статьи   

14.12.2010 (№ 43) Советы бывалого

Тормозной путь. Несколько вопросов по теме




-

Назвать точное количество водителей, которые ездят на машинах с изношенными или уже почти отжившими свое шинами, трудно, но можно утверждать с большой степенью уверенности, что оно составляет не менее 50% всего автомобильного парка страны. А ведь именно от того, во что «обут» автомобиль, зависит и длина тормозного пути, и как следствие уровень безопасности не только самих водителей и их пассажиров, но и пешеходов. Итак, попытаемся разобраться в взаимосвязи шин и тормозного пути…

 

Можно ли устанавливать шины разных моделей на один автомобиль. Если да, то как это влияет на тормозной путь?

Установить шины разных типов и с различным рисунком протектора на свой автомобиль вы конечно можете, но мы рекомендуем вам этого не делать. Объясним, почему… Дело в том, что для ездовых характеристик и тормозного пути это очень плохое правило.  И причина, как говорится, лежит на поверхности: шины различных типов и моделей тормозят по-разному. И в экстремальной ситуации это может ввести современную электронную систему машины в заблуждение, т.к. датчики ABS и ESP будут получать несопоставимые сведения от колес передней и задней оси. И как следствие эти системы, призванные «помогать» в экстренной ситуации, вообще не смогут вмешаться в процесс управления автомобилем, что может привести к плачевным последствиям.

 

Какую опасность представляет малая остаточная глубина протектора?

Канавки в шинах – это каналы, которые не только предназначены для обеспечения «сцепки» с грунтом, но и для отведения воды из-под шины во время движения по мокрому асфальту. А если эти канавки стерлись, тогда они не смогут выполнять свои основные функции. Вследствие чего в «пятне» контакта колеса с дорогой получается скользкая прослойка, опасность которой возрастает с увеличением скорости передвижения. В такой ситуации машина начинает «плыть», теряется контакт с асфальтом: ни управление, ни тормоза не в силах справиться с этим. В результате этого могут возникнуть большие неприятности: машина больше подвержена заносу в повороте, а для полной остановки ей понадобится намного большее расстояния.   

 

Где и как необходимо измерять высоту протектора?

В  правилах дорожного движения говорится о том, что для легковых автомобилей минимальная глубина протектора, которая должна сохраняться по всему периметру шины, составляет 1,6 миллиметра. Проводить измерение глубины необходимо в главных канавках профиля по всей поверхности качения. Они расположены приблизительно в 3 сантиметрах от боковой поверхности, и очень сильно изнашиваются во время езды. Кстати, в них также расположены индикаторы износа (маленькие перемычки), вот именно с их помощью можно визуально определить износ покрышки.

 

Какие шины лучше тормозят – широкие или узкие?

Как у широких, так и у узких шин имеются свои преимущества и свои недостатки. Попытаемся в них разобраться. Итак, преимущества широких шин: во-первых, они обеспечивают лучшее торможение, так как, всем известно, чем больше площадь контакта колеса с асфальтом, тем быстрее машина остановится. Заметим, что это весьма актуально для любого времени года, а вот для зимы особенно. Во-вторых, широкие шины способны обеспечить хорошую стабильность при больших боковых нагрузках (из-за упомянутой выше площади соприкосновения с дорогой).

Узкие шины также имеют определенные характеристики, в которых им нет равных. Например, в вопросах проходимости: если на хорошем асфальтовом покрытии как узкие, так и широкие шины примерно равноправны, то вот в более суровых условиях узкие шины выигрывают. Также узкие шины прочнее, и менее чувствительны к разного рода физическим воздействиям. 

 

Почему многие производители так строго относятся к тормозному пути?

Ответ на этот вопрос весьма прозаичен: потому что от тормозного пути зависит тяжесть последствий аварии. Одно зарубежное автомобильное издание, проводя тест шин по своей методике (автомобиль со скорости 100 км/ч тормозит до полной остановки, после чего замеряется расстояние), утверждает, что хорошие шины могут остановить машину через 50 метров, а у шин похуже результат увеличивается в среднем на 8 метров. Вроде бы это не такое уж и большое увеличение, но имеется еще один аспект: за 50 метров тормозного пути на плохих шинах скорость уменьшается всего лишь до 37 км/ч. А это, поверьте, не такая уж маленькая скорость (энергия столкновения на ней сопоставима силе падения с 6-метровой высоты). Вот и представьте себе, что произойдет, если на пути такого автомобиля окажется невнимательный пешеход.

 

Оказывает ли влияние возраст шины на эффективность торможения?

Влияет, так как при эксплуатации происходит износ не только протектора, а еще озон и солнечный свет разрушает состав самой резины. Стоит отметить, что такой эффект от окружающей среды проявляется больше в случае долгого простоя автомобиля, нежели при активной его эксплуатации. Фанатам скоростной езды специалисты также не советуют испытывать на прочность шины, возраст которых перевалил за шесть лет. Со временем в результате воздействия различных природных факторов происходит высыхание шины, отвердевания резины, в результате чего появляются микропоры и трещины. Как следствие становятся хуже и боковой увод, и тормозной путь таких покрышек. Дату производства шины вы можете найти сами: достаточно посмотреть DOT-номер, выбитый на борту шины. Первые две цифры – это неделя выпуска, две следующие – год выпуска (см. рис. 1). В приведенном примере шины произведены на 46 неделе 2006 года. И еще один совет – не используйте шины старше 10 лет! 

 

·Почему зимние шины с ламелями считаются самыми лучшими?

С целью уменьшения тормозного пути были разработаны две важные технологии – это специальные добавки и ламели (их еще называют - прорези) протектора. Силиконовые добавки способствуют сохранению эластичности шин при низкой температуре окружающей среды, а также сохраняют сцепные свойства. А вот самые лучшие сцепные свойства можно достичь при наличии в конструкции протектора ламелей. Так, например, компания Goodyear  для своих зимних шин UltraGrip Performance II разработала «трехмерные ламели». Внутри рассечение ламелей не вертикальное, а зигзагообразное, поэтому ламель способен выполнять свои функции не только на морозе, но и сохранять при высокой температуре жесткость протектора. 

 

Как ведут себя при торможении дешевые шины?

Многим известна народная пословица «Дешева - рыбка, погана - юшка». Ее значение можно перенесли и на дешевые шины. У большинства таких изделий в ходе тестов выявляются значительные недостатки. Один из них плохое сцепления при торможении в сырую погоду. Поэтому как вы сами понимаете, лучше покупать «фирменные» шины. Но если все-таки ваших средств хватает лишь на приобретение недорогих шин, то советуем перед этим ознакомиться с результатами их тестов (этого материала предостаточно как в Интернете, так и в специализированных СМИ, но не нужно путать чистой воды PR с объективной оценкой специалиста), и лишь потом принимать решение.

 

Какие шины лучше при торможении: зимние или летние?

Данный вопрос конечно риторический. Но все-таки ответ на него последует… Понятное дело, что на снегу значительно лучше зимние шины, так как рисунок их протектора глубже, да еще имеются и ламели. Таким образом, эти шины лучше всего сцепляются со снежным покровом, и соответственно показатели тяги и торможения на высоте. На асфальтовом покрытии при незначительном потеплении специальные зимние шины тоже надежнее. А вот в талой воде или снежной каше они значительно уступают летним, так как протектор плохо отводит воду. На сухом асфальте при плюсовой температуре окружающей среды от зимних шин надо отказываться, так как мягкий протектор становится еще мягче и быстро изнашивается. При таких условиях автомобиль плохо контролируется рулем и легко поддается скольжению.

 

Выгодны ли всесезонные шины зимой?

На данный момент производители всесезонных автомобильных шин добились желаемого результата: эти шины можно назвать настоящим универсальным решением. Во многих тестах они ни чуточку не отстают от своих зимних «собратьев». Хотя всесезонные шины лучше использовать тем автомобилистам, которые за год преодолевают небольшие расстояния. Но положа руку на сердце, скажем, что если конечно ваш кошелек может позволить себе немного лишнего, то лучше приобрести два комплекта сезонной.

 

Итак, подведем итог. Короткий тормозной путь – это, прежде всего, безопасно. И для того чтобы достичь наилучших показателей при торможении, необходимо помнить о состоянии ваших шин всегда. А какие именно шины выбрать, тут уж решать вам, уважаемые автомобилисты. Но помните, что на дешевые или старые шины в экстремальной ситуации рассчитывать все же не стоит. Удачи вам на дорогах!

 

Подготовил Евгений Рейсер.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь