до 40-60 км/ч). Кстати, ни на одном крупном и мощном автомобиле вы пока не найдете «вариатор». Это потому, что конструктивно эти агрегаты пока не способны «переваривать» мощность более 170-200 л. с.

Последний и самый молодой тип КПП – это роботизированная механическая коробка переключения передач (она же «робот») (рис. 4). На бумаге все выглядит просто – это МКПП, в которой сервоприводы по команде электроники управляют как сцеплением, так и переключением передач. Соответственно, согласно заложенной концепции, такая трансмиссия объединяет в себе прелести «механики» (передача мощности и долговечность) с удобством «автомата». «Робот» имеет фиксированное количество передач, переключение которых происходит по достижению определенных оборотов двигателя. Момент переключения электроника выбирает в зависимости от стиля езды. А вот здесь и кроется самый основной на сегодняшний день недостаток таких «коробок». В большинстве случаев переключения происходят с ощутимыми рывками. Порой складывается впечатление, что за рулем сидит вчерашний выпускник автошколы, еще не нашедший общий язык с автомобилем. Бывают также недоразумения с выбором момента переключения на следующую передачу, повлиять на которые водитель едва ли способен…

Само собой, есть возможность переключения вручную водителем. Но, как показывает практика, им пользуются изредка лишь при необходимости резкого ускорения или торможения двигателем.

Каждый новый модельный год обязательно появляется несколько доработанных и усовершенствованных вариантов тех или иных трансмиссий.

«Механика» все больше вытесняется другими типами «коробок», и на сегодняшний день она, пожалуй, уже становится востребованной либо для абсолютных фанатов «ручки», либо как наиболее недорогое решение КПП.

Автоматические КПП уверенно держатся во всех сегментах автомобилей, а в бизнес- и премиум-классам им просто-напросто пока нет конкурентов. «Автоматы» присутствуют в модельном практически ряде каждого бренда. А в некоторых сегментах АКПП давно уже стала, своего рода, визитной карточкой определенного статуса, менять которую пока не на что.

«Вариаторы» в силу своих недостатков (неспособность передачи больших мощностей и низкий ресурс) пока распространены лишь в машинах малых и средних классов. Кроме того, сравнительно молодой возраст этого типа КПП еще не дал такого широкого применения по производителям авто, как предыдущие два типа трансмиссий. С другой стороны, исключительная плавность работы этой «коробки» дает все основания рассчитывать на перспективность «вариаторов».

Роботизированные МКПП, скажем прямо, все же пока еще на стадии избавления от «детских болезней». Но будущее у них есть. Очевидно, что полностью отказаться от концепции «механики» в автомобилестроении пока еще очень и очень рано. А вот «робот» - более чем реальная альтернатива традиционным МКПП.

 

Александр Лысенко.



Комментарии: обновить

31.12.2016 12:14:11
Barnypok
q8cVIq http://www.FyLitCl7Pf7ojQdDUOLQOuaxTXbj5iNG.com
 
 
29.01.2017 17:08:53
chaba
wmfWY7 http://www.y7YwKx7Pm6OnyJvolbcwrWdoEnRF29pb.com
 
 
29.01.2017 17:10:53
matt
RBe6a5 http://www.y7YwKx7Pm6OnyJvolbcwrWdoEnRF29pb.com
 
 
31.01.2017 19:31:16
gordon
CBaYYM http://www.y7YwKx7Pm6OnyJvolbcwrWdoEnRF29pb.com
 
 
01.04.2017 3:04:27
Barnypok
CSZesK http://www.LnAJ7K8QSpkiStk3sLL0hQP6MO2wQ8gO.com
 
 
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь