статьи   

25.07.2011 (№ 25) Правовой ориентир

Пешеходная сторона ОСАГО: или стоящие советы пассажирам и пешеходам по «автогражданке»




-

Мы довольно часто возвращаемся к теме обязательного страхования гражданско-правовой ответственности, но как ни странно в этом аспекте не рассматривали его ни разу. Речь пойдет о рядовых пассажирах и пешеходах, которые тоже являются участниками движения, пусть не такими быстрыми и «металлическими». Так чем же рискует и на какую защиту может рассчитывать человек, волею судеб оказавшийся на проезжей части или в аварийной машине?..

Почему же, спросите вы, автомобильное специализированное издание заинтересовалось судьбой «безлошадных»? Ответ прост. Ну, во-первых, даже самые заядлые автомобилисты не редко бывают либо пешеходами, либо пассажирами, и от роковой случайности оказаться в ДТП никто из них не застрахован. А, во-вторых, каждый год на наших родных дорогах погибает около 8000 человек, а травмы получают в 7 раз больше. Вот и выходит, что проблема эта намного серьезнее, чем можно себе представить.

Но если относительно погибших можно только посочувствовать, то тем, кто получил травмы в ходе аварий можно помочь, причем благодаря ОСАГО, это можно сделать за счет виновников аварии.

Вот и постараемся прочитать закон в необходимом нам ключе. Начнем с главного. В 1 статье Закона  Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» четко определено, что «потерпевший» – это третье юридическое или физическое лицо, которому нанесен ущерб в результате дорожно-транспортного происшествия. Т.е. под «третьим физическим лицом» и подразумевается личность того же пассажира или пешехода, оказавшегося не в том месте и не в то время.

Стоит уточнить, что согласно Закона под понятие «наземного транспортного средства» подпадают разного рода такси, развозки, маршрутки, городские и междугородние автобусы, а также электротранспорт (трамваи, троллейбусы, электрички и т. п.).

Статья же 6-я того же Закона не двусмысленно дает понять, что такое страховой случай: «Страховым случаем является событие, в результате которого причинен вред третьим лицам в ходе ДТП, которое случилось при участии обеспеченного транспортного средства и в результате которой наступает гражданско-правовая ответственность…».

Ну, это что касается основных понятий. Теперь поговорим о цифрах. В статье 9 установлены максимальные лимиты ответственности (т. е. денежные суммы) страховщика перед потерпевшими в ходе аварии. Они составляют: за ущерб, нанесенный имуществу потерпевшего – 25 500 грн., а за урон причиненный жизни и здоровью – 51 000 грн. на одного потерпевшего. Но не стоит забывать, что «в случае, когда общий размер вреда за одним страховым случаем, превышает пятикратный лимит ответственности страховщика, возмещения каждому из пострадавших пропорционально уменьшается».

К большому сожалению, буквально в законе не сказано, кто конкретно обязан погашать тот самый «пятикратный лимит ответственности», но если выстроить логическую цепочку в глубь документа, то можно предположить, что это должно взять на себя Моторно-транспортное страховое бюро Украины (ст. 39 п.2 п/п 1; ст.41 п.1; ст.43 п.1 п/п 2).   

Нужно упомянуть и о максимальном значении франшизы, т. е. невозмещаемой страховщиком доли ущерба, оговоренной в статье 12 того же законодательного акта. 

Франшиза, это скорее вид распределения ответственности между страховщиком и страхователем, чем повод ущемления интересов пострадавших. Она законодательно не должна превышать двух процентов суммы выплаты и возмещается потерпевшему непосредственно страхователем. А при возмещении ущерба жизни и здоровью франшиза не применяется и вовсе. Есть правда у франшизы и небольшой, но неприятный минус. По закону вроде все гладко – франшизу выплачивает страхователь, т. е. частное лицо. Сумма это как правило не большая (в максимальном варианте всего 510 грн), а моральных и временных затрат может потребовать немало (уж такая у нас тернистая стезя справедливости). Поэтому в большинстве случаев «овчинка выделки не стоит».

Кстати, насчет возмещения ущерба в статье 22 (п.2) оного закона есть еще одна небольшая оговорочка. А именно: «потерпевшим, которые являются юридическими лицами, страховщиком возмещается исключительно ущерб, причиненный имуществу».

В той же статье сказано, что потерпевший – физическое лицо имеет право на возмещение также моральный вреда, на основании пунктов 1, 2 части второй статьи 23 Гражданского кодекса Украины (435-15). «Если судом установлено возместить пострадавшему моральный ущерб, предусмотренный пунктами 3, 4 части второй статьи 23 Гражданского кодекса Украины, такое возмещение в размере, определенном судом, осуществляет лицо, которое признано виновным в совершении дорожно-транспортного приключения».

Хотелось бы пояснить, что подразумевается под понятием «моральный ущерб», ведь многие иметь в виду под этим лишь возможность дополнительно «срубить деньжат» с виновника, хотя оно имеет вполне точное юридическое определение. А именно: «вред неимущественного характера, причиненный противоправными действиями, выраженный в умалении достоинства личности, причинении нравственных и физических страданий, в подрыве репутации и т. п.». Иными словами это ущерб, не имеющий явных проявлений, но, несомненно, ведущий к определенным последствиям. Это может быть потеря полной трудоспособности или работы (как итог), необратимые события в личной жизни, посттравматический шок и другие психологические отклонения и т. п. То есть прежде чем предъявлять иск на моральный ущерб, нужно хорошо понимать, чем вы собираетесь аргументировать выставленный вами счет. Одного «ой, я так испугалась…» для суда будет явно недостаточно.  

Кстати, есть еще один небольшой момент, на который на наш взгляд стоит обратить внимание. Согласно «автограждаки» термин «участник ДТП» не имеет точной формулировки, т. е. стоит предположить, что и пассажиры аварийной машины, и пешеходы, попавшие в аварию тоже относятся к этой категории. А это означает, что каждый из них обязан немедленно уведомить органы МВД о происшествии, а в трехдневный срок поставить в известность страховщика или МТСБУ (в случаях его касающихся). Участники ДТП должны известить друг друга о себе, о месте проживания, о наименовании и месторасположении страховщика и предоставить данные о страховых полисах ОСАГО.

 

Наличие или отсутствие документа о прохождении техосмотра никак не будет влиять на стоимость страховки КАСКО и ОСАГО

  • Повышать тарифы на КАСКО нет причин

С отменой ТО оснований для повышения рисков аварийности на дорогах нет. По статистике, неисправность авто -  одна из последних в списке причин ДТП. В 2010 году по данным ГАИ менее 1% автовладельцев, которые застраховались, имело какие-то проблемы с техническим состоянием машины. Поэтому и повышать тарифы на КАСКО нецелесообразно, - заверяют представители страховых компаний. Для формирования стоимости страховки существуют более важные факторы, такие как, например, стаж вождения и возраст водителя, чем наличие или отсутствие талона, который выдавался раз на 2 года – считают они.

Добровольное страхование АВТОКАСКО - рынок, который саморегулируется. Следовательно, изменение тарифов на этот вид страхования будет зависеть только от изменения рыночной конъюнктуры, повышения средней убыточности и цен на запчасти и ремонтные работы, утверждают специалисты.

  • Повышение тарифов на ОСАГО - это нарушение закона

Говорить о повышении тарифов на ОСАГО - значит нарушать закон. Потому что размеры страховых платежей по этому виду страхования давно закреплены законодательно и эти условия никто не отменял, - уверяют специалисты. Страховой платеж по ОСАГО рассчитывается путем умножения базового платежа (180 гривен) на соответствующие корректирующие коэффициенты. На сегодняшний день существует семь типов коэффициентов и ни один из них не дает возможность увеличить или уменьшить страховой платеж в зависимости от наличия или отсутствия у страхователя документа, который подтверждает техническую исправность его транспортного средства.

Но даже, если же в существующую систему расчета страхового платежа позже будут внесенные изменения, которые позволят корректировать страховой платеж по этому признаку, страховщики вряд ли будут делать любые надбавки.

Конкуренция на рынке автотранспортного страхования и так высока. И поэтому, если некоторые страховые компании решат повысить расценки, то сделают они это – по мнению специалистов - вовсе не через отмену процедуры прохождения обязательного техосмотра.

Как говорят страховщики, новый закон принципиально не повлияет на автотранспортное страхование. - Хотя закон привел к некоторой несогласованности в основных документах, которыми руководствуются страховщики в работе, однако со временем эти коллизии будут устранены и спорных моментов не будет.

 

Ну, после такого углубленного изучения теории пора перейти и к практической стороне вопроса. Для того чтобы предъявить свои права на получение вами возмещения, необходимо правильно составить заявление. Оно должно быть подано страховщику виновной стороны, а если он не известен, то в моторно-техническое бюро и должно содержать следующую информацию:

  • название получателя (наименование конкретного страховщика или МТСБУ);
  • название (для юридического лица) или фамилию, имя и отчество (для физического лица) заявителя, его местонахождение или место проживания;
  • содержание имущественного требования;
  • информацию об уже произведенных взаиморасчетах;
  • обстоятельства, которыми заявитель обосновывает свое требование, и доказательства, которые его подтверждают;
  • размер убытка;
  • подпись заявителя и дату подачи заявки.

К заявлению необходимо приложить: справку о дорожно-транспортном происшествии из ГАИ; справку из медицинского учреждения о степени и сроках потери трудоспособности, а если это имеет место, то и установлении инвалидности; другие документы, имеющие отношение к аварии, заверенные в установленном порядке (в соответствующем учреждении или нотариально).

Помните, что при предоставлении заявителем заведомо ложной информации с целью получения завышенной суммы возмещения приведет к мотивированному отказу в выплате всей суммы.

Решение о выплате или отказе от таковой страховщик принимает на основании документов, указанных в статье 35 упомянутого выше закона и после его принятия в течение трех дней сообщить заявителю о нем. Если ответ вас, т. е. заявителя, не удовлетворяет, вы вправе подать жалобу на страховщика в моторно-транспортное бюро и обжаловать его в судебном порядке.

Тут как раз и кроется неприятный подвох, позволяющий страховщикам «тянуть резину» максимально долго. Согласно букве закона страховщик лишь обязан в 3-хдневный срок сообщить о своем решении, но никак не принять его. Поэтому на практике выходит так, что ожидать ответ приходится довольно долго. Но вам наш совет: если в течение месяца вы не получили никакой весточки – смело пишите жалобу в МТСБУ или Госфинуслуг.

Причина для этого изложена в статье 37 п.1 и гласит следующее: «Выплата страхового возмещения осуществляется в течение одного месяца со дня получения страховщиком, определенных в статье 35 данного Закона документов, или в сроки и в объемах, определенных решением суда».

Сразу предупредим, что взять страховую компанию «нахрапом» через суд у вас скорей всего не получится. Как правило, для такого случая у страховщика всегда найдется парочку грамотных юристов, подкованных в этих вопросах «на все четыре», да и «свои» связи для решения проблем в суде у них тоже наверняка найдутся. Поэтому, если вы решили идти в суд, проконсультируйтесь сначала с профессионалами, а лучше подберите себе грамотного и опытного в этих делах адвоката для представления ваших интересов в суде.

Учтите, как бы там ни было, страховщик не заинтересован производить никакие выплаты, даже если вы будете трижды правы и дважды пострадавший. К тому же страховщику разрешено для проверки объективности полученных данных обращаться в медицинские учреждения, где вы находились, в судебно-медицинскую экспертизу, и даже направлять потерпевшего на медицинское обследование. Но помните, что все это он должен делать за свой счет.

Если же страховщик намеренно затягивает выплаты или предъявляет к вам не обоснованные требования, советуем не затягивать с жалобой в моторно-транспортное бюро, предварительно предупредив об этом страховую кампанию.

Бывают ситуации, когда вы попали под машину (не дай бог конечно), которая не имеет страховки или того хуже, виновник скрылся с места аварии. В этих и в других форс-мажорных случаях ущерб потерпевшему возмещает МТСБУ (ст. 41). Кстати и тут есть маленькая оговорка: «Бюро не возмещает вред потерпевшим, если они могут удовлетворить требования на основании договоров других видов страхования. В таких случаях МТСБУ возмещается часть вреда, которая не компенсирована за договорами других видов страхования».

Не правда ли, участь пешехода или пассажира попавшего в аварию мало чем отличается от удела водителя пострадавшей в аварии машины. И, тем не менее, возможность добиться справедливости существует, по крайней мере, законодательно.  

И в заключении. Конечно, бывают случаи, когда сами пешеходы, а то и пассажиры авто сами провоцируют создание аварийной ситуации. И, тем не менее, они самые незащищенные в плане безопасности участники ДТП. И если мы все, так или иначе являемся участниками дорожного движения, то не стоит забывать хороший советский лозунг: «Водители и пешеходы будьте взаимно вежливы!», ведь никакие денежные компенсации не вернут нам ни погибших, ни подорванное в аварии здоровье. 


Подготовила Оксана Беловол.

 



Комментарии: обновить

29.03.2012 22:31:11
Андрей
Автоадвокат. 0994242020, 0973073106,0636128471,7642654. РАНЬШЕ ПОЗВОНИТЕ - РАНЬШЕ РЕШИМ
 
 
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь