статьи   

14.12.2010 (№ 45) Правовой ориентир

Когда автосалон не прав…




-

Покупка автомобиля в автосалоне, казалось бы, уже сама по себе должна обезопасить клиента от всех возможных неприятностей и недоразумений. Но как показывает практика, даже при «цивилизованном» приобретении автомобиля могут возникнуть серьезные конфликтные ситуации. Чаще всего это связано с недобропорядочностью со стороны самого автосалона, но и, разумеется, с нашей правовой безграмотностью. Поэтому, чтобы вы могли обезопасить себя от возможных недоразумений, мы с помощью специалистов компании «Инновационный бизнес консалтинг «УСПЕХ» напомним вам несколько простых, но полезных моментов.

Жизнь все чаще учит нас тому, что полностью доверять можно только себе, особенно если вопрос касается крупных покупок, например, таких как автомобиль. Про бесправие и обманы на авторынке написаны уже целые тома, но и приобретение машины в официальном автосалоне не является гарантией того, что вас не захотят «надуть». 

Конечно, если подойти к выбору автомобиля основательно и подготовиться к его приобретению заблаговременно, предусмотрев все возможные случайности и неожиданности, то вероятность оказаться в неприятной ситуации будет сведена к минимуму.

И начнем, пожалуй, с самого главного – договора купли-продажи. Если вы уже выбрали подходящий автомобиль и готовы выложить за него кругленькую сумму, самое время обратится к «первоисточнику», т. е. договору на приобретение автомобиля. Этот вопрос потребует от вас не только максимального внимания, но и определенной «дотошности». Но поверьте, все это окупится вам с лихвой.

Естественно, «стандартный» договор купли/продажи специально под вас переписывать никто не будет, но разобраться в нем до мелочей – ваш «святой долг». Например, если услужливый менеджер обещает вам поставку автомобиля в течение двух месяцев, а в договоре указано 60 рабочих дней, то вы должны понимать что это не одно и тоже (в месяце, как правило, только 25 рабочих дней). Не менее важный вопрос и условия возврата аванса, ведь если они не предусмотрены, то «водить вас за нос» автосалон будет столько, сколько ему будет нужно.

Не забудьте внести наравне с маркой и моделью выбранный вами цвет и модификацию. Частенько предприимчивые продавцы, стремясь протолкнуть неходовой цвет, утверждают что, мол, автомобиля вашего цвета пока нет и будет лишь через полгода, поэтому, типа, берите то, что есть, и не кочевряжьтесь.

Если предлагаемый вариант замены вам не по душе, то лучше не идти на компромисс. Не забывайте, что даже в небольшом городе есть, как правило, два автосалона с одинаковыми марками автомобилей. Зато если во втором вы скажите, что пришли к ним от их конкурентов, то можно рассчитывать на определенную лояльность, а при недурных обстоятельствах и на хорошую скидку.

Иногда, особенно при заказе новых моделей или бизнес-комплектаций, с вас могут потребовать стопроцентную предоплату. В свою очередь и вы имеете право требовать более жесткие обязательства по срокам поставки и условиям возврата денег в случае форс-мажора.

Всегда помните, что главное в договоре написано «между строк», а именно мелким шрифтом где-нибудь в конце договора. Не стесняйтесь задавать вопрос по каждой непонятной запятой, ведь даже она может впоследствии превратиться в огромный камень преткновения на вашем пути к справедливости.

Долгожданный момент получения автомобиля - событие конечно радостное, но постарайтесь, чтобы слезы умиления не застили ваш трезвый взгляд на вещи. Нельзя забывать, что путь вашего «железного коня» был длинным и возможно даже тернистым. Не секрет, что автомобили в автосалон частенько поступают с дефектами, царапинами, а иногда просто битыми. Вы об этом вряд ли узнаете, т. к. добросовестный сервис сделает все, чтобы это осталось тайной, а добренький менеджер, дабы притупить вашу бдительность и скидочку сделает.

Даже на моей памяти бывали случаи, когда за новую продавали машину, побывавшую в серьезной аварии. Самостоятельно определить, было ли такое на самом деле с вашим автомобилем, вы не сможете, но есть специальные автотехнические экспертизы, которые не просто могут это выяснить, но и дать на этот счет легитимное заключение. Удовольствие это дорогое, но если ваши опасения оправдаются, то автосалон наряду возмещением вашего ущерба должен будет и оплатить проведение подобной экспертизы.

Как бы там ни было, уделите осмотру автомобиля столько времени, сколько это на ваш взгляд будет необходимо. Обратите внимание на состояние кузова. Сколы, потертости, неровности, перепады оттенка краски, отклеившийся уплотнитель и т. п. – все это свидетельства того, что автомобиль уже имеет «боевое» прошлое. Все найденные недостатки обязательно внесите в графу замечаний акта приема/передачи. Не забудьте, что менеджер, который передает вам автомобиль, должен расписаться в акте и этим подтвердить, что указанные недостатки имели место. Выявленные недостатки в последствии могут стать достаточным основанием для проведения ремонта за счет автосалона.

Если же обнаруженные дефекты вызывают у вас серьезные опасения, то лучше отказаться от этой конкретной машины, сославшись на то, что обнаруженные недостатки могут повлиять на эксплуатационные качества автомобиля, ведь то, что вы увидели, может быть лишь верхушкой айсберга.

Обязательно проверьте соответствие комплектации прилагаемому документу. В противном случае не удивляйтесь, если через пару дней вы обнаружите, например, что вместо фирменной «резины» на вашей машине окажется ее дешевый аналог. Но тогда бить тревогу будет уже поздно. Поэтому обратите внимание на все полагающиеся мелочи, особенно на те, которые легко снимаются. Ни в коем случае не соглашайтесь получить автомобиль сегодня, а сетку для багажника завтра. Помните, что после того как автомобиль окажется у вас, его докомплектация станет уже вашей головной болью, а не автосалона.

Менеджер, без всякого сомнения, будет из кожи вон лезть, советуя вам доукомплектовать автомобиль массой «нужных и полезных вещей». Его можно понять – это его прямой заработок, но для вас эта «медвежья услуга» может обойтись плачевно. Поэтому не соглашайтесь на установку несанкционированного оборудования — это может привести к снятию гарантии.

Купив новый автомобиль, вы автоматически попадаете на принудительное сервисное обслуживание. Установка сигнализации, дополнительного оборудования, страховка и гарантийное обслуживание – все это стоит немалых денег, а качество не всегда соответствует цене. Если вы откажетесь от услуг дилера – то он в одностороннем порядке может лишить вас гарантии. Так что вам придется смириться с этими потерями, но даже в этом случае требовать, чтобы указанные услуги выполнялись на должном уровне. Не забывайте, что СТО вашего дилера несет полную ответственность за качество выполняемых работ.

Иногда автосалон может в замен «заводской» гарантии предложить свою. Как правило, она может быть более продолжительной чем «фирменная», но это еще не повод, чтобы подписывать бумаги не задумываясь. Помните, что ни один автосалон не будет без определенной выгоды создавать себе трудности. Поэтому очень внимательно изучите оба условия гарантии. Особо обратите внимание на перечень расходных материалов, на которые не распространяется гарантия, список работ, проводимых бесплатно в ходе ТО и т. д. Короче, на все что в последствии может привести к дополнительным тратам.  

Не забудьте тщательно проверить и получаемые документы. В комплект в обязательном порядке должны входить: сервисная книжка (желательно с перечнем адресов сервисных центров), руководство по эксплуатации (на понятном вам языке), гарантийный талон, договор купли/продажи и акт приема/передачи. Они должны быть заполнены нужным образом, не иметь помарок и исправлений, особенно в местах дат и подписей. От порядка в документах будет зависеть не только, как и когда вы будете проходить гарантийное ТО, но наличие такового в принципе.

Обязательно проверьте в гарантийном талоне запись о проведении предпродажной подготовки. Пусть продавец сам продемонстрирует вам комплектность, работу зажигания, показания датчиков самодиагностики, место размещения и наличие масленого щупа и самого масла. Помните, что автомобиль в ходе предпродажной подготовки должен быть заправлен всеми техническими жидкостями в необходимом для нормальной эксплуатации объеме, и только количества топлива должно быть достаточно лишь для того, чтобы вы могли доехать до ближайшей заправки.

И постарайтесь решать все недоразумения, как говорится, «не отходя от кассы». Чем больше прошло времени с момента выезда из автосалона, тем трудней вам будет доказать, что виновником некомплекта или поломки является недобросовестность работников автосалона.

Если же претензия все-таки возникла, тогда смело обращайтесь в автосалон за устранением недостатка. Неплохо будет навести мосты и с обществом по защите прав потребителей, основным направлением деятельности  которого является защита прав потребителей, содействие при реализации прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их для жизни и здоровья, а также на получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), на просвещение в области защиты прав потребителей.

Общая схема решения споров состоит из урегулирования спорных моментов мирным путем или в судебном порядке. Под каждую конкретную ситуацию всегда необходимо подобрать индивидуальное решение и уже потом составлять прогнозы на результат. В любом случае я рекомендую первести все общение с автосалонов в «эпистолярный жанр», так как  устное обещание сотрудника салона, к примеру, привести вам машину завтра; устранить недокомплектацию в течении недели и т. д. и т. п. для составления претензии значения не имеют. Вы можете ждать долго, а в какой-то момент вообще получить ответ, что никто вам ничего не обещал.

Итак, например, вопрос с поставкой, пишем на имя директора организации, у которой купили авто, письмо следующего содержания: «Согласно пункта такого-то договора такого-то приобретенный мной, Ф.И.О., автомобиль такой-то продавцом, название организации, должно было быть, предоставлено тогда-то, однако до настоящего времени вами не выполнены данные обязательства.

Прошу надлежащим образом выполнить взятые, название организации, на себя обязательства по договору по своевременной поставке авто. Дата, подпись».

Очень хорошо (и даже эффективно) в конце подобного заявления будут смотреться фразы «в противном случае…» или «иначе…». 

Распечатываете в 2-х экземплярах и, или несете сами  и сдаете под подпись, или отправляете почтой ценным письмом с описью вложения и уведомлением. Уместно будет написать письмо и в головной офис компании (или региональное представительство), автомобили которой представляет данный автосалон. Автопроизводители куда больше дорожат своей репутацией, чем автосалоны, торгующие их машинами.

Если ваш спор с салоном дойдет до суда, данные письма будут доказательствами того, что вы честно пытались урегулировать ситуацию, а продавец сознательно не пошел вам на встречу.

Ответа ждем месяц, согласно ст. 20 ЗУ «Об обращении граждан», максимум 45 дней. Если ответ пришел, но вас не удовлетворил или не пришел вообще, тогда идите в суд. Пишем в прокуратуру района по месту нахождения организации, можно сразу в городскую или областную, кому как хочется, заявление о привлечении директора организации такой-то к ответственности по ст. 212-3 КпАП Украины  за несвоевременность, неполноту, или отказ в предоставлении информации.

Параллельно будет полезно обратиться в общество по защите прав потребителей. Ведь как гласит «Закон о защите прав потребителя»: «В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

- обнаружение существенного недостатка товара;

- нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков». 

Решив подавать исковое заявление в суд, нужно помнить и еще один немаловажный момент, ни в коем случае не определяйте виновника из числа персонала автосалона. В этом случае вы сами даете возможность автосалону уйти от ответственности. Недобросовестный мастер, слишком предприимчивый менеджер или неопытный специалист по гарантии будет наказан (оштрафован или даже уволен), а вы останетесь у своего разбитого корыта. Поэтому, оформляя иск, обязательно указывайте виновником организацию (т. е. автосалон), ведь любой его сотрудник, работая с вами или вашим автомобилем, представляет именно ее, а не лично себя.

С этого момента «на войне, как на войне», но учтите судиться с автосалонами достаточно сложно, так как, обычно, штатные юристы уже прорабатывают заранее возможные конфликты. Но это не означает, что у вас нет шанса на успех. Если подписывая договор, вы внимательно изучили свои права и не допустили никаких промахов, то доказать свою правоту вполне реально, особенно если вы привлечете в союзники грамотного и опытного юриста.

 

Подготовила Оксана Беловол.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь