статьи   

18.01.2011 (№ 47) Правовой ориентир

Гарантия на обман или как решать конфликтные вопросы с СТО




-

Как точно подметил один современный писатель, выезжая из ворот станции технического обслуживания: «Излишняя доверчивость – источник лишних неприятностей»… Возможно, он произнес эту фразу и в другом месте, но к теме нашего сегодняшнего разговора она имеет непосредственное отношение. А поговорим мы об обмане на СТО, причем не просто о шаромыжных конторах с весьма сомнительным прошлым, а что ни наесть самых фирменных. Впрочем, трудно рассчитывать на то, что при общем разгуле одурачивания в стране, вам попадется автослесарь, как говорится, «кристальной души человек». Но уж очень хочется на это рассчитывать, тем более что за его работу вы платите с собственного кармана, и платите немало. Это значит, что имеете полное право требовать, чтобы он свою работу выполнял не менее честно. И конфликты здесь нередки и временами очень серьезные. 

Чтобы разобраться в юридических аспектах этой темы мы обратились к специалистам компании «Инновационный бизнес консалтинг «УСПЕХ», которые с радостью согласились нам помочь.

В предыдущем номере мы уже писали о возможных неприятностях, связанных с покупкой автомобиля в автосалоне и путей решения этих проблем. Поэтому этот материал является своеобразным продолжением начатой темы. Сразу оговоримся, что не стоит все СТО равнять под одну гребенку. Возможно, как раз именно вам и повезло. Вам достался порядочный Сервис с честными и добросовестными мастерами. Но даже в этой ситуации от простой халатности, а тем более от случайности не застрахован никто. А это значит, что лучше заранее знать, как решить проблему с меньшими для себя потерями, а лучше вообще от нее перестраховаться…

Современный автомобиль – устройство достаточно сложное, в нем не то что «без бутылки», но и без профессионала вряд ли разберешься. Старые времена, когда хозяин мог за один день разобрать и собрать свою «ласточку», с каждым годом все больше напоминают сказку. Именно поэтому большой удачей считается иметь «своего» автомеханика. Но, приобретая новый автомобиль в автосалоне, вы добровольно-принудительно обязуетесь проходить ТО на сервисе вашего дилера, независимо от того какой репутацией он пользуется. В противном случае вы рискуете лишиться гарантии. Такое состояние дел и позволяет СТО-шникам не просто пренебрегать всякими нормами, но и просто садиться клиенту на голову.

Условно проблемы, связанные со станциями технического обслуживания, можно разделить на три группы:

1. Несоблюдение установленных сроков проведения ремонта или технического обслуживания.

2. Некачественное или неполное проведение регламентных или ремонтных работ.

3. Подмена, при ТО или ремонте, запасных частей и агрегатов, на более дешевые и, соответственно, менее качественные.

Ну, если первая причина ничего кроме неудобства вашего передвижения не предвещает, то две оставшиеся вполне могут привести к серьезным последствиям, таким как ДТП.       

Юридическое урегулирование взаимоотношений между клиентом и автосервисом базируется на нескольких документах. Основные из них: Гражданский кодекс Украины, Закон «О защите прав потребителей», и, наконец, Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобильных транспортных средств.

Передача транспортного средства на станцию технического обслуживания с целью проведения регламентных работ по ТО или ремонта (независимо от сроков гарантии) должно сопровождаться заключением договора между автовладельцем и автосервисом, предоставляющим вышеперечисленные услуги. В принципе соглашение может быть и письменным, и устным, конечно, если безгранично доверяете своему механику. Письменные вариант хорош в первую очередь тем, что позволяет предусмотреть все возможные обстоятельства. То есть в нем можно прописать сроки выполнения, перечень работ, дополнительные условия и т. д. 

Если нет необходимости оставлять ваш автомобиль на ответственное хранение у исполнителя для замены узлов или деталей, услуги оформляются счетом-фактурой или нарядом-заказом, в котором кроме перечня проведенных работ, использованных материалов и поставленных запасных частей, обязательно делается отметка о гарантийных обязательствах. Выполнение услуг без предоставления гарантийных обязательств (подкачка пневмонических  шин, диагностические работы без вмешательства в конструкцию авто и т. п.) могут оформляться только выдачей платежного документа (чека), подтверждающего оплату.

Кстати перечень услуг (операций), на которые распространяются гарантийные обязательства и период гарантии, перечислены в Приложении № 4 упомянутых выше Правил.

Прием транспортного средства осуществляется в присутствии собственника автомобиля или его представителя в следующем порядке:

1. Разбор сопроводительной документации и ваших заявок.

2. Проверка технического состояния транспортного средства (его составляющих).

3. Выявление внешних повреждений и дефектов с оформлением необходимых документов.

4. Оформление акта приема — передача транспортного средства (его составляющих) для предоставления услуг по техническому обслуживанию и/или ремонту.

Акт приема передачи автомобиля должен содержать следующую информацию:

  • место и дату составления акта;
  • наименование и местонахождение (место проживания) организации (юридического или физлица), предоставляющей услуги;
  • должность, Ф.И.О. лица, ответственного за принятие авто;
  • Ф.И.О. собственника транспортного средства или его представителя (в случае если лицо управляет машиной по доверенности);
  • регистрационные данные авто;
  • оказания счетчика пробега;
  • наличие или отсутствие пломб на каналах доступа к показаниям счетчика пробега на спидометре (тахографе);
  • оценка технического состояния, работоспособности, функционирования составляющих частей и систем составляющих частей, выявленные недостатки;
  • количество горючего в баке;
  • марки моторного и трансмиссионного масла, а также иных эксплуатационных жидкостей (в случае предоставления услуг по их замене или пополнения);
  • укомплектованность ТС с указанием наличия запасного колеса, магнитофона, радиоприемника, сидичейнджера и других легкосъемных частей;
  • перечень предоставленной с транспортным средством документации;
  • перечень составляющих частей транспортного средства, которые принимаются на ответственное хранение от владельца.

Данный акт подписывается владельцем, уполномоченным лицом организации, предоставляющей услуги по ТО, ремонту и скрепляется печатью той же организации.

Кстати, исходя из жизненного опыта, рекомендуем топливный бак автомобиля заправлять наименьшим количеством горючего, которого будет достаточно для осуществления технологического процесса предоставления услуг. Дабы не вводить в искушение работников СТО.

Расчетными документами, подтверждающими предоставление услуги, являются акт приема-передачи транспортного средства; наряд-заказ, все документы подписываются уполномоченными лицами сторон.

В акте приема-передачи, при получении машины назад, дополнительно указывается информация о соответствии предоставленных услуг условиям договора. Также вам должны предоставить и гарантийный талон. Обязательно уточните, на какие из проделанных операций будет распространяться гарантия, и что будет списано как «расходный материал». Обязательно сравните эту информацию с условиями гарантии на автомобиль и если найдете расхождения, обязательно уточните этот вопрос с мастером. 

Основанием для  предъявления претензии на услуги по техническому обслуживанию и ремонту является документ, подтверждающий оплату вами стоимости услуг, на котором есть отметка о  показаниях опломбированного счетчика пробега, дату предоставления услуг, подпись ответственного лица исполнителя, закрепленная печатью.

Контроль за соблюдением Правил предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобильных транспортных средств осуществляется территориальными органами по делам защиты прав потребителей Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики, другими органами исполнительной власти.

Итак, во избежание проблем в будущем лучше оформлять все необходимые документы письменно и в необходимом порядке, если же сотрудники СТО, куда вы обратились, начинают юлить, перечисляя тысячи причин, по которым они не могут оформить документы именно сейчас, лучше у них не задерживаться.

Не исключена ситуация, когда все документы оформлены, но проблема таки возникла. В этом случае пишем претензию автомастерской, и если это не имело должного результата, то подаем жалобу на автосервис в Общество по защите прав потребителей. Если же и это не смогло дать нужного эффекта, то следующей и последней инстанцией решения конфликта остается суд.

Помните, что подача иска в суд – дело серьезное и требует очень тщательной подготовки. Но учтите, что тщательно это не означает долго, ведь время играет на руку вашим оппонентам. Тут любой документ пусть даже косвенно подтверждающий вашу правоту будет кстати.

Составляя саму претензию, вы непременно должны указать все необходимые данные. А именно: государственный номер вашего автомобиля, номер документа по которому оказывались услуги, какой вид услуг с подробным описанием вам предоставил автосервис, стоимость и сроки выполнения работ. А также, какие неисправности в ходе работ должны были быть устранены, и что фактически имеет место.

Имейте ввиду, что составленная претензия должна быть подана до истечения гарантийного срока и с таким расчетом, чтобы вы могли предоставить автомобиль для проверки также не позже установленного срока. Не забудьте оставить себе второй экземпляр претензии и по возможности зарегистрируйте или запишите номер входящего документа.

Для СТО в таком случае существует два выхода: либо повторно осуществить ремонт вашей автомашины и уже качественно, либо возместить причиненные убытки.

Если же автосервис посчитает ваши притязания не обоснованными, что бывает, увы, очень часто, то у вас остается один путь – это отстаивать свою правоту в суде. Но кроме искового заявления и кучи всевозможных бумаг, подтверждающих факт того, что именно это СТО занималось ремонтом вашего автомобиля (вот почему все документы необходимо забирать вовремя, к тому же следить, чтобы они были заполнены точно и полностью), необходим акт автотехнической экспертизы. Именно он может стать бесспорным доказательством того, что ремонт или регламентные работы конкретным автосервисом были выполнены некачественно или не в полном объеме. Такая экспертиза может быть проведена по вашей личной инициативе еще до начала судебных заседаний или же в ходе таковых.

Удовольствие это не дешевое, но если ваши опасения подтвердятся, то автосервис будет обязан в судебном порядке не только произвести повторный ремонт за свой счет и компенсировать все ваши расходы, но и возместить моральный ущерб, нанесенный вам в ходе этой долгой и изнурительной борьбы за справедливость. Степень своих моральных потерь вам, конечно, придется определять самостоятельно, поэтому постарайтесь, чтобы она была достаточно убедительна для суда.

И помните, что судебные дела, особенно те, которые касаются возмещения ущерба, как правило, процессы очень долгие и довольно сложные, поэтому решить проблему, если уж она дошла до суда, «с наскока» не получится. Для самостоятельного ведения такого дела нужно иметь достаточно времени и глубокие знания в юриспруденции. Если вы не обладаете ни тем, ни другим – обратитесь к специалисту. Поверьте, лучше заплатить хорошему юристу за выигранное дело (тем более что эти расходы можно покрыть за счет виновной стороны), чем проиграть процесс из-за своей некомпетентности.   

 

P.S. Сегодня мы рассмотрели, можно сказать, «халатные преступления средней тяжести», которые в худшем случае могут закончится для вашего автомобиля очередным ремонтом. Но практика показывает, что иногда небрежное отношение работников СТО к своим обязанностям может привести и к куда более серьезным последствиям. В такой ситуации доказать свою невиновность будет куда труднее, особенно если у вас на руках не будет документов о причастности к этому автосервиса. Но эта тема совсем другого разговора, который мы обязательно продолжим в следующем году.

А напоследок позвольте дать вам один дружеский совет: никогда не забывайте о «человеческом факторе». Возможно, стоит просто попытаться расположить к себе автомеханика, который будет заниматься вашим автомобилем, и тем самым избежать взаимных обид и судебных разбирательств. Ведь, честное слово, хочется надеяться, что старая фраза - «мир не без добрых людей» еще имеет какой-то смысл...

 

Подготовила Оксана Беловол.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь