статьи   

07.07.2011 (№ 20) Правовой ориентир

Автостоянка: проблемы и их решение




-

Как и где хранить свой автомобиль? Это, пожалуй, самый первый вопрос, который возникает после его покупки. Если учесть, что количество автомобилей растет куда быстрее, чем средний уровень благосостояния народа, то неудивительно, что приобрести добротное и географически удобное жилье для своего автомобиля становится все трудней. На выручку приходят платные стоянки и парковки. Но, как говорится, «и на старуху бывает проруха». В одно прекрасное утро вы видите на своем автомобиле, спокойно оставленном на автостоянке, вмятину или разбитое стекло, а то и того хуже -  не находите своего автомобиля вовсе. Что же делать в данной ситуации и как застраховать себя от таких сюрпризов?..

Конечно, самый идеальный вариант – это покупка капитального гаража «в трех шагах» от своего дома. Но так как везет не всегда, а вернее сказать, почти никогда. Поэтому автовладелец покупает гараж, где получится (если вообще его покупает), а машину, как правило, ставит где-нибудь поближе к дому. У кого нервы покрепче, того устраивает и стоянка под своим подъездом, кто все-таки переживает за своего «железного скакуна» - стремятся найти ему «стойло» на платной стоянке или парковке.

Но, как показывает практика, парковка на охраняемой автостоянке не панацея от всех бед. Т. е. конечно теоретически владелец автостоянки несет ответственность за оставленную на ней на законных основаниях машину, но на практике, к большому сожалению, все бывает иначе. Но давайте все по порядку…

Понятие «автостоянка» подразумевает не просто кусок горизонтальной поверхности, на которой можно оставить свой автомобиль на некоторый срок.

Согласно букве закона, «автостоянка должна иметь твердое покрытие (асфальтовое бетонное, гравиевое, щебенное), ограждение, освещение, телефонную связь, помещения для обслуживающего персонала, въездные-выездные ворота с шлагбаумом и запасные ворота на случай срочной эвакуации транспортных средств. В случае необходимости и технической возможности на автостоянках оборудуются классы из безопасности дорожного движению, пункты технического осмотра и самообслуживания транспорта, устанавливается пожарная и охранительная сигнализация, громкоговоритель…».

Как правило, для охраны применяются: специальные заграждения, препятствующие проникновению на территорию автостоянки; охранная служба, обязанная патрулировать территорию парковки и следить за порядком на ней; и частенько собаки, которые за скромный стол и ночлег верой и правдой оберегают покой той же охраны. Говоря фигурально, это своеобразный банк, в который вы размещаете свои деньги, предварительно переведенные в высокотехнологичный кусок металла.

Что касается денег, то тут все понятно – вы не доверите их непонятно кому и, прежде чем положить их в банк, заключите договор, в котором четко будут прописаны условия хранения вашего капитала. В идеале с автостоянкой должно быть тоже самое.

Начнем с идеальной автостоянки, а она, как известно, существует только на бумаге. Вернее не на бумаге, а в Постановлении от 22 января 1996 г. N 115 «Об утверждении Правил хранения транспортных средств на автостоянках». В соответствии с этим документом, оказание услуг автостоянки может быть как долгосрочным, так и кратковременным (т. е. одноразовым). Причем «места долгосрочного хранения транспортных средств в случае отъезда их владельцев в отпуск, командировку и тому подобное позволяется занимать для временного хранения транспортных средств с оплатой

по суточному тарифу независимо от срока хранения».

При долгосрочном хранении исполнитель, т. е. представитель автостоянки, обязан заключить с вами договор в письменном виде, один экземпляр которого отдается вам. При этом договор должен заключать следующие важные условия:

  • организационно-правовую форму и наименование юридического лица, а также его местонахождение (юридический адрес), или фамилию, имя, отчество субъекта предпринимательской деятельности, сведения о его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • вашу фамилию, имя, отчество, номер телефона и адрес;
  • дату заключения договора, срок хранения вашего автомобиля;
  • стоимость договора;
  • марку, модель и государственный регистрационный знак автомототранспортного средства, принимаемого на хранение;
  • приблизительную стоимость вашего автомобиля;
  • условия хранения автомобиля;
  • порядок приема и выдачи автомобиля;
  • должность, фамилия, имя, отчество уполномоченного работника исполнителя, оформляющего договор, его, а также вашу подпись.

Частенько владельцы автостоянок не спешат заключать договора с автовладельцам, наивно рассчитывая на то, что этим они снимают с себя ответственность. Но пункт 27 того же постановления ясно гласит: «…Автостоянки гарантируют сохранность транспортных средств, принятых на хранение согласно этим Правилам, а в случае их

исчезновения, разукомплектации или повреждения во время хранения несут ответственность в установленном законодательством порядке».

Поэтому даже если договора нет, документами, подтверждающими факт того, что сотрудники автостоянки взяли ответственность за хранение вашей машины, могут быть квитанции об оплате, кассовые чеки, номера или жетоны на парковку. Не забывайте, что согласно п. 13 «разрешение на временное хранение транспортного средства

может предоставляться дежурным приемщиком (т. е. охранником или диспетчером), а на долгосрочное - уполномоченным должностным лицом автостоянки».

Бывают случаи, когда владельцы автостоянок заносят в договор пункт, в котором четко указано, что администрация не несет ответственности за хранение, возможное повреждение или угон вашего автомобиля. После подписания такой «бумажки» уже не будет никакого смысла держать автомобиль на платной стоянке, которая ни за что не отвечает. Поэтому прежде чем расписаться, потребуйте убрать подобный пункт из договора, на основании того, что он противоречит Гражданскому кодексу Украины.

Если вы все же «в горячке» заключили договор с такими пунктами, то его необходимо оспорить в суде, как не соответствующий закону. А следующий раз, прежде чем подписывать любое соглашение внимательно прочтите все пункты, а особенно те, которые написаны мелким шрифтом.

Но если, согласно закона, ответственность автостоянки за ваш автомобиль бесспорна, то в случае конфликта доказывать свою правоту вам все равно придется. Сразу оговоримся, что показания свидетелей вам в этом деле не помогут. Суд берет во внимания только письменные подтверждения предоставления вам услуги по охране вашего автомобиля. К ним, как мы уже говорили, относится договор о долгосрочном хранении транспортного средства (если есть), квитанция или чек по оплате услуг, записи в журналах учета долгосрочного и временного хранения автомобилей, журналах учета ежедневного и разового въезда и выезда на стоянку, а также в кассовой книге стоянки.

Указанные документы непременно обязаны содержать: наименование предприятия-стоянки; номер места парковки машины на территории стоянки; фамилию, имя и отчество лица, ставившего автомобиль на стоянку; марку, государственный номер, цвет ТС; время постановки на стоянку; подпись должностного лица, принявшего машину на хранение; печать предприятия, учредившего автостоянку. Кстати, судебная практика показывает, что кассовые чеки об оплате услуг стоянки, в которых отсутствуют вышеперечисленные реквизиты, не свидетельствуют о принятии стоянкой авто на ответственное хранение.

Посему, если вы хотите, чтобы за хранение вашего автомобиль действительно отвечала автостоянка, устанавливая его на площадку, выполните несколько необходимых процедур:

  1. Предъявите дежурному приемщику документы, которые удостоверяют ваше лицо, и регистрационные документы на транспортное средство, а также страховой полис, если транспортное средство застраховано.
  2. Предъявите транспортное средство на обзор дежурному приемщику и после надлежащего оформления в книгах учета ТС, въезда-выезда ТС, кассовой книги и книге квитанций, поставьте его на место хранения, зафиксировав от произвольного движения.
  3. Внесите плату и получите соответствующую квитанцию (кассовый чек) или пропуск.
  4. Подайте дежурному приемщику перечень предметов, которые находятся в салоне (кабине) транспортного средства, но не входят в комплект оборудования и приборов, предусмотренных заводом-изготовителем (например: телевизор, CD-чейнджер, GPRS, холодильник и другое имущество). Этот перечень должен быть внесен в журнал учета транспортных средств долгосрочного или временного хранения и засвидетельствован подписями владельца и дежурного приемщика.
  5. В случае, если транспортное средство уже имеет аварийные повреждения, то оно может быть принято на хранение только после регистрации в журнале учета транспортных средств с повреждениями, с указанием характера повреждения, времени въезда на автостоянку, марки и номера транспортного средства и фамилии владельца.

Но что делать, если приемщик не захочет заносить данные вашего автомобиля в журналы, а также удостоверять принятие его под охрану своей подписью или вообще отказывается выдать вам чек? Сперва, попробуйте обсудить эту ситуацию с владельцем автостоянки, контактный телефон которого должен висеть на доске информации. Если его позиция окажется аналогичной позиции дежурного, то оставлять свой автомобиль на такой стоянке нет ни малейшего смысла. К тому же рекомендуем, обратиться в региональное Управление по защите прав потребителей и сообщить о имевшем месте инциденте.

Ну что ж, допустим, вы все сделали правильно и удалились спокойно отдыхать. Пришло утро, и вы вернулись за своей «ласточкой». Первое, что мы рекомендуем сделать, перед тем как забрать автомобиль со стоянки, так это оглядеть его внимательно. Между прочим, это полезно сделать, даже если автомобиль стаял под замком в вашем «родном» гараже. Кроме того, что убедиться изменился внешний вид вашего автомобиля за время разлуки или нет, вы сможете обнаружить и появление отдельных технических неисправностей. Ну, например таких как: спущенная шина, неисправность габаритов, потеки масла или радиатора и т.п. Даже если вы ничего не обнаружите, то осмотр бесполезным не будет – вы убедитесь что с авто все нормально, а это уже не мало.

Что ж, пора перейти и к менее приятной ситуации… После осмотра автомобиля на автостоянке вы обнаружили, что ваша машина повреждена. Что же делать в данной ситуации? Что об этом говорит буква закона (п.25 Постановления о правилах хранения ТС): «…в случае выявления некомплектности транспортного средства немедленно сообщить об этом дежурному приемщику и подать по этому вопросу письменное заявление в двух экземплярах, один из которых, с отметкой дежурного приемщика о ее получении, оставить у себя». Может получиться так, что дежурный категорически откажется подписывать ваше заявление. В таком случае незамедлительно вызывайте самого владельца и пусть он лично заверят документ.

Но как показывает практика этого не достаточно. Поэтому попробуйте действовать в следующем алгоритме:

  • Не теряя времени, вызовите сотрудников ГАИ, для того чтобы он протокольно заверил факт получения повреждений, если же автомобиль был разукомплектован или вообще угнан со стоянки, вызывайте работников районного отделения милиции.
  • Если ваш автомобиль застрахован по каско, известите своего страхового агента о наступлении страхового случая.
  • Сделайте фотоснимки всех имеющих место повреждений. Желательно чтобы при фотосъемке присутствовали должностное лицо автостоянки и два-три свидетеля.
  • В самые ближайшие сроки проведите автотехническую экспертизу полученных повреждений для подсчета суммы ущерба. Не забудьте, на проведение экспертизы пригласить владельца автостоянки.

Это так скажем первый этап ваших действий. Когда ваше происшествие задокументировано, можно переходить ко второму этапу. Попробуйте договориться с владельцами автостоянки «полюбовно». Т.е. составьте письменную претензию на имя владельца в двух экземплярах. Приложите копию результатов экспертизы, квитанции за оплату услуг и снимки нанесенных повреждений. Обязательно убедитесь, что ваше письмо попало в руки адресата. Для этого лучший вариант это заказное письмо с условием «доставки лично в руки». Помните, что срок для удовлетворения или мотивированного отказа составляет 10 календарных дней. Если за это время вы не получили никаких вестей от владельцев автостоянки, то ждать дольше нецелесообразно. Предупредите владельцев, что готовы обратиться в суд, начинайте подготовку документов.

Прежде чем подать иск, знайте, что эта процедура потребует от вас много времени, моральных сил и достаточно средств, хотя в последствии это должно быть с лихвой вознаграждено за счет виновной стороны. Если у вас нет времени заниматься этими вопросами лично, вы можете перепоручить это своему адвокату. Иск о возмещении причиненного ущерба на ваш выбор подается по месту вашего проживания, по месту нахождения владельца стоянки или нахождения самой стоянки. К иску приложите все имеющиеся у вас документы, которые в состоянии подтвердить факт законного нахождения вашего автомобиля на охраняемой стоянке и повреждения (или разукомплектования) его во время хранения.

Аргумент со стороны владельцев о том, что между вами и автостоянкой не было никаких договорных отношений тревожить вас не должен. Такую функцию вполне может выполнить чек или квитанция об оплате услуг, разумеется, в том случае, если она заполнена правильно. Да и как они объяснят тот факт, что ваша машина находилась на охраняемой территории без всяких на то оснований, ведь в постановлении не двусмысленно сказано «ответственность за охрану транспортных средств и имущества, которые временно или постоянно находятся на территории автостоянки… несут работники автостоянки».

 В общем, справедливости добиться можно, хотя и нелегко. В любом случае, если хотите, чтобы закон был на вашей стороне, сами следуйте букве закона, и надеяться здесь на русский «авось» дело неблагодарное. Остается пожелать, чтобы подобные инциденты как можно реже встречались на ваших стоянках.

 

Подготовила Оксана Беловол.



Комментарии: обновить

28.06.2017 19:59:34
николай
если директор автостоянки самовольно превышает оплату в 50% , так как установленый тариф 200 грн в месяц
 
 
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь