статьи   

16.05.2012 (№ 7) Безопасность

А если отказали тормоза…




-

Представьте себе ситуацию, вы спокойно едите на своем автомобиле, вроде бы ничего не предвещает неприятностей, и вдруг… Педаль тормоза уходит вниз, а машина продолжает набирать скорость. Вас мгновенно опоясывает леденящее душу осознание произошедшего. Данное чувство, думаем, знакомо многим бывалым автомобилистам. В этой сложной ситуации главное – не терять самообладание и сохранять способность быстро мыслить, анализировать и действовать…

Если вы правильно и постоянно следите за техническим состоянием своего автомобиля, то отказ тормозов – явление крайне редкое. Но ведь никто «не застрахован» от влияния факторов, относящихся к разряду нетехнических. Выбоины и камни на дорогах могут повредить, например, трубки гидропривода. А ведь еще существуют и бракованные запчасти, и деяния злоумышленников… Что и говорить, в современном мире автомобилист должен быть готов ко всему, и даже должен уметь произвести торможение машины «без тормозов».

Если уж так произошло, что педаль тормоза внезапно уперлась в коврик и «ответа» никакого, то вот наш первый совет – не прекращайте давить на нее до полного упора. У современных автомобилей тормозная система – двухконтурная. Не исключено, что отказал только один из них, и тормозить автомобиль будет, но только в два раза хуже. Да и сама педаль все-таки будет срабатывать, но только если выжать ее до упора. Если все вышеописанное не принесло никакого результата, тогда следует отпустить педаль и нажать ее снова, проделайте эту процедуру несколько раз, не дожидаясь результата: существует вероятность того, то на пятом-шестом качке давление в системе гидропривода восстановится, и вы все-таки остановите машину даже на высокой скорости.

Стоит отметить, что таким же именно способом необходимо воспользоваться и при потере тормозной жидкости, когда автомобиль замедляет ход, а сама педаль тормоза медленно проваливается. Нажатие педали нужно повторять до тех пор, пока автомобиль полностью не остановится. Даже несмотря на то что тормозная жидкость вытекает, рабочие цилиндры все равно продолжают передавать усилие на тормозные колодки.

Если тормозная система отказала полностью, тогда необходимо прибегнуть к помощи стояночного тормоза или торможения двигателем. В этом случае следует учесть несколько важных моментов. Если скорость автомобиля больше 40-50 километров в час, тогда при применении «ручника» не исключен занос, который вызван блокировкой задних колес. Посему для дозировки усилия необходимо параллельно с применением «ручника» нажимать кнопку «трещотки». Никогда не останавливайте автомобиль стояночным тормозом на кривой из-за возможности заноса. Перед началом торможения таким способом необходимо попытаться перевести машину на прямую траекторию.

Процесс торможения двигателем – это последовательное переключение на низшие передачи при этом нужно быстро отпускать педаль сцепления, сокращая время его нерабочего состояния. При движении по дороге под уклон применяется общее правило торможения двигателем: передача на спуске такая же, как и подъеме. Следующее включение передачи «вниз» нужно производить при снижении оборотов мотора на предыдущей передаче до 1000-2000 оборотов в минуту, акселератор при этом отпущен. Уменьшение скорости происходит синхронно с оборотами, а вот полностью остановить автомобиль можно будет опять же при помощи «ручника».

«А что же делать, если тормозная система отказала при движении с крутого спуска?» - спросите вы. На этот случай имеется проверенный автогонщиками способ – это торможение с использованием колес или борта о бордюры или другие сооружения, расположенные вдоль дороги. Главное условие, чтобы участок, о который придется «притираться», конечно, по возможности, был гладким, чтобы автомобиль не развернулся или же не перевернулся, зацепившись за выступающие части. И помните, что угол сближения с поверхностью должен быть самым минимальным по этой же причине, в противном случае контроль над ситуацией можно полностью потерять.

Еще как вариант можно применить такой относительно «безболезненный» способ – это остановка машины с отказавшими тормозами при помощи удара сзади о попутный грузовой автомобиль. Пассажиры вашего авто при этом обязательно должны быть зафиксированы ремнями безопасности и упереться конечностями в детали интерьера.

Обдумывая возможные варианты остановки, обязательно обратите внимание на состояние обочины дороги. Если дорожная насыпь не высокая и кювет достаточно узок, тогда попробуйте просто съехать в поле, но при этом не сворачивайте слишком резко или же под большим углом, чтобы, не дай бог, автомобиль не перевернулся.

Запомните, самым страшным исходом внезапного отказа тормозной системы автомобиля является лобовое столкновение. Учтите, скорости встречного транспорта суммируются. И если возможность выбора в сложившейся ситуации все-таки есть, тогда наезд на препятствие или даже переворачивание автомобиля предпочтительнее, чем лобовое столкновение. В данной ситуации не до сохранности автомобиля, жизнь и здоровье водителя и пассажиров – на первом плане.

Во всех ли ситуациях необходимо применять экстренную остановку автомобиля при отказе системы тормозов? Это может на первый взгляд показаться странным, но оказывается, не во всех. Если дорога свободна, а впереди вы видите ровный участок без попутных автомобилей (или же подъем), тогда можно попытаться обойтись без экстрима. Позвольте машине выкатиться по инерции на свободном участке дороги, и когда она полностью остановится, воспользуйтесь стояночным тормозом или же самой низкой передачей при выключенном зажигании.   

Пытаясь остановить автомобиль «без тормозов», не забывайте о руле. Необходимо быть постоянно готовым корректировать движение. Помните, что машина может пойти юзом по причине блокировки одного или нескольких колес. Такое может произойти при повреждении тормозной системы.  

Дабы вышеописанные ситуации не возникали, необходимо постоянно помнить о том, что ничего не происходит внезапно (включая и поломку тормозной системы). Автомобиль всегда заранее подает сигналы о возможной неисправности или проблеме. Это может выразиться в изменениях ощущения педали тормоза, например, ее мягкости или жесткости, или же толчковой отдаче на ногу. Любой признак изменения в работе тормозов вашего железного коня не должен остаться без вашего внимания.

Никогда не забывайте и о рабочих способностях стояночного тормоза. (Ведь не зря же гаишники постоянно им интересуются.) «Ручнику» отведена роль резервного тормоза, и это очевидно. И дабы стояночный тормоз не подвел вас в экстремальной ситуации, применять его необходимо постоянно. Только в таком случае его трос будет находится в рабочем состоянии. Специалисты также советуют периодически проводить тренировки аварийного торможения именно с помощью «ручника» (только проделывать это можно на специальных площадках, свободных от транспорта).

В заключении позволим себе призвать всех владельцев автомобилей как можно чаще проверять состояние тормозной системы машины. И тогда у вас не будет необходимости выполнять все вышеописанные действия.

 

Подготовил Евгений Рейсер.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь